Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии» Мурманск (стр. 7 из 20)

Майданский, А.Д. Старейшее жизнеописание Спинозы / А.Д. Майданский //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 116-129.

Мудрагей, Н.С. «Страсти души» по Декарту / Н.С. Мудрагей //Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 139-153..

Павленко, А.Н. Рациофундаментализм /А.Н. Павленко //Вопросы философии. – 2008. - № 1. – С. 116-119.

Стрельцова, Г.Я. – Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. / Г.Я. Стрельцова //Вопросы философии. – 2007. - № 7.

Фишман, Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению /Л.Г. Фишман //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 69-79.

Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44.

Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к естественной философии Нового времени /Г.Д. Чесноков //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4. – С. 29-42.

Якимович, А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени /А.К. Якимович // Вопросы философии. – 2006. -№ 5. – С. 47-60.

Якимович, А.К. Художники Нового времени. К описанию социопсихологического типажа / А.К. Якимович //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 71-80.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отличительные черты философии Нового времени.

2. Назовите представителей эмпиризма в Европе.

3. Назовите обоснования индуктивного метода Ф. Бэкона.

4. Определите роль «картезианского сомнения» в познании (Р. Декарт).

5. Определите суть спора между Дж Локком и Г. Лейбницем.

6. Назовите представителей рационализма и эмпиризма в Европе.

7. Представите концепцию «первичных» и «вторичных» качеств предмета Дж. Локка.

Тема 7. Классический этап философии Нового времени

Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л. Фейербах, С. Кьеркегор) и натурализма (А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Методические рекомендации:

Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.

Рассмотрите основные положения философского учения И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. На основе произведения И. Канта «Критика чистого разума» объясните суть априорных идей. Практическому применению разума или этике Канта посвящена работа «Критика практического разума» и известная «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Этика Канта имеет важное историко-философское значение, прежде всего, из-за ее категорического императива. Определите этот императив.

Раскройте суть трансцендентального идеализма последователей И. Канта. Известна формула Гегеля: «все действительное разумно, все разумное действительно». Что такое целое, по Гегелю? Энциклопедия философских наук Гегеля раскрывает суть метафизики мыслителя, которая отличается от рационализма Спинозы двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой. Рассмотрите систему и метод в его учении. Обратите внимание, что логика – это и есть философская система Гегеля. Это мысль, мыслящая самое себя. Абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме себя. Постарайтесь графически изобразить суть гегелевской системы. Особое место в философии занимает проблема метода, который получил название диалектического: это «столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе» - Тезис—Антитезис—Синтез. Благодаря этому методу Гегелю удается показать реальность целого – и только его, а не отельных частей, что позволяет изучить природу развития. Найдите противоречия системы Гегеля, покажите противоречивый характер гегелевского понимания развития. Представьте философию истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Формируются социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма произошла благодаря работам Л. Фейербаха, философия которого стала ответом на распад гегелевской школы. В своей работе «Сущность христианства» мыслитель выступил с критикой идеалистической философии. Его философия становится антропологической. Он признает единство души и тела человека. В теории познания проявился его сенсуализм. Критерием бытия становится любовь. По Фейербаху, объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека – это другой человек, «Ты». Учение Л. Фейербаха оказало огромное влияние на К. Маркса. На основе изучения материала, докажите, что гуманизм Фейербаха был построен на принципе освобождения человека от различных форм отчуждения и развития его природной сущности.

Найдите общие черты философии К. Маркса, Ф. Энгельса и представителями немецкой классической философии. Марксистская философия, как философия 40-х годов XIX века, вобрала в себя диалектику Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, идеи французских просветителей и английскую политэкономию А. Смита и П. Рикардо. Разработано ряд важнейших положений: материалистическая диалектика, ставшая продолжением диалектики немецкого идеализма, новое понимание гносеологии, где познание есть отражение материальной действительности в сознании человека, материалистическое понимание общества, теорию классов и классовой борьбы, теорию формаций с позиции: «Философии лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс). Для освоения курса необходимо изучить предложенную литературу:

Источники:

Гегель Г.В.Ф. Противоречия и скачки // Хрестоматия по философии/ Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. – С.407 –410.

Гегель Г.В.Ф. Наука логика. – М., 1972. Т.3. – С.296 –299.

Кант И. Критика чистого разума //Соч.: В 6т. – М., 19673. – Т.1.

Кант И. Критика практического разума. Пролегомены… // Соч.: В 6т. – М., 1966. – Т.4. – Ч.1.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955. – Т.1, 2.

Фихте И.Г. Назначение человека /Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертности и бессмертии. –М., 1995. – С.28-32.

Дополнительная литература:

Александров, А. А. Проблема человека в философии Гегеля / А.А. Александров // Философия и общество.- 2005. - № 1.- С. 145 -155.

Васильев, В. А. Л. Фейербах о благе и добродетели / В.А. Васильев //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. – С.173-188.

Гайденко, П. П.Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 2003. - №9.-С.134-150.

Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Рольф, 2001. - 416 с. : ил. - (Библиотека истории и культуры).

Жеймо, М. Проблема "личности и толпы" в трудах Гегеля и Кьеркегора / М. Жеймо // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С. 339-342.

Ойзерман, Т. И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 121-137.

Миголатьев, А. А. Социальные взгляды И.Канта / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 5.-С.80-95.

Пушкин, В.Г.Философия Гегеля:абсолютное в человеке : учеб.пособие для вузов / В.Г. Пушкин. - СПб. : Лань, 2000. - 448 с. - (Мир культуры, истории и философии).

Рокмор,Т. Гегель о конструктивизме / Т. Рокмор // Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С.171 -177.

Рокмор, Т. Гегель и границы аналитического гегельянства / Т. Рокмор // Вопросы философии. - 2002. - №7.- С.80-90.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о сущности мира «феноменов». Объясните, почему данный мир Кант назовет миром «вещей для себя».

2. Ноуменальный мир. Представьте взгляд Канта на мир «вещей в себе». Объясните различие двух миров.

3. Какие вопросы в философии были поставлены И. Кантом впервые. Можно ли сказать, что немецкий мыслитель стал основоположником гносеологии? Свое мнение обоснуйте.

4. Определите суть антиномий Канта, определите их место в немецкой диалектике.

5. Объясните представление Канта о свободе: свободе в мире вещей, в мире явлений и мире человека.