Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования (стр. 6 из 7)

«Нотные Портреты»: Ф.Тютчев, К.Бальмонт и др.

Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».

Понятие «драматургии» связано с развитием музыки. Многие песни из «Нотных Портретов» имеют свободную форму и подчиняются развитию – драматургии стиха и всего сюжета «Нотного Портрета». Поэтому они могут быть использованы в этом аспекте как примеры следования музыкальной драматургии за развитием содержания стихов.

Восьмой класс

Первая четверть: «Что значит современность в музыке?».

В этой теме «Нотные Портреты» могут быть развернуты весьма оригинально, т.к. музыка предлагает современное «прочтение» стихов, созданных в разные исторические эпохи.

Вторая четверть: «Музыка серьезная» и «Музыка легкая».

Песенные стихи в «Нотных Портретах» могут быть причислены к разным направлениям – это решается в каждом конкретном случае. Песня может быть и «легкой» и «серьезной».

Третья четверть: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».

В этой теме использование различных «Нотных Портретов» также может вывести на серьезные размышления в зависимости от выбора песни.

Четвертая четверть: «Великие наши «современники».

В программе рассматриваются три великих композитора – Л.Бетховен, М.Мусоргский, С.Прокофьев – как любимые композиторы нашей эпохи (ХХ-ХХI в.в.) и поэтому наши «современники». Такой подход может быть и к любым поэтам, в которых школьники видят своих «современников». Так осуществляется тематическая связь программы по музыке с «Нотными Портретами».

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

Программа, написанная коллективом авторов под руководством и редакцией Б.М.Неменского.

В отличие от программ по литературе и музыке в данной программе происходит обращение к произведениям, созданным практически во все эпохи человеческой цивилизации: от древнего мира до наших дней. Поэтому введение на уроках «Нотных портретов» возможно в связи с обращением к общечеловеческим темам: человек, общество, природа и различным аспектам их раскрытия. При этом следует отметить, что каждый педагог при творческом подходе, учитывая общую тему года, тему четверти, тему урока, зрительный ряд, может определить «Нотные портреты» в музыкальном ряду урока. Безусловно, наиболее яркие связи обнаруживаются при обращении к образу человека и природы.

Пятый класс

Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

«Нотные Портреты» выбираются соответственно теме урока (песни о деревенском быте, народных художниках, шитье, вязании и т.д.)

Шестой класс

Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема 1. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».

Отметим некоторые произведения зрительного ряда:

А.Фонвизин «Портрет Д.Зеркаловой», Борисов-Мусатов «Куст орешника», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Микеланджело «Восстающий раб». М.Врубель «Автопортрет, 1904г.», В.Серов «Портрет балерины Т.Карсавиной», А.Матисс «Женщина с распущенными волосами», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Ж.Гудон «Статуя Вольтера». Ф.Малявин «Две бабы», А.Архипов «Девушка с кувшином», А.Рябушкин «Московская девушка», В.Серов «Портрет Л.Гиршман».

«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.

Тема 3: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».

- Образ человека – главная тема в искусстве.

- Портрет в скульптуре.

- Портрет в живописи.

- Великие портретисты.

«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом – содержанием картин, общим настроением.

Седьмой класс

Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни людей».

Тема 1. «Поэзия повседневности и видение мира»

- Изображение фигуры человека.

- Поэзия повседневной жизни в истории искусств.

- Сюжет и содержание в картине.

- Умение видеть жизнь вокруг себя.

Тема 2. «Великие темы жизни».

- Библейские темы в изобразительном искусстве

«Нотные портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.

Восьмой класс

Общая тема: «Архитектура и дизайн в жизни человека».

«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с архитектурой зданий, фрагментов зданий. Например: М.Волошин и др.

Девятый класс

Общая тема: «Изображение в синтетических искусствах».

Тема 1. «Эволюция изобразительного искусства»

- Синтетические искусства и изображения»»

- Роль и место изображения в синтетическом искусстве.

- Театр и экран – две грани изобразительного искусства.

- Фотопортрет.

- Натюрморт и пейзаж как объект съёмки

- Событийная, репортажная съёмка.

Тема 2. «Азбука экранного искусства».

- Сценарий в кино.

Тема 3. «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание экранного искусства».

- Кино – синтетическое искусство. Драматургическая роль звука в фильме.

Тема 4. «Фильм – искусство и технология».

- Звук в любительском видеофильме.

«Нотные Портреты» могут служить основой литературно-музыкального сценария, выполнять определенную роль в драматургии фильма. Например: И.Северянин и др.

7. КЛАССИФИКАЦИЯ «НОТНЫХ ПОРТРЕТОВ» ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ТЕМАМ.

1. Патриотизм, любовь к Родине: Г.Державин, А.Кольцов, К.Батюшков, Д.Давыдов, И.Эренбург, А.Блок, А.Ахматова, К.Бальмонт, А.Галич, Б.Окуджава, В.Высоцкий, З.Гиппиус, О.Мандельштам и др.

2. Фольклор: А.Толстой, И.Суриков, С.Клычков, П.Орешин, С.Есенин, В.Ширяевец. С.Городецкий и др.

3. Исторические песни: М.Ломоносов, А.Толстой, А.Галич и др.

4. Русский быт, обряды, песни, былины. Жизнь русской деревни: П.Орешин, А.Кольцов, С.Есенин, Н.Асеев, А.Толстой, А.Блок, К.Бальмонт, И.Никитин, Н.Огарев, С.Городецкий, В.Каменский, С.Клычков, Н.Клюев и др.

5. Духовные искания человека. Бог и человек: И.Уткин, Б.Корнилов, С.Парнок, Ф.Тютчев, К.Фофанов, А.Тиняков, Н.Огарев, А.Майков, М.Лермонтов, А.Пушкин, М.Волошин, В.Соловьев, В.Нарбут, И.Анненский, И.Бунин, С.Есенин, К.Романов, Ф.Тютчев. Н.Языков, М.Цветаева, А.Блок, К.Бальмонт, И.Бродский и др.

6. Философские размышления. Человек и мир: Д.Мережковский, Н.Гумилев, В.Брюсов, Р.Ивнев, О.Мандельштам, Я.Полонский, П.Вяземский, М.Волошин, Н.Минский, А.Блок, К.Бальмонт, С.Надсон, В.Гофман, А.Апухтин, И.Анненский, Ю.Балтрушайтис, А.Белый, И.Бунин, В.Высоцкий, З.Гиппиус, Н.Клюев, К.Пастернак, И.Бродский и др.

7. Природа и человек: К.Фофанов, А.Тиняков, Н.Огарев, А.Майков, М.Лермонтов, А.Пушкин, М.Волошин, В.Соловьев, В.Нарбут, И.Анненский, И.Бунин, С.Есенин, К.Романов, Ф.Тютчев и др.

8. Социальная тема. Социальные портреты. Н.Некрасов, И.Никитин, Н.Огарев, П.Вяземский, М.Лермонтов, А.Пушкин, М.Волошин, А.Блок, К.Бальмонт, А.Ахматова, А.Белый, В.Брюсов, И.Бунин, Г.Иванов, О.Мандельштам, Н.Минский, В.Маяковский, Б.Пастернак, И.Северянин, Д.Мережковский, В.Ходасевич, С.Черный, А.Галич и др.

9. Путешествия. Странствия. М.Волошин, Н.Гумилев, О.Мандельштам, К.Бальмонт, В.Сумбатов и др.

10. Любовная лирика. С.Парнок, Б.Пастернак, В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Кузмин, А.Ахматова, П.Соловьев, О.Мандельштам, А.Дельвиг, В.Бенедиктов, Н.Языков, А.Григорьев, Д.Давыдов, А.Пушкин, Е.Баратынский, В.Жуковский, В.Соловьев, Н.Минский, М.Лохвицкая, В.Иванов, В.Инбер, И.Анненский, А.Апухтин, А.Белый, И.Бунин, Г.Иванов, М.Цветаева, З.Гиппиус, А.Фет, В.Ходасевич, А.Блок, Б.Пастернак, В.Шершеневич, А.Галич, В.Высоцкий и др.

11. Образы людей разных сословий. В.Бенедиктов, П.Вяземский, А.Майков, А.Пушкин, В.Нарбут, Ф.Сологуб, В.Зенкевич, С.Городецкий, Н.Клюев, В.Маяковский, Б.Пастернак, И.Северянин, А.Фет, В.Шершеневич, Б.Чичибабин, В.Высоцкий и др.

12. Светская жизнь. Н.Языков, А.Пушкин, М.Лермонтов и др.

13. Сатира. И.Северянин, С.Черный, А.Галич, В.Высоцкий и др.

14. Театр. Ф.Сологуб, Г.Иванов и др.

15. Сказочные и фантастические образы. И.Крылов, М.Лермонтов, В.Нарбут, Ф.Сологуб, Ч.Габриак, Н.Асеев, С.Городецкий, Н.Гумилев, С.Клычков, Я.Полонский, В.Ходасевич и др.

16. Революция. М.Волошин, В.Маяковский, А.Галич и др.

17. Для детей. И.Крылов, А.Кольцов, А.Фет, И.Никитин, А.Блок, К.Бальмонт, К.Чуковский, С.Маршак, В.Берестов, Б.Захадер, А.Барто и др.

… и мн.др. тем

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Нотный Портрет» являются новым литературно-музыкальным жанром, посвященным творчеству одного поэта. Циклы «песенных стихов» раскрывают главные темы, образы в творчестве какого-либо поэта.

Современная песенная интонация, ритмы по-новому освещают русскую поэзию XVIII-XX вв. Свыше 300-т «Нотных Портретов» дают возможность педагогам общеобразовательной школы и дополнительного образования обогатить свои уроки новым материалом и разнообразными формами работы.

Конечно, русская поэзия самоценна. Важность ее изучения в оригинальном виде, без синтеза с другими искусствами остается бесспорным. Но в соединении с современной музыкой ее воздействие на школьников будет более действенным и глубоким.

«Нотные Портреты» являются одним из способов обучения школьников, приобщения их к русской поэзии. Это и дидактический материал по русскому языку, который позволяет сформировать правильное произношение звуков, умение различать звуки речи на слух, учит владеть связной речью, увеличивает словарный запас, помогает овладеть грамматическими закономерностями языка на примере русской поэзии. Таким образом, «Нотные Портреты», являясь частью мегапроекта «Экология русского языка», должны сыграть важную роль в сохранении и развитии русского языка на современном этапе развития общества.

Литературно-музыкальные композиции будут способствовать процессу гуманизации и гуманитаризации образования.