Работа с текстом это тема для отдельного разговора. Но все же отметим, что методика критического мышления наиболее близка стратегии мышления наших младших школьников. Её принесли в школу правополушарные педагоги. Методика направлена на развитие работы с информацией (приёмы «инсерт», «моговой штурм», «кубик»,система кластеров, система вопросов и др.), когда ученик самостоятельно может осмыслить информацию, отделить существенное от несущественного. Технология развития критического мышления поддерживается в педагогической системе Д.В. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
Известно, что орфография опирается на правила. Без опоры на правила левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими.. После изучения правил левополушарные дети делают в диктанте ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки. Правополушарные ученики после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше. Этой группе детей нельзя нарушать целостный образ слова, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят. Если им предложить приемы работы со зрительными и моторными образами слов, это позволит им писать без ошибок, не опираясь на знание правил. (Сиротюк 2003)
Орфографически произнесенный образ слова не менее значим при заучивании написания словарных слов. В инновационных технологиях для запоминания словарных слов широко используется ассоциативный метод (ассоциации по цвету, форме, количеству, месту расположения, материалу, вкусу, действию, звучанию, назначению). Безусловно, то, что создано творческим воображением самого ребёнка, его мозг запрограммирует прочно. Проектный метод обучения, заключающийся в постановке проблемы, исследовании, поиске решений, практическом применении, соответствует этапам научного познания и служит условием эффективной познавательной деятельности детей.
Формирование орфографических навыков на фонемной основе, когда идёт сравнительный анализ звука и обоснованный выбор буквы (сильная – слабая позиция фонемы) способствует развитию логического мышления и построению грамматического строя языка. Это левополушарная стратегия, и ей важно следовать. Замечено в опыте, что самые распространённые и трудноусваемые в орфографии 3 правила корня (2-3 класс) левополушарными и равнополушарными детьми успешно отрабатываются на основе фонетического принципа обучения.
Правополушарная стратегия обработки информации лучше усваивается на основе работы с корневыми морфемами. По наблюдению лингвистов 70% корней слов дети легко запоминают и не обращаются к правилу в том числе при обучению орфограмм «разделительный Ъ и Ь знак». Мы знаем, что на основе знания состава слова и сравнительного фонемного анализа можно качественно научить различать написание Ъ и Ь знака (левополушарная стратегия), но слов с Ъ знаком в русском языке не так уж и много. В основном это вариации одного корня с разными морфемами (подъезжать, разъезжать, объезжать и др.), которые в различных видах заданий могут легко зрительно запомниться правополушарникам. Комплекс упражнений синтетического характера с морфемами помогают преодолеть порой «вопиющую» безграмотность слабых правополушарников. Для урока по формированию того или иного навыка у учителя должны быть заготовлены различные «стратегические материалы».
Центр речи находится у всех детей в левом полушарии, у 15% левшей - в правом полушарии. Для правополушарников обмен информацией между полушариями при вербальных способах обучения более важен, чем для левополушарников, так как без такого обмена затруднен доступ к центрам речи. Если ребенок леворукий, левоглазый или левоухий, то есть в моторной или сенсорной сфере ведущим является правое полушарие, то координация информации, доставляемой в речевое полушарие от пишущей руки, ведущего глаза и уха, тоже затруднена. (Еремеева 2004)
Несозревшее мозолистое тело мешает обмену информацией между полушариями, поэтому перевод слов у них затруднен, их необходимо «складировать» в подсознание через песенки, диалоги, языковые ситуации и т.д. С «переводом» боремся при помощи образов, движений, жестикуляций. Жесты как речесопровождение близки и понятны правополушарникам, потому что имеют зрительно-пространственную природу. В технологии обучения важны радость познания, щадящий режим исправления ошибок, разнообразие, способы изучения, стратегия изучения, изображение, драматические упражнения, музыка, чувства, содержание речи, слова и высказывания. Ничего нового, тот же «материнский способ» постижения языка как и родного. Научись слушать и говорить, затем изучай буквы и грамматику.
В начальной школе важно согласовать методику восприятия и изучения двух языков.Чем больше сходства в обстоятельствах освоения обоих языков, тем больше сходства в ментальных процессах обработки языка. Детям младшего школьного возраста с преобладанием правополушарного мышления легче понять механизм формирования языка через лексико-семантические ассоциации, чем через освоение фонологического, морфологического или синтаксического строения языка.
«На уроке иностранного языка учащиеся левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно заглядывать в свои словари. Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст, заданный в качестве устного упражнения; правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями». (Сиротюк 2003)
Уроки игры на фортепьяно и на скрипке тренирует те области мозга, которые отвечают за запоминание слов. Из педагогического опыта очевидно, что дети, которые учатся играть на музыкальных инструментах, запоминают больше слов, чем те, кто не занимается музыкой.
Вопросы обучения языкам очень актуальны в нашей маленькой стране и, безусловно, нам хотелось бы, чтобы дети их знали как можно больше, чтобы открыть для себя мир во всем его великолепном многообразии. О пользе знания языков говорит тот факт, что двуязычным людям постоянно приходится делать различия между двумя языками, и поэтому они могут быстрее сортировать важную информацию и отметать второстепенную. Следовательно, оттачивается мышление. С 80-х годов в государствах Европейского союза накоплен богатый опыт билингвального образования. В Норвегии билингвальные классы официально учреждаются с 1993 года, в Швейцарии - с 1998 года, в Латвии - с 1999 года. В Эстонии так же много лет действует методика «языкового погружения (иммерсия)». С 5 лет или с 7 лет русскоговорящий ребенок погружается в искусственно созданную языковую образовательную среду и таким образом осваивается и усваивается эстонский язык. У движения много сторонников и противников, но с научной точки зрения эта стратегия обучения языку как целостного явления обоснованна и на уровне методологии, и на уровне мышления ребенка.
Математика – особенный предмет в восприятии ребенка, от понимания которого зачастую зависит судьба, социальная востребованность личности, особенно для мальчиков, которые после окончания школы стремятся найти свое место в технической сфере. Примерно третья часть детей обычного первого класса имеет трудности при переходе от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению. Этот переход видимо для них должен быть более длительным по времени, они не успевают за ровесниками, освоение становится обрывочным и хаотичным. Если не заметит учитель, не помогут родители, ребенок попадет в разряд неуспевающих.
Очень часто ученик начинает понимать математику уже после окончания школы, скорее всего потому, что в сознании составляется, наконец, целая картина взаимосвязанных и взаимообусловленных математических понятий. Какие методические шаги должен сделать учитель, чтобы процесс понимания был своевременным и продуктивным?
Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: «Все есть число...», а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Теория относительности не вписывается в те цепочки умозаключений, которые способны выстроить ученые левополушарного типа. Для ее создания необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. Вместе с тем, Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению и двухмерному изучению математики. (Сиротюк 2003).