Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования (стр. 2 из 7)

11. Названия песен не всегда совпадают с названиями (если они есть) стихотворений, обычно они объясняют позицию композитора или угол зрения, под которым желательно прослушивать данную песню (к тому же, по первой строчке легко найти стихотворение, взятое за основу песен).

12. Музыкальные выразительные средства (интонационно-мелодическая линия, ритм, гитарное или оркестровое сопровождение, исполнение) направлены на раскрытие образа стиха, творческой индивидуальности поэта. При создании музыки сохранялись интонации, ритм, эмоциональные акценты поэзии.

13. Преобладает «говорящая песенная» мелодия, т.к. она рождается из мелодекламации стихотворения.

14. Проблема соотношения поэзии и музыки во все века оставалась актуальной как для композиторов, так и для исследователей песенного творчества. Решалась эта проблема по-разному: поэзия «подчиняется» музыке, музыка «подчиняется» поэзии, или композитор находит «золотую середину».

15. Идея распевания стихов не нова для истории музыки. В классической музыке это, так называемые, «стихотворения с музыкой» писали С.Танеев, С.Рахманинов, Н.Метнер, С.Прокофьев, К.Дебюсси. В песнях авторских, бардовских – поэзия (точнее – смысл) тоже является главной по отношению к музыке.

16. Песенные циклы сложились ещё в классической музыке (Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, И.Брамс, Г.Малер, Г.Вольф, М.Глинка, М.Мусоргский, Д.Шостакович, Г.Свиридов и другие композиторы). Есть циклы и в современной музыке.

Но принципиальное отличие «Нотных Портретов» заключается в том, что они созданы не по законам создания песенных циклов, подчинённых законам развития музыкальных произведений, а по закону развития драматургии сюжетов литературных составляющих этих циклов (о чём свидетельствует патент на «Способ создания музыкального произведения» № 2159965 от 27 ноября 2000 г.)

17. Разнообразие стихов определило и разнообразие их музыкальных воплощений. Содержание, характер, ритм и т.д. стихотворения определяют разнообразие музыки: шутливая, ироничная, лирическая, повествовательная и т.д..

В песнях стихи получают современную музыкальную окраску. Современное музыкальное изложение русской поэзии – путь к душе и разуму школьников разных возрастов. Таким образом, это один из способов, методов изучения и обучения поэзии подрастающим поколением.

Кроме того, в этом жанре происходит диалог эпох (время создания поэзии и время создания музыки); поэтому возникает необходимость проследить соотношение поэтического и музыкального образов в их авторской трактовке.

В литературно-музыкальную антологию вошли следующие «Нотные Портреты»: В.Тредиаковский, М.Ломоносов, А.Сумароков, Г.Державин, И.Хемницер, А.Радищев, М.Муравьев, В.Капнист, И.Дмитриев, Н.Карамзин, И.Крылов, И.Козлов, К.Батюшков, В.Жуковский, Д.Давыдов, Ф.Глинка, П.Вяземский, К.Рылеев, И.Мятлев, В.Кюхельбекер, А.Дельвиг, А.Пушкин, Е.Баратынский, А.Одоевский, Н.Языков, Ф.Тютчев, К.Аксаков, А.Хомяков, А.Полежаев, Д.Веневитинов, К.Павлова, В.Бенедиктов, А.Кольцов, Н.Огарев, М.Лермонтов, П.Ершов, А.Толстой, И.Тургенев, Я.Полонский, А.Фет, А.Жемчужников, А.Майков, Н.Некрасов, Л.Мей, А.Григорьев, И.Никитин, А.Плещеев, М.Михайлов, Н.Добролюбов, К.Случевский, Л.Трефолев, А.Апухтин, И.Суриков, А.Голенищев-Кутузов, С.Дрожжин, В.Соловьев, Н.Минский, И.Анненский, К.Романов, К.Льдов, К.Фофанов, С.Надсон, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, В.Иванов, П.Соловьева, К.Бальмонт, М.Горький, А.Федоров, З.Гиппиус, М.Лохвицкая, И.Бунин, Тэффи, М.Кузмин, Ю.Балтрушайтис, В.Брюсов, А.Герцык, А.Кондратьев, М.Волошин, А.Эфрос, Эллис, С.Черный, А.Белый, А.Блок, Б.Садовский, К.Чуковский, С.Городецкий, В.Каменский, Н.Клюев, В.Гофман, С.Парнок, В.Хлебников, Н.Гумилев, В.Зенкевич, В.Ходасевич, А.Тиняков, Ю.Лившиц, А.Крученых, Ч.Габриак, И.Северянин, П.Орешин, С.Маршак, А.Ширяевец, В.Нарбут, Д.Бурлюк, Н.Асеев, А.Ахматова, С.Клычков, А.Несмелов, В.Инбер, Б.Пастернак, О.Мандельштам, И.Эренбург, Р.Ивнев, Г.Адамович, М.Цветаева, В.Шершеневич, В.Маяковский, В.Сумбатов, Г.Шенгели, Г.Иванов, В.Рождественский, С.Есенин, Э.Багрицкий, П.Антокольский, А.Кусиков, А.Мариенгоф, Н.Олейников, К.Вагинов, И.Сельвинский, А.Баркова, Н.Заболоцкий, Ю.Поплавский, М.Светлов, И.Уткин, А.Барто, Л.Мартынов, Д.Хармс, Д.Андреев, А.Тарковский, Б.Корнилов, Д.Кедрин, В.Шаламов, М.Петровых, И.Чиннов, О.Берггольц, А.Твардовский, С.Липкин, С.Михалков, Я.Смеляков, В.Тушнова, М.Алигер, К.Симонов, Г.Семёнов, Б.Заходер, А.Галич, И.Елагин, Н.Тряпкин, Н.Глазков, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, Ю.Левитанский, Г.Поженян, Б.Чичибабин, А.Межиров, С.Кирсанов, Б.Окуджава, Ю.Друнина, В.Солоухин, К.Ваншенкин, Н.Коржавин, Е.Винокуров, В.Соколов, В.Берестов, А.Дементьев, И.Лиснянская, А.Жигулин, Г.Горбовский, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Матвеева, Е.Рейн, Н.Рубцов, В.Соснора, Б.Ахмадулина, Г.Шпаликов, Ю.Мориц, В.Высоцкий, И.Резник, О.Чухонцев, И.Бродский, Л.Миллер, А.Сарлык, М.Яснов и мн. др.

4. «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ. ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Музыкальное прочтение творчества русских поэтов, представленное в «Нотных портретах», может быть использовано в различных направлениях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, обогащая его разнообразными формами работы.

Определим пути и формы использования «Нотных Портретов» в общеобразовательной школе.

В начальной школе песни могут быть введены на уроках «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Функция песен на уроке различна:

1. песни как музыкальная иллюстрация к теме урока;

2. песни как музыкальная пауза в процессе урока;

3. песни как художественная кульминация или художественное обобщение урока.

Формы работы с использованием «Нотных Портретов»:

1. слушание песен;

2. вокальное исполнение;

3. инсценировки, пантомимы, игры;

4. образы песен дети передают в рисунках (задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные);

5. сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

6. музыкальный ряд к изобразительному ряду урока.

7. сочинение собственной музыки к стихам.

«Окружающий мир»

1. Песни, посвященные различным образам природы, становятся музыкальной иллюстрацией к урокам о природе.

2. Изучение на уроке зверей, животных, птиц иллюстрируется песнями о них. Песни слушаются, поются (они быстро и легко запоминаются), можно поставить маленькие инсценировки-пантомимы.

3. Уроки, посвященные человеку, также иллюстрируются различными песнями. Песни отбираются соответственно теме и задачам урока.

«Литературное чтение»

1. Песни отбираются соответственно теме урока. Например, стихи о природе.

2. Песни отбираются соответственно творчеству поэта. Например, знакомство с каким-либо стихотворением С.Маршака или К.Чуковского и слушание, пение, или инсценировка песни-стихотворения из «Нотного Портрета» С.Маршака или «Нотного Портрета» К.Чуковского.

3. Сравнение одного и того же стихотворения, прочитанного и «распетого».

«Музыка»

1. Слушание песен.

2. Разучивание и исполнение песен.

3. Сравнение песен с другими музыкальными произведениями на одну тему.

4. Интонационный анализ мелодии в сравнении с поэтической интонацией.

5. Инсценировки песен.

6. Сочинение собственных музыкальных версий к стихам.

«Изобразительное искусство»

1. Звучание песен в качестве музыкального ряда.

2. Музыкальный эпиграф к уроку.

3. Литературно-музыкальный сюжет для практической работы.

Внеклассная работа

1. Проведение литературно-музыкального концерта по стихам какого-либо детского поэта. Привлечение родителей к подготовке выступления детей (костюмы, декорации и т.д.)

2. В группе продленного дня предложить детям слушать песни и в рисунке передать их содержание, образы. Сделать инсценировки песен.

3. Провести конкурс на лучшее исполнение песен, на лучший рисунок, или инсценировку.

4. Предложить детям сначала самим «распеть» небольшие стихи, а потом послушать, как эти же стихи «распел» композитор. Это поможет активизировать внимание детей на выразительные средства в музыке.

5. Дети поют и импровизируют аккомпанемент на детских музыкальных инструментах.

В средней и старшей школе песни могут быть введены на уроках «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Функция песен на уроке различна:

1. песни как музыкальная иллюстрация к теме урока;

2. песни как музыкальная пауза в процессе урока;

3. песни как художественная кульминация, или художественное обобщение урока.

4. песня как эпиграф к уроку.

5. материал для интегрированных уроков по литературе и музыке.

6. музыкальный переход к новому разделу урока, посвященному поэзии;

7. рассмотрение диалога культур (время создания поэзии и время создания музыки);

8. подбор песенных стихов к изобразительному ряду и наоборот.

Формы работы с использованием «Нотных Портретов»:

1. слушание песен;

2. вокальное исполнение;

3. инсценировки, пантомимы;

4. образы песен учащиеся передают в рисунках (задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные);

5. сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

6. музыкальный ряд к изобразительному ряду урока.

7. тема для сочинений, эссе и других творческих работ.

8. сочинение собственных музыкальных версий к стихам.

«Литература»

В соответствии с учебной программой по литературе выбирается «Нотный Портрет» поэта.

1. Знакомство со стихами данного поэта, затем прослушивание песен, созданных на основе его творчества. Сравнительный анализ.