Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования (стр. 1 из 7)

Московский гуманитарный университет

«ГАЛЕРЕЯ НОТНЫХ ПОРТРЕТОВ»

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XVIII-XX веков

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ С.С.КОРЕНБЛИТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогов общеобразовательных школ,

учреждений дополнительного образования

автор С.С.КОРЕНБЛИТ

Москва, 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Мегапроект «Экология русского языка» …………………….……3

2. Поэзия и музыка …………………………………………………….……..........5

3. «Нотные Портреты»* русских поэтов ……………………………...….………6

4. «Нотные Портреты» в учебно-воспитательном процессе школы. Формы работы на уроке. Формы работы в дополнительном образовании ……………11

5. «Нотные Портреты» и программы для начальной школы ……..………..….19

6. «Нотные Портреты» и программы для средних и старших классов ……......28

7. Классификация «Нотных Портретов» по содержательным темам ……........42

8. Заключение ………………………………………………………………..……44

9. Выписки из рецензий ………..……………………………………….……..…45

……….

* «Нотный Портрет» – Патент № 2159965 от 27.11.2000г. на Способ создания музыкального произведения.

1. ВВЕДЕНИЕ

МЕГАПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Актуальность. Проблема сохранения русской культуры сейчас стоит весьма остро. Русская культура дала миру выдающихся писателей, поэтов, философов, художников, музыкантов. Важной частью культуры любой страны является язык нации. Насколько развит язык, богат, тонок в передаче мыслей, чувств, настолько развито мышление народа, его представление о мире, его духовная жизнь. Уровень развитости языка свидетельствует об уровне развития культуры страны. Наконец, язык накапливает в себе достижения предыдущих веков. Но язык отражает и негативные процессы, происходящие в обществе. Обеднение и «засорение» языка становится тревожным сигналом о состоянии культуры.

В настоящее время язык как средство общения у подрастающего поколения крайне «занижен» в его нравственно-эстетическом значении. Школьники теряют представление о красоте, благородстве, богатстве русского языка, об искусстве владения литературным языком, о том, что язык для каждого человека - это его лицо, внутренний мир, наконец, представление себя в глазах окружающих.

Русский язык переживает непростой период. Выдвинутые недавно идеи по реформе русского языка приостановили его утрату. Поэтому сейчас нужно активно искать разнообразные формы сохранения и возрождения русского языка у подрастающего поколения, ибо сохранение русского языка – задача государственная и связана с сохранением нации.

Общеобразовательная школа является важным государственным институтом, где новым поколениям передается отечественная культура и в том числе культура русского языка. Чтобы процесс приобщения школьников к высокому литературному языку был разнообразен, нужно искать, разрабатывать новые творческие формы для классной, внеклассной работы, дополнительного образования и занятий дома.

Русская поэзия XVIII-XX веков – это кладезь русского языка, его животворный источник. Её нужно возвращать всевозможными путями в культуру в целом, в сознание современных школьников в частности.

Поэтому цель представленного мегапроекта «Экология русского языка» направлена на активное творческое возрождение языка через приобщение школьников к русской поэзии XVIII-XX вв., представленного в виде литературно-музыкальных «Нотных Портретов» поэтов.

Задачи проекта:

- отобрать лучшие стихотворения поэтов XVIII-XX вв.;

- распеть, воплотить их в жанре песни (песенные стихи);

- объединить песни в циклы-альбомы («Нотные Портреты»), дающие обобщенное представление о творческом облике данного поэта;

- определить возможные связи с уже существующими школьными программами по общественно-эстетическим предметам;

- разработать пути и формы введения «Нотных Портретов» в учебный процесс основного и дополнительного образования;

- провести экспериментальную работу в общеобразовательных школах по внедрению музыкального материала, определить отношение к нему педагогов и учащихся.

Основные концептуальные положения проекта:

1. Обращение к русской поэзии XVIII-XX веков как хранительнице русского языка;

2. Русская поэзия как источник нравственных и эстетических ценностей;

3. Музыкальное воплощение поэзии в жанре современной песни.

4. Современное музыкальное прочтение поэзии – один из путей активизации восприятия, осознания школьниками русской поэзии.

2. ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА

СЛОВУ принадлежит могущественнейшая роль в создании мира, в развитии общества, человека. «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна. гл.1, ст.1). Слово – великое достояние человека, отличающее его от других живых существ на Земле.

СЛОВО – несет в себе два начала: 1. понятие, инФОРМацию, существующую независимо от человека как объективное начало и 2. инТОНацию как личностное, субъективное начало, идущее от произношения слова и отношения к данному понятию человека, интонация несет эмоциональную окрашенность. Первое – связано ФОРМой, раскрывает то, о чем идет речь. Второе – наполняет ТОНом, «речевой музыкой». Слово, произнесенное по-разному, с разной интонацией, приобретает различные оттенки: восхищения, удивления, строгости, уважения, грусти, скорби, раздражения, покоя и т.д.

Обратимся к истории. Древнегреческие поэты пели свои стихи. Авторы трагедий: Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид – были одновременно и музыкантами. Хор в древнегреческой трагедии был комментатором событий и пел в унисон, а драматические актеры имели к тому же и сольные партии. В Древнем Риме поэтические оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. Император Домициан основал «капитолийские» состязания (конец I в. н.э.), на которых вместе с поэтами выступали певцы и музыканты. Император Нерон ввел «греческое состязание», где сам выступал как поэт, певец, кифаред. На Руси сказители и скоморохи пели былины и частушки.

Поэзия была и остаётся на особом положении в жизни общества, отражая ее духовные, нравственные, эстетические идеалы. Поэзия и музыка... Родство этих видов искусства отмечалось не один раз. «Музыка начинается там, где кончается поэзия…» - писал великий И.Гете. Поэзия становилась источником вдохновения для многих композиторов. В России любимым поэтом был А.Пушкин. П.Чайковский писал о нем: «Независимо от сущности того, что он (А.Пушкин – С.К.) излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это «что-то» и есть музыка».

Создавая песню, романс, композитор переводит инТОНацию слова в музыкальную инТОНацию. История музыки знает множество примеров, когда композиторы разных стран и эпох обращались к одному и тому же поэтическому тексту, создавая разные по характеру музыкальные воплощения или музыкальные интонирования русской поэтической речи.

3. «НОТНЫЕ ПОРТРЕТЫ» РУССКИХ ПОЭТОВ

Идея фактически нового жанра («Нотные Портреты») заключается в привлечении внимания, интереса к русской поэзии. Музыка поможет школьникам запомнить стихотворения - это первый этап изучения творчества поэта. После чего должно последовать более глубокое изучение творчества (быть может, способствовать раскрытию и развитию собственного музыкального и поэтического потенциала).

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ «НОТНЫХ ПОРТРЕТОВ» И ИХ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Содержание жанра «Нотный Портрет» составляет раскрытие индивидуального творческого облика поэта через комплекс музыкальных выразительных средств (главным образом, интонации, ритм), находящихся в соответствии с содержанием творчества поэта, его стихотворений, составляющих литературно-музыкальный альбом.

1. Изучается творческое наследие поэта, его жизненный путь.

2. Происходит отбор стихотворений, которые дают представление об обобщенном литературном герое, который «сливается» с творческим обликом поэта.

3. Определяются музыкальные выразительные средства: мелодия, гармония, ритм, жанр, темп, размер, инструментальное сопровождение, чтобы музыкальный образ был адекватен поэтическому.

4. Песни составляются в цикл, композицию по содержанию и развитию внутреннего сюжета, образуя единую литературно-музыкальную линию. Каждый альбом имеет свою музыкальную драматургию, в которой отдельные песни объединяются в циклы или «песенные спектакли», где происходит раскрытие образа поэта. Поэтому, можно было бы рассматривать циклы, как «музыкальные новеллы», «музыкальные рассказы», «музыкальные повести». Но наше название циклов – «Нотный Портрет», как единый творческий облик поэта.

5. Последовательность песен подчинена литературно-музыкальной композиции, сюжетному развитию цикла, а не хронологии, творческому развитию поэта или другим задачам.

6. В основу циклов положены, на наш взгляд, одни из лучших стихотворений данного поэта; цикл песен представлен в среднем 20–30-ю стихами одного поэта, распетых в различных по характеру песнях, романсах, музыкальных зарисовках-эссе, балладах, одах, гимнах и т.п.

7. Каждое «стихотворение-песня» ставит определённый эмоциональный и смысловой акцент, одновременно являясь частью всего литературно-музыкального сюжета;

8. Песни в основном небольшие по объёму (звучание 1-1,5, реже – более 2-х минут, хотя баллады и былины звучат и до 10 мин.).

9. Песня может иметь куплетную форму, но чаще – свободное развитие, когда музыка следует за текстом.

10. Цикл строится по принципу контрастного чередования песен с обязательной сменой тональностей, с одной стороны, а с другой – присутствие общих музыкальных интонаций создает единый музыкальный образ – литературно-музыкальный портрет поэта. Таким образом, «Нотный Портрет» поэта складывается из нескольких стихотворений, распетых в разнохарактерных песнях, причём каждая песня становится штрихом к портрету.