Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по основным разделам техники речи (стр. 6 из 18)

Задачи, стоящие перед индивидуальными занятиями:

• выявление индивидуальных речевых недостатков;

• мотивация целесообразности исправления речевых недостатков;

• снятие психологических барьеров общения;

• налаживание профессионального и человеческого контакта;

• контроль навыков, полученных на групповом занятии;

• отработка упражнений, необходимых для автоматизации, с учётом индивидуальных особенностей студента;

• обоснование выбора и разбор индивидуального материала для работы;

• контроль самостоятельной работы студента.

Стр. 28

Задание:

- Продолжить список возможного использования групповых и индивидуальных занятий для максимальной эффективности учебного процесса.

- Сформулировать задачи, стоящие перед групповыми и индивидуальными занятиями 1,2,3 и 4 семестров.

- Прописать основные темы индивидуальных занятий по семестрам и составить примерные планы по различным разделам предмета.

- Продумать речевые ошибки студентов, которые могут влиять на изменение хода индивидуального занятия.

Урок. Прогон (репетиция). Показ (зачёт)

Построение рядового урока в течение семестра, прогона и показа по технике речи, наряду с общими методическими закономерностями имеет ряд различий. Эти различия связаны с задачами, стоящими перед каж­дым из перечисленных вариантов педагогической практики.

Задачи урока, как правило, ограничиваются объяснением или отра­боткой определённых умений и навыков. Например, развитие мышц ды­хательно-голосовой опоры, проверка звучания резонаторной системы, корректировка звуков русского языка, разбор и анализ текста и т.п. По­этому построение урока может быть достаточно вольное. Главное, чтобы педагог определил для себя разделы и упражнения, которые студенты должны проделать и освоить за данный урок.

При этом необходимо помнить, что существует учебная программа и преподаватель обязан её придерживаться. В рамках программы возмож­на любая педагогическая фантазия, выбор и разработка материала, а так­же новые упражнения. Однако все эти «пробы» не могут идти в разрез с общими требованиями воспитания актёра и должны быть направлены на максимальное раскрытие творческой индивидуальности студента, а не на поиски средств самовыражения педагога.

Для того, чтобы учебный процесс соответствовал учебной програм­ме, преподаватель в начале семестра должен ознакомиться с ней и, учи­тывая количество выделенных часов, соизмерить свои планы с реальны­ми возможностями. Нельзя расширять рамки одного раздела за счет не­полного прохождения другого!

Стр. 29.

Задача первого года обучения - подготовка речевого аппарата студента к звучанию.

Для этого педагог должен определить индивидуальные особенности каждого студента и предложить ему методику поэтапного устранения речевых недостатков, используя как групповые, так и индивидуальные занятия.

На групповых занятиях педагог дает основные положения по всем разделам, на индивидуальных - проверяет и закрепляет пройденный ма­териал.

Индивидуальные занятия первого семестра в основном посвящены дикции и орфоэпии, второго семестра - постановке речевого голоса, третьего и четвёртого - разбору и анализу прозаических и стихотворных текстов. Безусловно, в каждом отдельном случае педагог может коррек­тировать распределение времени на индивидуальных занятиях по своему усмотрению. При этом на групповых занятиях необходимо научить сту­дента при выполнении общих упражнений добиваться верного индиви­дуального звучания по всем разделам предмета.

В течение первого месяца первого семестра занятия обычно ведутся по двум разделам - дыханию и дикции. Преподаватель свободен в рас­пределении материала внутри каждого занятия. В начале второго месяца вводятся еще два раздела - постановка голоса и орфоэпия. Это объясня­ется тем, что занятия по голосу требуют предварительной постановки дыхания, а более позднее включение раздела орфоэпии позволяет иного­родним студентам адаптироваться к московской речи, принятой в мос­ковских театрах.

За первые два-три месяца обучения студентам необходимо познако­миться с азами всех четырех разделов. К началу третьего месяца педагог должен подобрать предварительный материал для зачёта. Зачёт прохо­дит, как правило, в последних числах декабря.

В начале второго семестра (после почти 1.5-месячного перерыва) педагог восстанавливает в памяти студентов пройденный материал, про­должает дикционные, дыхательные и голосовые разминки, двигается вперёд по программе, а примерно в конце марта - начале апреля подби­рает материал для зачёта. В апреле - начале мая курс сдаёт контрольный урок по орфоэпии. Зачёт проходит, как правило, в последних числах мая - первых числах июня.

Стр. 30

Задача второго года обучения - автоматизация навыков техники ре­чи и освоение авторского текста (анализ, теоретический и практический разбор, исполнительское мастерство).

Групповые занятия третьего семестра посвящены разминкам и ос­воению теоретических основ логики речи (проза), индивидуальные -расширению технических возможностей студентов по всем разделам предмета и практическому освоению логики речи. Зачёт обычно прохо­дит в 10-ых числах января.

Занятия четвёртого семестра проводятся примерно также, учитывая прохождение теории и практики стихосложения. В апреле, начале мая курс сдаёт контрольный урок по теории (логика прозы и стиха). Заклю­чительный экзамен по технике речи проходит, как правило, в первую неделю июня.

На уроке, в рабочей атмосфере преподаватель может проконтроли­ровать работу каждого учащегося, уточнить его цель, предложить новую задачу и различные методы ее решения. На уроке важно понять и пройти процесс обучения! Процесс подразумевает осознание, многократное по­вторение и закрепление определенного навыка. Для полноценного ос­воения того или иного упражнения студенту необходимо вырабатывать самоконтроль, что возможно при полном внутреннем сосредоточении, т.е. работе в условиях публичного одиночества.

Процесс обучения не является единомоментным действием. Это длительное совместное и индивидуальное осознание профессиональных речевых особенностей актерской профессии. Преподаватель не ориенти­рует студентов на то, что выбранная программа делается специально к показу. Напротив, в течение второй половины любого семестра спокой­но, без спешки работает над текстами, объясняя студентам, что в них они должны реализовать навыки, полученные в упражнениях. Внимание студентов нужно акцентировать на процессе работы, а не на стремлении к результату. Только в этом случае студент младшего курса сможет рас­крепоститься, т.е. добиться мышечной и психологической свободы и, поняв техническую сторону поставленной перед ним задачи, показать, насколько результативно пройден им и освоен материал. Именно с этой точки зрения педагог должен оценивать готовность студента к зачёту на младших курсах.

Нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальности студента или группы результаты работы могут быть разными. Этого не нужно

Стр. 31

бояться. При благоприятных условиях бывает, что технически точно выполненное упражнение первого курса вырастает в номер, который в дальнейшем может демонстрироваться в «класс-концерте», на «вечере первокурсника» и представлять методы работы кафедры сценической речи. Может быть и просто точно сделанное упражнение. И то и другое имеет право на существование.

Подводя итоги сказанному выше, хочется еще раз повторить, что главное - увлечь студентов процессом работы, направить их внимание на обстоятельное освоение технических навыков профессии актёра, и только тогда, можно ожидать желаемого результата.

Как правило, перед зачётом предполагается три полноценных про­гона.

Задача прогонов - собрать все упражнения и тексты, которые были отобраны и отработаны во время семестра, и выстроить их в определён­ную, методически точную последовательность.

Иногда на прогоне студенты показывают новые упражнения, с на­стойчивым желанием включить их в программу зачёта. Практика пока­зывает, что если упражнение, сделанное в последний момент, пропуще­но педагогом, то оно все равно остаётся неотработанным и в экстре­мальных условиях показа проходит неудачно. Студенты на своём и на чужом примере должны понимать, что положительный результат может дать только кропотливый, систематический труд.

Особое внимание рекомендуется обратить на дисциплину прогонов. Недопустимы опоздания или отсутствие студентов. Не проверенный на прогоне материал, как правило, в условиях зачёта теряет свою точность, а студент - сценическое обаяние.

Первый прогон часто бывает самый «грязный» и сумбурный. Задача преподавателя посмотреть всё, что было сделано, и принять решение по окончательному отбору. После первого прогона должна последовать вдумчивая работа по «выстраиванию» логики показа.

На показе педагог, ограниченный временными рамками, может про­демонстрировать направление своей работы или вынести для обсужде­ния пробные, спорные позиции. Поэтому каждую тему раздела пред­ставляют несколько самых наглядных и отработанных упражнений.

При отборе, а соответственно при снятии групповых и индивидуаль­ных упражнений с показа, важно донести до сознания студента, что:

· процесс работы на данном этапе важнее результата,

Стр. 32

· на зачёт выносится только «чистый» материал,

· навыки, не освоенные на протяжении семестра, не могут быть «наработаны» за два дня прогонов,

· результаты труда не пропадут, а обязательно проявятся в следующем семестре.

Второй прогон желательно проводить в «логике зачёта», т.е. проде­лывать упражнения в той последовательности, в которой они будут вы­полняться на зачёте или экзамене. Это даст возможность студентам адаптироваться к необходимым изменениям. Так как отбор упражнений и текстов уже произведён, то преподаватель имеет время и возможность для повторов и уточнений.