Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии» Мурманск (стр. 4 из 20)

Философские школы эллинизма. Ообенности культуры эллинистического и римского периодов: упадок полисной системы и возникновение империй, космополитизм, открытие индивида, крушение расистских предрассудков. Жизнь согласно природе. Эллинистический идеал мудреца. Логика (каноника), физика и этика. Кинизм: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и Гиппархия. Разоблачение иллюзий, апатия, авторкия. Эпикурейство. Случай. Отклонение атомов и обоснование свободы. Счастье как безмятежность, свобода от страданий, страхов, общества. Стоицизм: Зенон Китионский, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Лектон. Материальный мир и Огонь, Логос, Душа Мира, Судьба. Фатализм. Свобода как внутреннее приятие необходимости. Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик. Равновесие, воздержание от суждений. Путь к счастью и свободе через отказ от любых догм и теорий. Плотин и неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Неоплатонизм как жизненный выбор. Мистика. Обоснование системы неоплатонизма: Космос, Мировая Душа, Мировой Ум, Единое. Апофатика. Эманация. Зло как небытие. Путь человека к свободе и счастью. Экстаз. Порфирий. Прокл. Новаторство Плотина и значение неоплатонизма в истории культуры (религия, искусство, наука, философия).

Методические рекомендации

Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название «эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э..

Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.

В античной философии можно выделить четыре периода:

Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;

Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)

Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.

Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)

Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении.

Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.

Не обошли стороной античники и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии.

Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»).

Для ответов на поставленные вопросы необходимо изучить предложенную литературу:

Источники:

Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.

Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопросы. филос. – 2002. - №№ 1, 9.

Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.

Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.: изд-во «Лань», 1999.

Дополнительная литература:

Бакусев, В.М. "Вечное возвращение и античность" / В.М. Бакусев // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 135-157.

Бугай, Д.В. Несколько пассажей, иллюстрирующих этику Плотина / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2006. - № 1.

Бугай, Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Themis / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С.124-134.

Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.

Егоров, А.С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма / А.С. Егоров // Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 97-105.

Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3.

Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96

Розин, В.М. Становление античной культуры / В.М. Розин // Философские науки. – М., 2006. -№ 6,8.

Фокин, А.Р. Космос и душа. Учение о Вселенной и человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин // Вопросы философии. - М., 2006. -№ 7.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные черты античной философии.

2. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

3. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

4. Раскройте толкование проблемы истины античными мыслителями.

5. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.

6. Диалектика формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.

7. Античная диалектика и ее отличительные особенности.

8. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.

Тема 4.Средневековая философия

Фундаментальные идеи Библии философского значения. Монотеизм. Личность. Идея творения. Антропоцентризм. Проблемы добра и зла, закона, грехопадения и спасения. Платоновский Эрос и христианская Агапе (любовь как благодать). Переоценка ценностей. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых в христианстве. Новый смысл истории и жизни человека.

Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии. Апологетика и первая философская разработка христианства. Патристика. Катофатическая теология. Апофатизм и Дионисий Ареопагит. Проблема Троичности, христология, соотношения знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Духовная эволюция Августина. Философствование в вере. Открытие личности. Бог и творение. Время и вечность. Онтология зла. Идея двух государств и линейная философия истории. Апологетика Тертуллиана, Аврелий Августин.

Схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий): основные черты. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Трансценденталии. Принцип индивидуации. Тринитарная концепция истории. Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философия и теология. Пять доказательств бытия Бога. Право естественное и положительное.

Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).

Методические рекомендации

Средневековая философия принадлежит к эпохе расцвета феодальных отношений – V- XIV века. В своем становлении и развитии прошла несколько этапов: патристика (II – VI вв.), ранний период которой получил название апологетика (апологии – сочинения, ставившие своей целью выработку единой христианской позиции), ярким представителем которой стал Тертуллиан, именно ему принадлежат слова: «Верую, ибо абсурдно». Второй период отличается анализом возможности Слова ( VII –X вв), активным спором номиналистов (В. Оккам, Д. Скот) и реалистов (Ансельм Кентерберийский). Третий период - схоластика (XI –XIV вв). Средневековую философию отличает от других исторических типов теоцентризм, креационизм, провинденциализм, и монотеизм.

Вся средневековая философия отличается авторитарностью, преданностью «школе», что порождает специфическую черту – формализм, склонность к закостенелости и догматизму, безличность – личное уступает место абстрактно-логическому (господствует школа, а в школе – отвлеченный рассудок). Основным способом философствования становится схоластика. Специфически решается и вопрос о соотношении веры и разума в познании: вера должна быть рационально обоснована – философия превращается в служанку богословия.