Ниже приведена модель междисциплинарных связей, иллюстрирующая данное положение на примере первых четырёх семестров. Необходимо учитывать, что данная модель демонстрирует посеместровые параллели и не ставит перед собой задачу обязательного совмещения отдельных тем предложенных предметов.
Стр. 17
Модель междисциплинарных связей
Разделы программы предмета «Мастерство актёра» | Разделы программы предмета «Сценическая речь» |
I семестр | |
Задача семестра - подготовить речевой аппарат студента к рождению слова. Студенты действуют на сцене «от себя» - «я» в предлагаемых обстоятельствах. Все упражнения и этюды проходят без слов - в условиях «органического молчания». | |
Сценическое внимание | Выявление индивидуальных речевых недостатков студентов |
Освобождение мышц | Снятие мышечных зажимов |
Воображение и фантазия | Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры |
Предлагаемые обстоятельства | Воспитание начальных навыков фонации |
Упражнения на память физических действий | Работа по нахождению и использованию резонаторов |
Физическое самочувствие Перемена отношения к предмету | «Вывод звука» |
Перемена отношения к месту действия | Установка гласных и согласных звуков |
Оценка факта | Нормы литературного языка Отличия устной и письменной речи |
Перемена отношения к партнеру | Отличия устной и письменной речи |
Этюды на общение в условиях «органического молчания» | Упражнения на закрепление полученных навыков на основе словесного действия |
II семестр | |
Показ самостоятельных отрывков | Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры |
Упражнения и этюды на общение со словами | Дыхание в речи |
Дыхание в движении Нахождение и укрепление голосового центра (в групповом и индивидуальном варианте) | |
Рождение слова на сцене Контроль педагогов по мастерству актёра и сценической речи за использованием навыков, полученных на занятиях по сценической речи в I семестре | «Посыл» звука Развитие диапазона голоса Завершение установки согласных звуков Дальнейшая работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок Понятие темпа и ритма речи Удержание и смена темпо-ритма речи Совершенствование норм произношения Понятие мелодики русского языка Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков. |
III семестр | |
Наблюдения за людьми, за животными, упражнения на фантазию | Проверка полученных ранее навыков |
Профнавыки - упражнения на приобретение профессиональных умений | Составление индивидуальной разминки с учетом сложностей речевого аппарата каждого студента |
Этюды к образу | Характерность речи |
Контроль сценической речи студентов с учетом пройден- ного речевого материала. Применение раздела «Характерность речи» в упражнениях и этюдах на занятиях по мастерству актёра. | Логика речи Чтение с листа |
IV семестр | |
Педагогические отрывки Самостоятельные отрывки Совершенствование речевых навыков каждого студента и использование их на занятиях по мастерству актёра. | Индивидуальные и групповые разминки по всем разделам предмета Стихосложение |
Задачи второго года обучения сценической речи заключаются:
• в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра;
• в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию;
• в освоении действенного анализа прозаического и поэтического
текста.
Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и методологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:
• самостоятельные отрывки - март - второй семестр
• переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра;
• раздел «наблюдения» - июнь - второй семестр, октябрь - третий
семестр;
• раздел «этюды к образу» - занятия, прогоны и зачёт третьего
семестра;
• самостоятельные отрывки - март - четвёртый семестр;
Стр. 20
• педагогические отрывки - репетиции, прогоны и экзамен четвёртого семестра.
Преподаватель по речи обязан посещать занятия по мастерству актёра, прогоны и экзамены, проводимые кафедрой «Мастерство актёра». Во время показа преподаватель подробнейшим образом записывает замечания по всем разделам предмета, чтобы после основного разбора, проводимого художественным руководителем курса, сделать студентам курса индивидуальные замечания, которые касаются их речи.
В дальнейшем, на старших курсах роль педагога по речи может приобрести еще большее значение. Его участие в педагогических отрывках, заявках на спектакли, работа со стихотворной драмой, монологом, речевой характерностью может облегчить репетиции педагогам по мастерству актёра и режиссёрам дипломных спектаклей.
В программе по мастерству актёра Театрального института им. Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра... ) существует несколько принципиальных положений, которые отличают её от программ по данной дисциплине в других творческих вузах. Одно из таких положений гласит: «Принципиальное положение работы кафедры мастерства актёра заключается в том, что мы категорически отвергаем систему «мастерских». Реализация программы... осуществляется усилиями всей кафедры на каждом курсе и на любом этапе обучения».
Б.Е. Захава, много лет руководивший институтом, пишет: «Нужно каждого воспитанника Школы поставить, так сказать, под перекрёстный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей».
На кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щукина в течение последних десятилетий существовала следующая практика преподавания предмета. Курс (примерно 30-40 человек) делился на две группы, каждую из которых вёл отдельный педагог. Он проводил групповые и индивидуальные занятия только в своей группе. В результате курс, представляющий собой единый организм, фактически был разделён на две части по принципу «мастерских», в том числе зачёты и экзамены по сценической речи группы студентов сдавали и оценивались кафедрой отдельно друг от друга.
Начиная с 1999 года, автором совместно с профессором кафедры «Сценической речи» Театрального института имени Б. Щукина М.П. Оссовской было предложено перейти на принятую, на кафедре
Стр. 21
«Мастерство актёра» систему преподавания, при которой занятия на курсе проводились бы двумя преподавателями параллельно. При этом сохраняется единая программа, учебный план и методика преподавания предмета «Сценическая речь».
На курсе (первый и второй год обучения) работают два преподавателя, поочередно ведущие занятия в каждой группе. При этом текущий материал делится на разделы, например, теория орфоэпии - первый в обеих группах, теория дикции - второй в обеих группах, практические занятия по обоим разделам оба преподавателя ведут поочередно.
Соответственно зачёты и экзамены принимались кафедрой у всего курса в целом. При таком варианте занятий студент имеет возможность более полного освоения предмета, так как:
• педагоги работают по одной методике, но пользуются различными методическими приёмами;
• студенты имеют возможность получить более объёмное представление о предмете;
• каждый педагог привносит свой человеческий и профессиональный опыт: знание театральных традиций, культуру общения, интеллект и т.п.;
• различие педагогических индивидуальностей подразумевает разнообразие упражнений, отличие в подборе литературного материала и его сценического решения;
• наличие нескольких педагогов облегчает психологическую адаптацию студентов при переходе от среднего к профессиональному образованию;
• увеличиваются возможности многостороннего развития студента.
Из этого следует, что предложенная и проверенная система обучения подтверждает и продолжает традиции Вахтанговской школы, а полученные результаты направлены на главную цель обучения - воспитание и формирование личности студента, его творческой, сценической индивидуальности. Данная система обучения получила одобрение и поддержку кафедры, и многие преподаватели стали её использовать в своей практике.
Стр. 22
Задание:- Внимательно изучите учебные программы по предметам «Мастерство актера» и «Сценическая речь» (см. список рекомендуемой литературы).
- Обоснуйте целесообразность системы обучения в Вахтанговской школе.
Внутри предметные связи
Методическая точность и профессионализм, помимо меж предметной взаимосвязи, включают в себя и комплексность (взаимовлияние) всех без исключения разделов техники сценической речи. На практике, после кратких теоретических объяснений конкретного раздела, преподаватель предлагает студентам упражнения на овладение первичными практическими навыками. После освоения первоначальных упражнений на различные темы (резонирование, произношение ударных гласных и т.д.), педагогические и студенческие задачи усложняются. Важно понимать и помнить, что контроль за разнообразными речевыми произносительными ошибками может выполняться на основе одного упражнения. Рассмотрим варианты такого внутри предметного контроля.