Смекни!
smekni.com

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (стр. 11 из 14)

Поэзия А.Фета. Творчество Афанасия Афанасьевича Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе поэтики Фета — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Особенности русской прозы 19 века. История русской литературы XIX века – это история смены жанров и стилей. От почти безусловного господства поэзии в начале и в первой трети XIX столетия русская литература неуклонно двигалась к прозе. Торжеством повествовательных форм отмечена последняя треть века. В творчестве Л.Толстого и Достоевского окончательно «созревает» русский роман в его классическом понимании. Русская литература, преодолев в ходе своего движения жанровое мышление, перешла к мышлению стилями, как это наглядно выступает в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а во второй половине XIX века утвердила господство индивидуально-авторских стилей, когда каждый писатель мыслил в духе индивидуальной стилистической системы.

Феномен Н.Гоголя в русской литературе. Художественные произведения Гоголя – это один из самых изумительных, неожиданных, оригинальных миров, когда-либо созданных художником слова. Это величайший русский писатель. Его проза никогда не бывает пустой. Она всегда живет и вибрирует живой речью. Другая важная черта гоголевского гения – необычайная острота и живость его зрения.

Проза Тургенева И.С. И.С. Тургенев принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины Х1Х в.

"Отцы и дети" - одна из вершин художественного мастерства писателя.

Два последних романа Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью.

Тургенев был мастером самых различных литературных жанров, но он вошел в историю мировой литературы прежде всего как один из создателей русского реалистического романа. В истории русской литературы Тургенев связывает эпоху Пушкина, Лермонтова и Гоголя с реализмом конца Х1Х - начала ХХ в.

Достоевский и художественные принципы полифонического романа. Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 года - 28.01.1881 года).

Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, прежде всего как автор замечательных романов, ставших весьма заметным явлением в истории этого жанра. Его романы отличались проникновением .в глубины человеческой души и постижением социальной природы общества. Для них характерны стремительность развития действия, необычность происшествий.

Он создал такие духовные ценности, которые сохраняют непреходящее значения и для нас сегодня. Речь идет не только о художественном совершенстве, о мастерстве психологического анализа, а и о тех прогнозах и уроках, которые содержатся в его произведениях.

"Преступление и наказание" оказался первым в ряду пяти крупных романов Достоевского ("Бесы", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Подросток”) Как и большинство романов писателя, он может быть отнесен к жанру романов социально-философских. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей.

Итоговым произведением Достоевского стал его роман «Братья Карамазовы» - произведение, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества.

Важнейшая особенность романа Достоевского «Братья Карамазовы» -- полифонизм, открытый М.М.Бахтиным, -- множественность субъектов сознания, самостоятельность голосов, не приведенных к одному идеологическому знаменателю; «независимость» героев в отношении к автору.

Л.Толстой и жанр эпопеи. Известный русский критик В.В.Стасов писал: "Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…" Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. Жанр «Войны и мира» необычен. Сам Толстой отказывался от жанрового определения своего величественного произведения, предпочитая иногда называть его просто «книгой».

Главная идея произведения, его основная мысль есть, по словам самого писателя, «мысль народная».

«Нравственная чуткость Толстого, — пишет Е.А. Маймин, — заставляет его изображать героев — и положительных, и отрицательных — в свете своего идеала. Он не любит тех своих героев, в которых отсутствует жизнь, неповторимая личность. В то время как его любимые герои — люди

движущиеся, люди пути, нелюбимые — напротив, внутренне неподвижные, безличностные, без пути».

Система образов романа основана на четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного.

Чехов и эстетика «беспристрастия». Драматургия Чехова. А.П.Чехов (1860-1904). А.П. Чехов по праву призван корифеем русской классики, связующим звеном между ее Золотым и Серебряным веком. Своими рассказами Чехов создал так называемый «микророман» с открытым финалом, когда завершенность мысли рассказа налицо, а завершенности фабулы нет, потому что события не исчерпали поставленной проблемы и побуждают читателя к дальнейшим размышлениям над ней, выводящим нередко на важнейшие проблемы бытия. Это открытие подхвачено мировой литературой, но достижений Чехова не превзошел пока никто.

Драматургия. Новаторство Чехова особенно проявилось в его драматургии. Классические пьесы Чехова, написанные в период творческой зрелости, -- это «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904). По жанру – это психологические драмы или лирические комедии (вопрос о жанре чеховских пьес всегда был предметом спора критиков и литературоведов).

Творчество Р.Тагора. Тагор получил Нобелевскую премию по литературе в 1913 г. "за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада". В своей речи представитель Шведской академии Харальд Йерне отметил, что "наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели "Жертвенные песни"". Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Тагора, которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 г. Заметив, что стихи Тагора "наполнены общечеловеческим смыслом", Йерне назвал поэта "фигурой, сближающей мир Востока и Запада".

Творчество Лу-Синя. ЛУ СИНЬ (наст. имя — Чжоу Шу-жэнь; 25.IX.1881, Шаосин, — 19.X.1936, Шанхай) — кит. писатель, публицист и литературовед. Родоначальник совр. нац. лит-ры.

Мн. рассказы Л. С. посвящены интеллигенции. Здесь и смельчаки, способные пойти на смерть ради своего народа (Ся Юй из рассказа «Снадобье»), и просто умные люди, понимающие величие простого человека («Маленькое происшествие»), и симпатичные, но жалкие старые книжники («Кун И-цзи», «Блеск»), и модернизированные приспособленцы вроде Фан Сюань-чо из «Праздника лета».

Большое место в творчестве Л. С. занимают стихотворения в прозе, объединенные в сб. «Дикие травы» (1927) и напоминающие аналогич. произв. И. С. Тургенева., заставляя их думать и говорить — иногда разумнее и тоньше, чем люди.

. Гуманистич. и самобытное творчество Л. С. приобрело широкую популярность в Китае. Его соч., особенно «Подлинная история А-Кью», переведены на мн. языки мира. На рус. яз. выпущено 4-томное Собр. соч. Л. С., более ста отд. переводов.

Литература

1. Всеобщая история литературы. Автор-составитель А.Терехова. – М., 2009.

2. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века. 70 – 90 – е годы. – М., 1983.

3. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- М.:Прогресс, 1992

4. Позднеева Л., Лу Синь, М., 1957.

5. Позднеева Л. Лу Синь. Жизнь и творчество, М., 1959.

6. Сорокин В. Ф. Формирование мировоззрения Лу Синя - М., 1958.

7. Петров В., Лу Синь, М., 1960

Тема: Духовно-исторические основания литературы ХХ века и ее существенные черты

План

1. Литературные процессы первых двух десятилетий народов СССР.

2. Советская литература и ее методология.

3. Метод соцреализма и свобода творчества.

4. Кризис гуманизма в его классических ренессансно-просветительских формах в осмыслении русских и зарубежных писателей и философов.

Литературные процессы первых двух десятилетий. Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый век изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.

Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для нее временем небывалых взлетов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век». Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве. -1900).

Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности — все это были признаки явления, которое Н.А. Бердяев назвал русским духовным ренессансом.

Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Вл. Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.

Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.