Смекни!
smekni.com

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (стр. 10 из 14)

Творчество П.Мериме. Проспер Мериме (1803 — 1870) сыграл выдающуюся роль в утверждении критического реализма во французской литературе, заложил основы для развития реалистической драматургии и новеллистики, одним из первых познакомил европейских читателей с русской литературой.

Драматургия Мериме. Успех приходит к Мериме с публикаци­ей его первой книги — «Театр Клары Гасуль» (1825). Прибегнув к мистификации, писатель выдал сборник написанных им пьес за произведения испанской актрисы. Он удваивает мистификацию, введя образ переводчика Жозефа Л'Эстранжа, комментирующего пьесы Клары Гасуль. Мистификация не преследовала цели скрыть имя автора. Мериме вступил в «жанровую игру», разрушая незыб­лемость традиционной структуры классицистических произведений.

Новеллы 1829 —1830 гг. В жанре новеллы Мериме решает весь­ма сложную задачу: через единичное событие раскрыть характер иных народов, иных эпох.

«Матео Фальконе». Так построена новелла «Матео Фальконе» (1829). При сохранении внешних черт романти­ческого «местного колорита» в новелле торжествует реалистиче­ская установка: социально-исторические обстоятельства форми­руют образ жизни, психологию, характеры типичных представи­телей своих народов.

Жанровая характеристика произведений 1833 — 1846 гг. Мериме ищет некий универсальный жанр, который пришел бы на смену жанровой игре, свободному повествованию, мозаичности. Он раз­рабатывает синтетический жанр, являющийся переходной фор­мой от новеллы к повести и роману. Это своеобразная удвоенная новелла, или эллипс. Под эллипсом подразумевается такая струк­тура художественного произведения, в которой все содержание организуется вокруг двух скрытых или явных центров, равноправ­ных и взаимодействующих друг с другом. Эллипсная новелла разрывает рамки единичности, но сохраняет лаконизм. Контраст­ность и равноправие двух центров позволяют в самой структуре жанра заложить возможность для диалектического раскрытия жизни в объективном изображении ее противоречий. Обычно два центра у Мериме возникают из соединения двух историй, одна из которых кажется фоном другой. В «Двойной ошиб­ке» история короткой любви Жюли и Дарси развивается на фоне ее увлечения Шатофором. Так же построены новеллы «Колом-ба», «Арсена Гийо», «Кармен».

«Кармен» (1845). В этой новелле писателю удалось создать один из «вечных образов», подобных Гамлету, Дон Кихоту, Дон Жуа­ну, — образ Кармен, для которой свобода дороже жизни. Эстетика и творчество Флобера. Гюстав Флобер (1821 —1880) — французский писатель, круп­нейший представитель критического реализма во второй полови­не XIX в.

Философские и эстетические взгляды. Мировоззрение Флобера сформировалось под воздействием философии Спинозы.

Искусство оказывается для писателя настоящей отдушиной в чуждом ему мире наживы и пошлости. В эстетике Флобера доми­нирующим становится образ «башни из слоновой кости» (tour d'ivoire). Он восходит к католической молитве, где так называется Дева Мария. В искусстве Флобер ощущает себя подобием бога-демиурга, создающего мир.

«Госпожа Бовари». В романе «Госпожа Бовари» (1851 — 1856, опубл. 1857) Флобер задумал создать «книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, дер­жится в воздухе, — книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почти невидимым», книгу, в которой будет «описана обыденная жизнь как история или эпопея».

Сюжет из будничной провинциальной жизни, который «почти неви­дим», может быть сведен к рассказу о замужней женщине, сохранившей нелепые романтические иллюзии. Но гибель героини потрясает читателя, в сопоставлении с ней мелкими и неприглядными предстают «провинциальные нравы» (таков подзаголовок романа).

Бодлер «Цветы зла» - поэтическое осознание исчерпанности романтических открытий. Шарль Бодлер (1821 —1867) — французский поэт, прославив­шийся сборником стихов «Цветы Зла» (1857), в котором воплоти­лась новая эстетика, называемая то эстетикой безобразного, то эстетикой реальной жизни, и поэтика, предваряющая декаданс, символизм.

«Цветы Зла». Поначалу свой сборник Бодлер называет «Лес­биянки» — здесь только маргинальность и ничего больше. «Цве­ты Зла» — это название, отражающее закон Великой аналогии. Точно так же — «Сплин и идеал» (название первого и самого большого раздела сборника), «Ликующий мертвец». И его «по­эмы в прозе», которые он печатал параллельно стихам, вошедшим в «Цветы Зла», реализуют принцип соответствия верха и низа, поэзии и прозы. Есть и более сложные переходы: рай— земля, земля — натура, натуральное —искусственное, — так воз­никает название «Искусственный рай».

«Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенса как своеобразный «Дон Кихот» в Англии Х1Х века. Чарлз Диккенс (1812—1870) — один из самых значительных представителей реализма в мировой литературе. Он с необычай­ной глубиной отобразил жизнь всех слоев английского общества, менталитет британца, раскрыл социальные конфликты, создал запоминающиеся художественные образы, своеобразный диккен­совский мир.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — самая заме­чательная комическая эпопея XIX в. Одним из основных источни­ков комизма здесь служит несоответствие между реальностью и идиллическими представлениями о ней. Пиквик — первый из зна­менитых диккенсовских чудаков, смешной маленький джентль­мен. Пиквика и Дон Кихота роднит главное — стремление к добру и справедли­вости, искреннее удивление неустроенностью жизни и желание изменить ее к лучшему».

Теккерей. Книга о снобах и тема снобизма. Уильям Мейкпис Теккерей (1811 — 1863) — крупнейший анг­лийский реалист-сатирик XIX в., еще при жизни снискавший славу за «ту беспощадную наблюдательность, ту юмористическую силу, ту беспредельную смелость манеры, по которым в настоящую эпоху Теккерей не имеет себе соперников», как писал о нем русский литературный критик А.В.Дружинин.

«Ярмарка тщеславия». В 1847 — 1848 гг. вышел самый значитель­ный сатирический роман Теккерея «Ярмарка тщеславия» с подза­головком «Роман без героя» и с иллюстрациями автора, где значительное место уделе­но аллегорическому образу Ярмарки Житейской Суеты, о кото­рой сказано: «Название это произошло от того, что все там про­дающееся и находящееся в обороте — житейская суета, ярмарка эта продолжалась круглый год, и все на ней продавалось: дома, почести, привилегии, титулы, даже королевства, различные удо­вольствия — публичные женщины, развратники, жены, мужья, господа, слуги, жизнь, кровь, тело, душа, золото, серебро...»

Литература

1. Э.Т.А.Гофман. Новеллы. – М., 1989. Г.Гейне.Лирика. – М, 1972. Д.Г.Байрон. Стихотворения. Дон Жуан. Поэмы. – М., 1979. В.Скотт. Пуритане. Айвенго. – М., 1977. В.Гюго. Собор парижской Богоматери. -–М., 1993. Стендаль. Красное и черное.. – М., 1982. О. де Бальзак. Гобсек. Евгения Гранде. Утраченные иллюзии. – М., 1968. П.Мериме. Новеллы. – М., 1994. Г.Флобер. Госпожа Бовари. – М., 1967. Ч.Диккенс. Записки Пиквикского клуба. У.Теккерей. Ярмарка тщеславия. – М., 1985.

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2007.

3. Берковский Н. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

4. Боброва М. Романтизм в американской литературе Х1Х века. – М., 1972.

5. Реизов Б.Г.Творчество В.Скотта. – М.-Л., 1977.

6. Елистратова А. Байрон. – М., 1956.

7. Ивашева В. творчество Диккенса. – М., 1954.

8. Ивашева В. Теккерей-сатирик. – М., 1958.

9. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1987.

10. Реизов Б.Т. Творчество Флобера. – М., 1955.

11. Реизов Б.Т.Стендаль. – М., 1974.

Тема: Русская литература Х1Х века и литература народов Востока

План

1. Золотой век русской поэзии: от романтической лирики к поэме романного типа.

2. Особенности русской прозы Х1Х века.

3. Феномен Н.Гоголя в русской литературе.

4. Проза Тургенева.

5. Достоевский и художественные принципы полифонического романа.

6. Л.Толстой и жанр эпопеи.

7. Чехов и эстетика «беспристрастия». Драматургия Чехова.

8. Творчество Р.Тагора, Фтабатэй, Симэйя, Лу-Синя как представителей восточных прозаических жанров Х1Х века.

Русская классическая литература XIX века – наиболее значительный вклад российского искусства в мировую сокровищницу культуры. Во второй половине XIX века русская литература не просто выходит на международную литературную арену, но и завоевывает лидерские позиции в ряду европейских литератур. Л.Н.Толстой уже при жизни (а Ф.М.Достоевский и А.П.Чехов вскоре после их преждевременной смерти) приобрели репутацию крупнейших писателей Европы. Русская литература постоянно расширяла освоение тех пластов жизни, из которых черпала темы и сюжеты своих произведений и все глубже проникала во внутренний мир человека, в тайны его души.

Родоначальниками русского романтизма принято считать В.Жуковского и В. Батюшкова. Достижением русского романтизма явился тип романтической поэмы, построенной на взаимодействии текстов различного характера, объема и стиля . Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского. В начальный период, прежде всего в поэзии Жуковского и Батюшкова. Если в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия П.А.Вяземского, юного Пушкина отдают дань анакреонтической "легкой поэзии". Романтизм этого периода достиг своей вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда он пребывал в южной ссылке. После 1825 г.русский романтизм изменяется. Поражение декабристов стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усиливаются, но акценты смещаются. Противопоставление лирического героя и общества становится роковым, трагическим Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода. Завершающей романтическую традицию в русской литературе можно считать философскую лирику Ф.И.Тютчева. В ней он продолжает две линии - русского философского романтизма и классицистической поэзии.