Смекни!
smekni.com

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (стр. 14 из 14)

Контркульура. Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Эмиграция как культурный феномен ХХ века.

Литература

1. Луков В.А. История зарубежной литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2009.

2. Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М.Толмачева. – Москва, 2003.

3. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

4. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. – М., 1998.

Лекция 29-30. Тема: Современный литературный процесс

План

1. Художественно-философское пространство экзистенциальной литературы.

2. Эстетика и философия абсурда.

3. Эстетика «нового романа».

4. Ориентализм.

5. Эстетика «нового журнализма».

6. Литература постмодерна. Стратегии постмодерна.

7. Барт и смерть автора.

8. Мир как текст. Текст и гипертекст.

Художественно-философское пространство экзистенциальной литературы. Экзистенциализм как философско-литературное направление складывается во Франции в 30-е годы и перестает существовать в 50-е. Предметом философских размышлений становится личность и ее выбор. Жизнь трактуется как абсурд, т. к. управляется смертью.. Экзистенциалисты отвергают общепринятую мораль и создают собственные нравственные императивы: центральным понятием экзистенциалистской этики является свободный выбор, т. е. выбор личности в соответствии с экзистенциальными понятиями о добре и зле. Свободный выбор обычно делается в «пограничной ситуации», т. е. на грани смертельного риска.

Эстетика и философия абсурда. Абсурд (от лат. absurdus — нелепый) — нелепость, бессмыслица. С точки зрения литературоведения это особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия.

Абсурд в литературе. Литература абсурда - это стиль или лейтмотив в литературе, характерной особенностью которого является демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, описаний механистичности, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом.Возможны и другие способы выражения.

Наиболее известными представителями литературы абсурда являются Франц Кафка, Сэмюэль Беккет и Эжен Ионеско.

Эстетика «нового романа». Новый роман (или "антироман") - понятие, обозначающее художественную практику французских писателей поставангардистов 1950 - 1970-х гг.

Лидер направления - французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители Н. р. - Натали Саррот, Мишель Бютор, Клод Симон.

Писатели Н. р. провозгласили технику повествования традиционного модернизма исчерпанной (см. принципы прозы ХХ в.) и предприняли попытку выработать новые приемы повествования, лишенного сюжета и героев в традиционном смысле. Писатели Н. р. исходили из представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в прежней культуре - личности с ее переживаниями и трагизмом. Основой художественной идеологии Н. р. стали "вещизм" и антитрагедийность.

Н. р. - последняя предпостмодернистская попытка жестко организованной технически прозы, и хотя бы этим он родственен традиционному модернизму. Постмодернизм отказался и от этой технической сложности.

Ориентализм. Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские

Теория ориентализма. Два полюса, два образа мышления, две культуры – Восток и Запад – мы привыкли противопоставлять их, разъединять, разделять. Восток преподносился как инертный и социально окостеневший. Такой «Восток» Э. Саид считал не более чем европейским мифом, не относящимся к эмпирической реальности.

Путь к решению существующих неразрешимых проблем по мнению Э.Саида состоял в пересмотре взглядов на восточную культуру и систему взглядов, приближение, соединение Востока с Западом.

Эстетика «нового журнализма». Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты.

Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект "нового журнализма".

Литература постмодерна. Стратегии постмодерна. Постмодернизм - это не феномен литературы и не направление, а новая философско-эстетическая система мышления, возникающая на рубеже 70 - 80-х годов. Постмодернизм ставит под сомнение подлинность творческой самореализации. Модернистская оппозиция мир - творчество заменяется отношением художника с собственным творчеством. Творчество становится родственным критике и поэтике: оно «анатомирует, деконструирует и производит оценку прежнего искусства».

В постмодернистской литературе художественное пространство представляет коллаж цитат, обращение к чужому слову, включение в текст заимствований и реминисценций из широкого круга текстов, обыгрывание и трансформирование классических мотивов. Прибегая к подобному методу, постмодернисты пытаются возродить сюжет под видом цитирования других сюжетов и заново создать занимательность романа.

Барт и смерть автора. Постмодернистский писатель стремится разрушить стену, отделяющую искусство от развлечения, добраться до широкой публики».

Ж.-Ф. Лиотар в своей книге «Ситуация постмодернизма» (1984) утверждал, что существует только «прерывность, множественность, электика-политика языковых игр, которые пришли на смену традиционному описанию реальности». С изменением значения реальности изменяется роль автора в постмодернистской литературе. Автор как бы растворяется в читательской массе. Р. Барт и М. Фуко объявляют о «гибели автора всерьез».

Мир как текст. Текст и гипертекст. В отличие от авангарда (модернизма) постмодернизм не разрушает, а пытается создать текст, независимый от воли автора. Рассматривая мир как вечное становление, постмодернисты упраздняют не только автора, стиль, но и форму, так как считают, что «мир, созданный по правилам» - это мертвый мир. Текст в эстетике постмодернизма адекватен миру, т.е. вечному становлению. Цель текста - самораскрытие жизни.

Постмодернистская литература свидетельствует не о разрушении традиционных повествовательных структур и не об упадке, как об этом неоднократно пишут в отечественном литературоведении, а о новом витке, о новых возможностях в развитии романной структуры и формировании универсального, синтезирующего художественного языка.

Литература

1. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2008.

2. Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М.Толмачева. – М., 2003.

3. Абсурд и вокруг: Сборник статей / Отв. ред. О. Буренина. М., 2004.

4. Токарев Д. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное объединение, 2002.- 336 с.

5. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. — М., 1972. —

6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1997.