Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по основным разделам техники речи (стр. 2 из 18)

• осознать объём и перспективу своей новой деятельности,

• соотнести теоретические основы предмета с их практической

реализацией,

• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для самостоятельного педагогического опыта,

• понять значимость индивидуального подхода при переходе от

теории к практике,

• освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,

• выработать критерии отбора материала в соответствии с личностными особенностями,

• понять принцип организации учебного процесса и обдумать возможности его усовершенствования,

• сопоставить задачи обучения, стоящие перед студентом и начинающим педагогом,

• развить и довести до совершенства собственный речевой аппарат,

• обозначить цели и задачи обучения аспирантов и стажёров на

разных этапах.

Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, в целях организации учебного процесса, рекомендуется завести специальные тетради для записи сво­их профессиональных впечатлений. Эти «рационализаторские» идеи могут быть проанализированы, а также испробованы на практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате подобной реф­лексии, обучающийся либо отрицает свои же мысли, либо утверждает­ся в них. При этом надо оговориться, что в теории и практике предме­та «Сценическая речь» есть незыблемые составляющие, которые не могут быть изменены в зависимости от воли учащегося, такие как

Стр. 8

закономерности методики преподавания, нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.

Первый этап заканчивается теоретическим внугрикафедральным

экзаменом.

Второй этап обучения - продолжение созерцательного опыта в со­тни с пробной самостоятельной практикой, которая должна проходит под руководством основного педагога или научного руководителя. Такое объединение позволяет:

• мотивировать необходимость дальнейшего обучения и самоусовершенствования,

• понять неоднозначность и вариативность преобразования теоретических знаний в практические умения,

• соотнести свою педагогическую практику с практическими умениями и навыками опытных педагогов и проанализировать сходства

• осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих дисциплин таких, как педагогика, психология и других,

• понять, что создание педагогической индивидуальности это длитигельный процесс углублённого изучения всех аспектов предмета,

· осознать необходимость индивидуального подхода к каждому студенту для повышения эффективности учебного процесса,

• экспериментально исследовать результаты применения личностных воздействий на студентов (создание дисциплины, атмосферы, авторитета и т.д.),

• проверить на практике свои видения педагогической подачи
материала,

• попробовать добиться реального положительного результата
и обучении студентов.

Второй этап обучения должен заканчиваться подробным анализом, уточнением целей и задач обучения, постановкой конкретных проблемных вопросов, требующих обдумывания, изучения и проверки на практике.

Как правило, второй этап является важным в процессе становле­нии педагогической индивидуальности. Переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность преподавателяI учить к третьему самостоятельному этапу обучения.

Стр. 9

В редких случаях второй этап может быть пропущен. Если аспи­рант или стажёр является взрослым человеком с опытом театральной или педагогической деятельности, то его индивидуальный план может включать в себя не три, а два этапа обучения. То есть после ознакоми­тельного сразу следует самостоятельный этап.

Однако бывают случаи, когда отсутствует третий этап обучения. Если магистрант или стажёр, по мнению научного руководителя, не готов к самостоятельной педагогической деятельности, то его обуче­ние заканчивается на втором этапе, но он должен в обязательном по­рядке провести открытый урок, пригласить преподавателей кафедры и продемонстрировать уровень своих практических умений.

Надо отметить, что при любой педагогической практике невоз­можно освоить все разделы предмета в равной степени. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Больше того, с приобретением прак­тического опыта количество вопросов не уменьшается, а увеличивает­ся. А так как известно, что нет предела совершенству, то, само собой разумеется, что каждый из учащихся переходит с одной ступени по­знания на другую - более высокую. Самое страшное в педагогической деятельности перестать сомневаться, закончить профессиональный поиск и считать себя «истиной в последней инстанции».

Третий этап - полноценная самостоятельная педагогическая дея­тельность. На протяжении этого этапа:

• продолжает формироваться педагогическая индивидуальность,

• реализуется на практике освоение методики преподавания,

• вырабатываются наиболее эффективные методы работы,

• происходит осознание педагогической ответственности,

• приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,

• вырабатываются критерии оценки работы студентов,

• определяются критерии самооценки,

• усиливается мотивация педагогической деятельности.

Третий этап заканчивается для магистрантов защитой магистер­ской диссертации, а для стажёров внутрикафедральным экзаменом. По окончании обучения все учащиеся получают соответствующие квали­фикационные документы и полноправно встают на путь профессионального усовершенствования.

Стр. 10

Задание:

- Продумайте разнообразные варианты мотивации студентов во время групповых и индивидуальных занятий.

- Определите критерии оценки работы студента на уроке и дома.

- Адаптируйте выбранное вами упражнение для разных студентов с учётом индивидуального подхода.

Организация учебного процесса

Воспитание отношения студентов к профессии в целом и к отдельной дисциплине в частности даёт возможность преподавателю предъявлять студентам конкретные требования:

• не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший
не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и индивидуального внимании, по и отвлекает своим приходом остальных студентов и преподавателя;

• добиться с первых же уроков наличия отдельной тетради у каждого студента для записи упражнений и текстов, рассчитанную на два года занятий по технике речи. Эта тетрадь будет содержать все

•иные чипы обучения и может пригодиться не только в стенах института но и при работе в театре;

• приходить заранее и готовить аудиторию к занятиям (проветривать, ставить стол и стул педагогу и стулья студентам, освобождать
комнату от лишней мебели и т.д. и т.п.);

• иметь, при себе методические материалы, необходимые для работы;

• иметь при себе зеркало для контроля артикуляционных и дикционных упражнений;

• приходить на занятия подготовленным и заниматься самодисциплиной

Студенты, которые выполняют эти элементарные требования, как пришит, собранны и готовы к уроку. Это помогает им в полном объёме усваивать предложенный педагогом теоретический и практический

материал. С такими студентами легко работать, своей работоспособность они стимулируют фантазию педагога и являются примером для

однокурсников.

Стр.11

Проблема налаживания дисциплины в большей или меньшей степени стоит перед каждым преподавателем. Студенты- первокурсники приходят на занятия с установившимися школьными представлениями о процессе обучения. Часто психологический настрой можно определить следующей фразой: «я пришёл, а вы меня учите». Такая позиция усложняет одну из важнейших задач театральной педагогики выявление творческого потенциала личности учащегося. Именно поэтому преподаватель должен стараться убедить студента в целесообразности другой (Вахтанговской) формулы: «Нельзя научить, можно научиться».

Важно помнить, что на первом этапе занятий всё зависит от про­фессионализма, компетентности и личностных характеристик препо­давателя. Первые уроки определяют всю дальнейшую работу, взаимо­понимание, манеру общения и эффективность процесса обучения по данной дисциплине.

На наш взгляд, обязательным условием занятий должно стать со­четание доброжелательности и требовательности. Именно оно являет­ся основой создания рабочей творческой атмосферы.

Преподаватель должен приходить на урок подготовленным и соб­ранным. Профессиональная подготовка включает в себя продумыва­ние основных тем занятий, отбор упражнений по этим темам, разра­ботку плана урока и т.д. Начинающему педагогу необходима домаш­няя кропотливая методическая работа. Она облегчает проведение пер­вых самостоятельных занятий и предохраняет от методических неточ­ностей на уроке.

Для упрощения процесса планирования рекомендуется собирать и использовать картотеку упражнений, в которой можно отражать: ис­точник, раздел, тему, краткое описание упражнения и педагогическую задачу. Таким образом, процесс планирования может быть ограничен подбором и раскладыванием в определённой последовательности не­обходимых карточек, которыми надо без стеснения пользоваться во время проведения занятий.

Запоминание последовательности упражнений и понимание ва­риативности их использования приходит с опытом работы и непосред­ственно связано с уточнением комплексной методики преподавания предмета «Сценическая речь».