Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии» Мурманск (стр. 6 из 20)

Источники:

Макиавелли, Н. Государь: Сочинения / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо-Пресс, 1998.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.

Дополнительная литература:

Антонов, Т.В. Проблема свободы в философских учениях эпохи Возрождения /Т.В. Антонов //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 331-337.

Гайденко П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопр. филос. – 2002 - № 7. – С.131 –142.

Далмайр, Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании / Ф. Далмайр //Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 35-42.

Иванова, С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания / С.В. Иванова //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 19-28.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения: Леонардо, Дюрер, Макиавелли, Лютер. – Л., 1976.

Семенова, Р.У. Политические взгляды Маккиавелли: парадоксы нравственности /Р.У. Семенова //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 260-271.

Шестаков, В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы? /В.П. Шестаков //Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С. 158-170.

Вопросы для самоконтроля

1. Представьте философские идеи Н. Кузанского.

2. Объясните сущность антропоцентрического неоплатонизма.

3. В чем заключается суть пантеизма.

4. Объясните, почему философская мысль эпохи Возрождения носила пантеистический характер?

5. Представьте, каким образом мыслители эпохи Возрождения решали проблему человека

6. Почему именно в эпоху Возрождения впервые была представлена в философии проблема личности?

7. Представьте гуманистические идеи мыслителей эпохи Возрождения.

8. Расскажите о вкладе Г. Галилея в становление законов классической механике.

Тема 6. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)

Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон, Г.В. Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.

Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия “гражданское общество”, развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Методические рекомендации

Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов, обусловивших в целом характерные черты мировоззрения: социально-экономические и технические изменения, падение авторитета церкви, рост интереса к науке. В философии на первое место выходят проблемы гносеологии. Особое место занимает спор между эмпиризмом и рационализмом. Изучая источники, выявите основные черты философии Ф. Бэкона, утверждавшего, что в философии существуют три основных предмета философии: Бог, природа и человек. Она должна, отбросив свою отвлеченную форму, войти в «законное супружество» с естествознанием. Основной мотив его философии – познание природы и подчинение ее власти человека. Именно Ф. Бэкон обосновывает необходимость применения метода индукции в доказательстве. Прочитав «Новый органон» раскройте суть философии «идолов», приведите доводы мыслителя, подтверждающие правоту метода «пчелы».

Рационалистическая методология отражена в философии Р. Декарта Основные положение своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах. Раскройте эти правила, используя источники и учебники. Объясните суть высказывания Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». На основании данного определения представьте роль сомнений в познании. Декартовская философия разделена на две части: физику – общую теорию природы и «метафизику» - общее учение о душе и Боге. Он становится на позиции дуализма - это дуализм науки и схоластики: дуализм субстанций (духовная и материальная), на котором основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология, связывающим звеном между которыми являлся Бог, установив законы природы, предоставил ее своему течению, и деизма.

В дальнейшем разворачивается спор между последователями Бэкона и Декарта. Так, Т. Гоббс в своих работах «Основы философии», «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» продолжает развивать позицию Ф. Бэкона, придерживаясь основной формулы сенсуализма. Объясните суть высказывания Т. Гоббса: «понимание есть не что иное, как представление, вызванное речью». Именно Гоббс утверждает вечность материи, основой тел – делимые до бесконечности корпускулы.

Особый интерес вызывают взгляды Гоббса на государство и его теория общественного договора. Сравните взгляды на государство Т. Гоббса и Дж. Локка, покажите различия.

Проблема источника знания стала центральной и в философии Дж. Локка, исходя из установки: душа новорожденного - «tabula rasa». Объясните суть концепцию «первичных» и «вторичных» качеств. В этике он развивает концепцию утилитаризма и эвдемонизма: моральное благо – то, что полезно человеку, моральное зло – то, что вредно, что ведет к длительному страданию.

Продолжает рационализм Б. Спиноза, который первопричиной объявляет субстанцию, бесконечную в пространстве и времени, единую, выражающуюся в атрибутах (протяжение, мышление). Мир единичных вещей – совокупность модусов, все обусловлено и необходимо. Объясните суть высказывая Спинозы: «не смеяться, не плакать, а понимать». Сравните взгляды Спинозы и Лейбница. Объясните принципы философской системы, сформулированные Лейбницем:

· Принцип всеобщих различий;

· Принцип непрерывности;

· Принцип дискретности;

· Принцип всеобщей связи

· Принцип минимума и максимума

В эпоху Просвещения продолжают развиваться идеи эмпиризма Локка в философских системах субъективного идеализма и субъективизма Беркли, пришедший к фундаментальной идее: «В действительности предмет и ощущение суть одно и тоже и потому не могут быть отвлечены друг от друга» - «Существовать значит быть воспринимаемым». На основе источника «Материя не существует» Дж. Беркли определите понимание материи философом. Источником наших ощущений мыслитель видел в Боге или духе. Юм отвергает любую возможность познания посредством ощущений: наш разум оперирует только лишь содержанием наших ощущений, но не тем, что их вызывает. Природа держит нас на расстоянии, поэтому невозможно доказать ни существование, ни «несуществование» материи. Объясните, почему? Рассмотрите проблему причинности в философии Юма.

Особое место в философии эпохи Просвещения занимает французская школа в лице Вольтера, философские взгляды которого формировались под сильным влиянием Локка. Разделяя атомистическую концепцию Вольтер разрабатывает принцип причинности и распространяет его на психику: «Человек свободен тогда, когда он может сделать то, чего он хочет». Ш.Л. Монтескье разрабатывает свою работу «Дух законов», в которой формируется географический детерминизм. Ж.Ж. Руссо объявляет человека виновником своих собственных бед и пытается разобраться в причинах неравенства. Французские материалисты: Ламетри, Дидро, Гельвеций Гольбах формирует материалистическую картину бытия, учение о человеке: «Наша жизнь – это линия, которую мы должны по ведению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни один момент». Объясните суть высказывания Гольбаха. Интересны и их социально- политические взгляды.

Чтобы представить философские идеи эпохи необходимо изучить предложенную литературу:

Источники

Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. – С. 224-227.

Беркли, Дж. Материя не существует / Дж. Беркли //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 400-403.

Гуссерль, Э. Парижские доклады /Э. Гуссерль // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч.1. – Разд. 4. – Тема 14. – С. 416-425.

Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. - Разд. 4. – Тема 14. – С. 410-416.

Лейбниц, Г.В. Принцип достаточного основания / Г.В. Лейбниц Локк //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. – С. 235.

Локк, Д. Вторичные качества предметов / Д. Локк // Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 227-235.

Спиноза, Б. Понятие субстанции и атрибута / Б. Спиноза //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 398-400.

Дополнительная литература:

Вальденберг, В.Е. Екатерина 11 и Монтескье в их политических воззрениях /В.Е. Вальденберг //Вопросы философии. – 2006. - № 1. – С.115-127.

Валери, П. Декарт (предисловие к публикации А.И. Алешина и И.С. Разумовского, перевод И.С. Разумовского / П. Валери //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 151-168.

Комаров, С.В. «Ленивый разум» Лейбница и «ложные суждения» Локка / С.В. Комаров //Человек. – 2007. - № 1. – С. 96-111.

Круглов, А.Н. Норберт Хинске. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта: Без примечаний: афоризмы /А.Н. Круглов //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 183-185.