Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по основным разделам техники речи (стр. 9 из 18)

К. С. Станиславский

«Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, за­быв свою кропотливую, подготовительную работу, от­даться свободно своей творческой речи».

М. Чехов

Варианты и темы цитат могут быть самые разные: высказы­вания деятелей культуры, мудрость народов мира, речевые

Стр. 44

портреты, нравственные ценности и т.п. Выбор темы зависит не только от желания и приоритетов педагога, но и от понимания групповых и индивидуальных проблем курса, подбора студен­тов в группе и т.п.

Во втором семестре студентам предлагается составить многоговорку (небольшой рассказ, составленный из пословиц, по­говорок и скороговорок), которая продемонстрирует их дости­жения в области дикции.

Пример многоговорки:

(составлено студентом)

Надо: чёрной-чёрной ночью украсть у мрачного, молчаливо­го, охваченного паническим ужасом часового начищенный котелок с выгравированной монограммой: «Феофану Мит-рофанычу от сыновей, дочерей и внучек»...

Надо: налить до половины воду из-под водопровода, дове­сти до кипения, всыпать мелко измельченные 32 ножки со­роконожки, накапать сок цветка нарцисса, настоянный на четверти четверика гороха без червоточины, и варить до четверга, попеременно бросая горсть укропа, попа Прокопа, кипу пуха и щепотку замшелой яшмы, вынутой из замши. При помешивании приговаривать: «Для милого дружка и серёжка из ушка». Сняв в четверг с костра сие снадобье, приправить подливкой, подавать в сливках с наливкой.

Возможное словесное действие - «дать указание». Давая студентам задание, преподаватель может объявить общую тему - все рассказывают про повара Павла, или же не ограничивать студентов темой, а потом (перед зачётом) собрать уже отработанные тексты в группы и объединить их единым словесным действием или одним героем.

Дикционный тренинг не должен ограничиваться первым го­дом обучения. Он продолжается на втором курсе и может стать потребностью актёра на долгие годы творчества.

Ниже приводятся некоторые методологические приёмы, раз­работанные и используемые нами при обучении будущих

Стр. 45

педагогов. (Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). М.: ИПЦ МАСКА, 2007.)

Для примера разберём ошибку, связанную с дифференциро­ванием (смешением) звуков Р и Л.

После того, как студенту объяснён принцип ошибки, уста­новлены и проверены звуки, сделаны упражнения и даны обще­известные скороговорки, предлагается:

1. Придумать и предложить свой вариант упражнений. Например, произнесите специально подобранные слова,

следя за тем, чтобы не происходило смешения звуков Р и Л:
рама - лама ружья - лужа

ром - лом крен - лень

враль - марь крона - лоно

кружит - Луша рвань - лань

криво - лира рёв - лов

рампа - лампа ряса - лясы

роль - лор Рим - налим

крик - лик рей - лей

крошка - ложка руки - из лука и др.

2. Придумать и предложить студентам предложения, составленные из этих слов.

Например:

Сделал криво струны лиры.

Через раму видно ламу.

И на рампе свет от лампы.

В старом Риме ловили налима.

За последней крошкой потянулась ложка.

Ваш рёв спугнул клёв.

Увидев лик, издал он крик.

Луша кружит в ритме вальса.

Для стрельбы из лука напрягите руки.

Стр. 46

3. Придумать и предложить студентам скороговорки, в кото­рых встречаются звуки Р и Л.

Например:

Лора планировала мелирование.

Рисовальщик полировал, лакировал и ретушировал релик­вию.

Лакеи в ливреях полировали пол и рояли.

Лавр и Лара, релаксируя, пили рислинг.

Врачи урегулировали результаты рецидива.

Лирика и альтруизм - альтернатива корыстному разгиль­дяйству и ротозейству.

Рулевой лайнера лавировал сквозь рифы.

Легендарные римляне пели рулады.

Ретивый рецензент лоббировал представителя Карелии.

Легендарная Клетемнестра была убрана лаврами на ко­рабле в Лазурном море.

Порой кумиры в мире редкость.

Мавр в Лувре в лавровом венке.

Колибри и лилия, - какая идиллия!

В Кадиллаке разбросаны лаки.

Для составления подобных текстов рекомендуется использо­вать словари. Вначале можно выписать интересные и нужные слова, а затем группировать их в необходимом объёме в различ­ные упражнения, фразы и предложения.

Другой вариант заданий — найти слова, в которых произнесе­ние одинарного или двойного согласного может изменить смысл сказанного. Преподаватель объясняет студентам отличие и доби­вается чёткости произносимых словосочетаний.

Например:

воз - ввоз воз и ныне там

ввоз багажа запрещён

ведение - введение ведение дела

введение в специальность

валиться - вва- валиться с ног

Стр. 47

Литься Вернуть – ввернуть Водный – вводный Волок – вволок Водить – вводить Век - ввек Ввалиться в дверь Вернуть книгу Ввернуть лампочку Водный стадион Вводный курс Волок по дороге Вволок в квартиру Водить по кругу Вводить в круг Век прошедший Ввек не забуду и др.

Следующим этапом могут быть специально составленные предложения. Читать их нужно с учётом разобранной выше ошибки.

Например:

Добрый джинн любит хороший джин.

На полу были разбросаны конфеты и конфетти.

Странница перевернула страниц и продолжала читать.

Он обивал оббитый диван.

Дорогая поделка оказалась подделкой.

Не забудь ввернуть лампочку и вернуть книгу.

Поданы документы подданной Великобритании.

Из манки варят манную кашу.

У финна в руках была финка.

Из-за сора вышла ссора.

Баронесса договорилась со стюардессой, что директриса

заменит актрису.

Миссионер на мессе объяснил миссию мессии.

Артиллерия поддержала кавалерию.

У женщин в экспрессии происходят депрессии.

Одесситы любят Одиссея, Отелло и Одетту.

Ссора способствовала получению ссуды.

В хобби хиппи входит хоккей в холле.

Стр. 48

Предложенная и проверенная на практике методика профес­сионального обучения педагогов предмету «Сценическая речь» позволяет сформулировать следующие основные положения:

• стимулирование фантазии и творческой активности ускоряет процесс формирования и становления педагогической индивидуальности;

• поэтапное усложнение и расширение творческих задач даёт возможность проверить методику обучения;

• умение пользоваться достижениями смежных наук и адаптировать их для профессионального образования педагогов, повышает эффективность обучения;

• пользование словарями помогает расширить кругозор магистрантов и стажёров.

Задание:

- Отобрать несколько артикуляционных и дикционных упражнений, сформулировать их цели, задачи и местоположение в логике преподавания данного раздела.

- Определить взаимосвязь мышечной активности языка с произнесением согласных звуков русского языка.

- Обосновать порядок установки гласных и согласных звуков.

- Определить и сформулировать значение словесного действия в работе над исправлением дикционных недостатков.

Дыхание и постановка голоса

Развитие дыхательных навыков является подготовительным этапом работы над постановкой голоса.

Как правило, в учебных пособиях материал расположен в сле­дующей последовательности: дыхание, затем постановка голоса. На практике же, после освоения начальных упражнений по дыха­нию, можно постепенно начинать работу над постановкой голоса,

Стр. 49

а далее чередовать различные упражнения или же заниматься ими параллельно. Начать лучше всего с упражнений на расслабление мышц. Снятие мышечных зажимов в дальнейшем поможет и ос­вобождению голоса.

Следующим этапом работы является проверка осанки, умение держать её, соединение упражнений на свободу мышц с выстраи­ванием позвоночника.

Когда студенты научатся контролировать свободу мышц, снимать зажимы и ощущать комфортность свободного тела, мож­но приступать к упражнениям по дыханию.

Основная, типичная ошибка учащегося заключается в том, что вдох производится ртом и воздух распределяется в верхней части корпуса (плечи, грудная клетка).

Мы же, напротив, должны вырабатывать глубокое носовое дыхание, при котором воздух распределяется в нижней части кор­пуса (диафрагма, лёгочные пазухи). Важно следить, чтобы при вдохе сокращалась диафрагма, расширялась грудная клетка и под­тягивались косые мышцы живота. Выдох должен быть равномер­ным и плавным.

Начинать работу целесообразно с тренировки дыхательных мышц, которые используются при вдохе и выдохе. На групповых занятиях преподаватель объясняет и показывает, где находятся мышцы дыхательно-голосовой опоры, и как они работают, инди­видуально проверяет работу необходимых мышц, а также обра­щает внимание на координацию движений, свободу шейно-плечевого отдела и правильную осанку.

Если упражнение будет несколько раз сделано правильно при вас, можно надеяться, что студент и дома выполнит его правиль­но. Дыхательные упражнения рекомендуется начинать с выдоха, так как отсутствие опыта может повлечь за собой «перебор» ды­хания, и как следствие - мышечный зажим.

Стр. 59

Ниже даны основные темы раздела:

1. Нахождение и разработка основных «опорных» мышц

«Мышцы брюшного пресса сосредоточены под диафрагмой и