Аксенов В. Искусство художественного слова. - М., 1962.
Артоболевский Г. Художественное чтение. - М., 1978.
Бруссер А. Учебно-методическое пособие по технике речи для ассистентов-стажеров (первый и второй семестры). - М., 2002.
Бруссер А. Основы дикции (практикум). - М., 2003.
Бруссер А., Оссовская М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). - М., 2005.
Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М., 1964.
Винокур Г. Русское сценическое произношение. - М., 1997.
Волконский С. Выразительное слово. - Спб., 1913.
Груздева 3., Куцкая С. Руководство по технике речи. - М., 1966.
Гегелия Н. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М., 1999.
Германова М. Книга для чтецов. - М., 1964.
Ермолаев В., Лебедева Н., Морозов В. Руководство по фониатрии. -М., 1970.
Журавлев Д. Беседы об искусстве чтеца. - М., 1977.
Запорожец Т. Логика сценической речи. - М., 1974.
Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.
Калинина Н. Логично мыслить - логично говорить: Правила русской речи.-М.,2003.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. - М., 1970.
Козлянинова И., Чарелли Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, '1992.
Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.
Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968
Ласкавая Е. Сценическая речь. - М., 2006.
Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
Лотман Ю. Анализ поэтического текста. - М., 1978.
Немирович-Данченко В. О творчестве актера. - М., 1973.
Оссовская М. Орфоэпия. Теория и практика. - М., 1998.
Оссовская М. Русские диалекты (наречия и говоры): Учебно-методическое пособие по устранению произносительных диалектных ошибок. - М., 2000.
Оссовская М. Московский говор. - М., 2003.
Оссовская М. Практическая орфоэпия. - М., 2005.
Оссовская М. Уроки орфоэпии. - М., 2007.
Стр. 93
Петрова А. Сценическая речь. - М., 1981.
Проблемы сценической речи. Сб. - М., 1968.
Промптова И. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972.
Саричева Е. Сценическая речь. - М., 1955.
Саричева Е. Работа над словом. - М., 1956.
Саричева Е. Сценическое слово. - М., 1963.
Савкова 3. Как сделать голос сценическим. - М., 1968.
Савкова 3. Энергия живого слова. - СПб., 1991.
Сладкопевцев В. Искусство декламации. - СПб., 1910.
Смоленский Я. В союзе звуков чувств и дум. - М., 1976.
Смоленский Я. Гармония и алгебра стиха. - М., 1996.
Сценическая речь. - М., 1995.
Станиславский К. Работа актера над собой. Собрание сочинений, том 3. - М. Любое издание.
Ушаков Д. Русский язык (1928). - М., 1995.
Ушакова В. Орфоэпия. - М., 1976.
Хватцев М. Логопедия. - М., 1951.
Чарелли Э. Как работать над дикцией и голосом актеру. - Иркутск, 1969.
Чарелли Э. Учитесь говорить. - Екатеринбург, 1991.
Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1962.
Шварц А. В лаборатории чтеца. - М., 1968.
Эфрос Н. Записки чтеца. - М., 1980.
Словари
Агеенко Ф., Зарва М. Словарь ударений русского языка (под редакцией Штудинера М.) - М., 2000.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. -М.,1995.
Зарва М. Русское словесное ударение. - М., 2001.
Каленчук М., Касаткина Р. Словарь трудностей русского произношения. - М., 1997.
Орфоэпический словарь русского языка. / под редакцией
Аванесова Р.)-М., 1997.
Толковый словарь русского языка конца 20-ого века: Языковые изменения. - СПб., 2000.
Стр. 94
Сценическая речь
Учебная программа для магистров
1. Организационно-методический раздел
Цели обучения:
- подготовка педагогов по предмету «Сценическая речь»,
- воспитание творческой педагогической индивидуальности.
Задачи обучения:
- освоение теоретических основ предмета,
- совершенствование собственного речевого аппарата для возможности демонстрации студентам технических приемов по всем разделам предмета (приобретение навыков профессионального дыхания, разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение безупречной, ненавязчивой дикции, овладение образцовым произношением, согласно современным нормам русского языка, освоение основ словесного действия, развитие речевого слуха),
- поэтапное соединение навыков, полученных при практическом освоении каждого раздела,
- овладение методикой преподавания курса «Сценической речи», предусмотренного учебной программой для студентов актёрского факультета Театрального институту имени Б. Щукина,
- приобретение педагогических навыков преподавания предмета «Сценическая речь» для повышения речевого мастерства студентов в различных предлагаемых обстоятельствах сцены и жизни,
- освоение междисциплинарных связей.
Стр. 95
Место курса в профессиональной подготовке педагога
Основополагающим звеном профессиональной подготовки будущего педагога по сценической речи является постижение организационных и методических требований, создание индивидуального комплекса методов работы, направленных на реализацию поставленных задач. Имея базовое актерское образование, магистры определяют цели и задачи обучения. ,
Учебный процесс магистра по кафедре сценической речи делится на три основные этапа обучения в соответствии с формой обучения (очная форма - 2 года, заочная - 3 года).
Практическое освоение методики преподавания сценической речи проходит, как правило, в виде самостоятельного изучения теоретической базы, созерцательной практики (систематического присутствия на занятиях ведущих педагогов кафедры) и выполнения методических рекомендаций научного руководителя.
Первый этап обучения (ознакомительный) складывается из изучения и анализа учебно-методической литературы, а также приобретения созерцательного опыта. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:
• осознать объём и глубину новых знаний, которые ему необходимо освоить для успешной работы в своей педагогической
деятельности,
• понять основные принципы организации учебного процесса,
• усвоить связь теоретических основ предмета с их практической реализацией,
• освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,
• выработать критерии оценки и отбора материала в соответствии с личностными особенностями студента,
• научиться слышать речевые произносительные ошибки
студентов,
Стр. 96
• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для накопления самостоятельного педагогического опыта.
Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, необходимо' фиксировать и анализировать опыт, приобретенный в процессе созерцательной практики. Положения этих записей могут быть проверены на собственной практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате этого начинающий педагог либо принимает рекомендованные ему методы обучения, либо формирует свой подход к решению методических проблем предмета. При этом следует учесть, что в теории и практике предмета «Сценическая речь» есть стабильные составляющие, которые не следует ревизовать, - такие как нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.
Первый этап обучения заканчивается теоретическим экзаменом.
Второй этап обучения (пробный) - продолжение созерцательного опыта в сочетании с самостоятельной практикой, которая должна проходить под руководством научного руководителя или опытного педагога кафедры.
Такой подход позволяет будущему педагогу:
• убедиться в эффективности индивидуального подхода к каждому студенту,
• на собственной практике оценить результаты применения личностного воздействия на студентов (создание дисциплины, атмосферы и т.д.),
• понять неоднозначность и вариантность преобразования
теоретических знаний в практические умения,
осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих теоретических дисциплин - таких, как философия, педагогика, психология и других, входящих в учебный план обучения магистров и аспирантов.
Стр. 97
Как правило, второй этап является весьма важным в процессе становления педагогической индивидуальности, т.к. переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность будущего педагога приступить к третьему этапу обучения.
Надо отметить, что при любой педагогической практике неизбежно возникают трудности в освоении отдельных разделов предмета. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Поэтому в процессе обучения и последующей педагогической практики происходит переход с одной ступени квалификации на другую -более высокую.
Второй этап заканчивается сдачей открытого урока по разделам предмета.
Третий этап (самостоятельный) - полноценная самостоятельная педагогическая практика. На протяжении этого этапа:
• реализуется на практике освоение методики преподавания,
• вырабатываются наиболее эффективные методы работы,
• происходит осознание педагогической ответственности, определяются критерии самооценки,
• приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,
• вырабатываются критерии оценки работы студентов.
Третий этап заканчивается сдачей контрольного урока или
сдачей самостоятельно подготовленного со студентами зачета (экзамена).
Четвертый этап (дополнительный) - самостоятельная работа с текстом по художественному чтению.
Обучение заканчивается защитой магистерской диссертации. По окончанию обучения магистры получают диплом и полноправно встают на путь самостоятельной педагогической деятельности.
Стр. 98
2. Краткое содержание курса
Первый этап
Подготовка речевого аппарата к звучанию
Свобода мышц. Осанка.
2. Типы дыхания и мышцы, участвующие в процессе дыхания
- Укрепление мышц дыхательно-голосовой опоры.