В этот же день необходимо определить форму одежды, чтобы студенты могли заранее её приготовить.
Третий прогон полезно начать с технических повторов. Проверка переходов, перестановок и последовательностей кусков откладывается в памяти и сводит «на нет», организационные «накладки».
Например:
• объявить упражнение и студентов, которые его делают,
• выход студентов,
• уход студентов,
• перестановка и т.д.
При этом само упражнение (во время технического прогона) проделывать не надо.
Затем следует «чистый» прогон. Он даёт возможность студентам распределить свои силы на весь показ.
После каждого прогона педагог делает общие и индивидуальные замечания.
Так что же такое публичный показ по технике сценической речи? Чем он отличается от урока? Как структурировать показ? Какие упражнения выносить на показ, а какие нет? Каковы критерии отбора упражнений на первоначальном и финальном этапе? Можно ли вносить элементы театрализации в показ по технике речи? Если да, то что является ее основой? Такие и подобные вопросы стоят перед каждым преподавателем по сценической речи в театральном вузе, на стадии становления педагогической индивидуальности, а ответы на них являются основой методического обсуждения кафедры.
Стр. 33
Уточним педагогическую задачу подготовки студентов к показу. Студент вместе с преподавателем должен продемонстрировать кафедре процесс освоения необходимых элементов? Возможно ли это в присутствии большого количества зрителей? Или же студент должен показать результат пройденных в течение семестра занятий? Тогда что мы можем назвать чистым результатом упражнений по технике речи?
На наш взгляд, во время показа, необходимо продемонстрировать кафедре методику преподавания - путь (часть пути), по которому преподаватель ведет студентов к обозначенной цели. В таком случае, понятен и отбор упражнений и структура их построения. Студенты при точном определении предлагаемых обстоятельств, существуя на площадке с учётом зрительского восприятия, показывают результат процесса, т.е. понятое, усвоенное упражнение в групповом или индивидуальном варианте.
Однако необходимо учитывать еще одно обязательное условие пуб-" личного показа - его действенную основу. Зачем? С какой целью преподаватель выводит студентов на показ? Ответ на этот вопрос, вероятно, может быть разным, но радость публичного творчества, желание показать зрителям понятые и освоенные упражнения создает атмосферу праздника. Эта атмосфера отличается от рабочей, собранной атмосферы урока, но именно она даёт ощущение театра. Именно в момент показа студент чувствует себя артистом и учится сценическому мастерству в присутствии своего первого зрителя.
Поставленный вопрос затрагивает ещё одну важнейшую тему - тем-по-ритм показа. Умение вести, направлять, контролировать студентов в процессе зачётов и экзаменов является одним из важнейших элементов педагогического профессионализма. Замедление или же ускорение тем-по-ритма могут нарушить адресность происходящего и безвозвратно потерять желаемую атмосферу. Если педагог во время показа неосознанно ускоряет темп упражнений, он лишает студента возможности осуществить необходимый процесс. Ускоренный темп ведет к демонстрации, изображению - голому результату. Замедление темпа может привести к чрезмерному сосредоточению и потере зрительского интереса. Педагог подобен дирижеру - его воля организует и ведёт студентов к самостоятельным выявлениям.
В основе методики заложен принцип - обучение по всем разделам предмета идёт по пути «от простого к сложному». Это и есть принцип
Стр. 34
построения показа. Каждое упражнение имеет свое место в непрерывной цепочке комплексного освоения предмета в целом. Каждое упражнение показа имеет свою задачу и двигает студента по пути освоения методики.
Методика может быть показана более или менее подробно - это зависит от педагогической индивидуальности, от особенностей той или иной группы учащихся, от этапа работы и т.п.
В отличие от урока, блок упражнений на одну тему может быть ограничен двумя, тремя, пятью заданиями, которые в свою очередь имеют определенное развитие и смыкаются с другими темами и разделами предмета.
К примеру, различия между тренировочным блоком упражнений первых четырех семестров довольно существенные. Показ первого семестра является наиболее подробным, т.к. на начальном этапе обучения идет освоение основополагающих элементов всех разделов предмета. Показ второго семестра включает в себя сжатый вариант отработанных первичных навыков, усложненные групповые упражнения с учётом комплексных задач освоения предмета в целом и подробный индивидуальный «отчет» каждого студента о его дальнейшем продвижении по всем разделам предмета. Показы третьего и четвертого семестров направлены на закрепление пройденного материала на литературной основе. Демонстрация тренировочных упражнений рассматривается, как подготовка речевого аппарата студента к индивидуальному звучанию.
Критерии отбора упражнений связаны с точностью выполнения технического и творческого задания. Первоначальный отбор подразумевает дальнейшую отработку. Хорошая идея, актёрская фантазия, сценическое обаяние не могут заменить профессионализм! Этот принцип играет значительную роль в финальном отборе. В противном случае театрализация станет не результатом труда и добросовестного отношения к делу, а самодостаточным явлением. В основе яркости формы должна лежать точность и чёткость действий, иначе она не имеет смысла.
Таким образом, можно утверждать, что показ по технике речи отличается от урока по технике речи, имеет свои задачи и особенности и является промежуточным звеном между процессом обучения технике сценической речи и его результатом - выступлением студента с отрывком по художественному чтению и работой в дипломных спектаклях выпускного курса. В свою очередь, понимание целей и задач показа будет
Стр. 35
способствовать уточнению педагогических целей и точности психологической подготовки студентов.
После показа проходит закрытое обсуждение, в котором участвуют: педагоги, работающие на курсе, художественный руководитель курса, заведующий кафедрой, члены кафедры, магистранты и стажёры кафедры. В конце обсуждения необходимо выставить оценки (в ведомость или внутренние).
При этом учитывается:
• работа студента на протяжении семестра,
• дисциплина,
• умение самостоятельно работать,
• проявление творческой фантазии,
• собранность на прогонах,
• работа студента на показе.
Желательно при этом иметь оценки предыдущего семестра, для того, чтобы наглядно прослеживать восходящее или нисходящее движение студента от показа к показу.
Далее преподаватель вместе с художественным руководителем курса проводят подробный разбор, подводят итоги работы, в обязательном порядке делают индивидуальные замечания по работе в семестре и по показу, дают студентам задание на каникулы.
Следующим этапом работы для начинающего преподавателя должен стать подробный самоанализ. В него входит:
• анализ замечаний и поощрений, высказанных на методическом заседании кафедры,
• анализ взаимосвязей между педагогическими целями и формулировками и точностью выполнения студентами конкретных упражнений,
• уточнение своих педагогических позиций,
• письменное подведение итогов.
После самостоятельного анализа рекомендуется подробным образом оговорить показ и его результаты с научным руководителем, а также сопоставить своё и его мнение. Важно понять, что из задуманного получилось, а что нет. Ещё важнее отдать себе отчёт, почему конкретные упражнения не получились. Варианты могут быть следующие:
Стр. 36
• упражнение было неверно отобрано или неточно определено его место в логическом построении показа;
• упражнение было верно отобрано, но неточно сформулированы студентам его цели и задачи;
• упражнение было верно отобрано, сформулировано, но педагог не смог добиться чёткого выполнения данного упражнения.
В зависимости от определения ошибки можно сделать вывод, что у начинающего преподавателя в данный момент является наиболее проблемным - методика обучения, методология или коммуникативная культура. Многократный анализ и самоанализ поможет избежать стандартных и индивидуальных ошибок работы и построения показа.
Задание:- Определить критерии отбора упражнения (урок, показ).
- Прописать варианты разминок по темам и разделам предмета, с учётом определённого этапа обучения (1,2,3,4 семестры).
- Составить несколько вариантов разминок каждого семестра, в зависимости от возможного подбора проблемных студентов в группе.
Стр. 37
Методические рекомендации
по основным разделам техники речи
(первый год обучения)
Дикция
Артикуляция. Известно, что произнесение каждого гласного и согласного звука связано с определенной позицией речевого аппарата, для освоения которой можно предложить студентам «артикуляционную гимнастику». Она поможет разработать мышцы речевого аппарата, а именно: язык (кончик языка, середина языка, корень языка), губы, мягкое нёбо, нижнюю челюсть.
Важна как внешняя, так и внутренняя артикуляция, при этом необходимо обращать особое внимание на то, чтобы каждая из частей речевого аппарата в процессе артикуляционной разминки работала по отдельности. Например, в упражнениях для активизации губ язык и челюсти должны быть в покое, иначе мышцы не несут на себе желаемой нагрузки, и упражнение не имеет смысла.