Смекни!
smekni.com

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (стр. 4 из 14)

Самое выдающееся произведение Овидия — поэма в 15 книгах «Метаморфозы».

Римская литература III вв. н. э. Из произведений этого периода особое значение имеют траге­дии Луция Аннея Сенеки Младшего (4 до н. э. — 65 н. э.) «Медея», «Эдип», «Федра» и др., в которых реализовано новое понимание катарсиса (разделение страха и сострадания, закрепление источ­ника этих чувств не за одним персонажем, а за злодеями, с одной стороны, и за невинными жертвами — с другой); его же «Нрав­ственные письма к Луцилию», где изложена программа стоичес­кого приятия жизни, актуальная и поныне; остроумные и злые «Эпиграммы» Марка Валерия Марциала (ок. 40 — между 101 и 104) в 12 книгах; 16 сатир в гекзаметрах Децима Юния Ювенала (ок. 60 — ок. 140), где отразилось критическое отношение к поро­кам знати, один из наиболее совершенных по форме образцов жанра; роман Гая Петрония Арбитра (ум. 66) «Сатирикон», до­шедший в отрывках; «История» и «Анналы» Корнелия Тацита (ок. 55 — ок. 120) — одного из величайших историков древности; ро­ман Луция Апулея (род. ок. 124) «Метаморфозы» («Золотой осел»), в котором обнаруживается сочетание развлекательной формы и эзотерического (скрытого) религиозно-философского содержания.

Литература

1. Легенды и мифы Древней Греции, «Иллиада», «Одиссея», - любое издание.

2. Лирика Древней Эллады и Рима.. – М., 1990.

3. Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для вузов / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 2005

4. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2005.

5. Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1. Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 1989.

6. Трагедии Эсхила: «Прометей прикаванный», трилогия «Орестея». Софокла: «Антигона», «Эдип-царь». Еврипида: «Ифигения в Авлиде», «Эдип-царь». Комедии - любое издание.

7. Аристофан. Комедии. – М., 1954.

8. Лосев А.Ф. Античная литература. Учебник для вузов / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 2005

9. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2005.

10. Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1. Сост. Н.А.Федоров, В.И.Мирошенкова. – М., 1989.

11. Лонг. Дафнис и Хлоя // Античный роман 1 – Ш вв н.э. – М., 1969.

12. Поэтика римской литературы. – М., 1985.

Лекция 8-9. Тема: Средневековая литература Востока и восточный Ренессанс

План

1. Средние века и Средневековье. «Золотой век» тюркоязычных народов.

2. «Муромати» японцев.

3. «Возврат к древности» у арабов.

4. «Классический период» персов.

5. Китайская литература Х – ХШ в.

6. Плутовская новелла в арабской литературе.

7. Ирано-таджикская поэзия.

8. Арабоязычная поэзия.

Восточным Возрождением или Восточным Ренессансом условно называется период с 10 по 13 вв. в арабо-тюрко-персидском регионе, где получило бурное развитие культурное, философское и научное течение, представленное трудами таких мыслителей и ученых как аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Туфейль, Бируни, Ибн Баджа, поэтов Низами, Навои, Рудаки, Фирдоуси и др.

Советский исследователь Ш.И. Нуцубидзе в одной из своих работ предложил концепцию существования Восточного (или Мусульманского) Ренессанса, который начался раньше западного и имел свои особенности. Расцветающая культура впитывала в себя все лучшие достижения человеческой мысли: в просвещенных кругах ислама широко практиковался перевод книг по различным отраслям знания с греческого, сирийского, иранского, индийского и др. языков.

«Муромати» японцев. Собственно средними веками считается период 13-16 вв. В японской истории это время правления сёгунов – высших военачальников из нового сословия самураев.

Отличительной особенностью литературы данного периода является ее синкретический характер. Кроме того, в литературе Муромати необычайно сильны некоторые упаднические мотивы, порожденные постоянными войнами и кризисами эпохи.

Главными достижениями эпохи Муромати стало создание двух новых жанров: одного поэтического — фарсовые сценки кёгэн, и одного прозаического — «нанизывающиеся» стихотворения — рэнга. Другой распространенный жанр — рэнга — происходит от танка. Как известно, танка — этот пятистишие. Так вот, соперничая в искусстве составлять танка, поэты пришли к следующему: один пишет начальное трехстишие, а второй заканчивает начатую мысль двустишием и дает начало новой, которую заканчивает его соперник, и так до бесконечности. Подобные интеллектуальные упражнения получили название «рэнга», что значит «нанизанные стихи».

Шедевром литературы XV века по праву считается роман-поэма «Двенадцать песен Дзёрури», - повесть о романтической любви Минамото Ёсицунэ и прекрасной Дзёрури, заключающая в себе духовные веяния эпохи.

«Возврат к древности» у арабов. Расцвет арабской литературы в X—XII вв. был тесно связан с разноплеменным характером культуры Халифата. Литература этого периода была результатом духовной деятельности многих народов, писавших на арабском языке. В ней как бы синтезировалось все лучшее, что было создано различными народностями Халифата на протяжении многих поколений. В этом синтезе кроется причина многообразия и глубины идей арабской литературы периода расцвета и разнообразия ее форм.

К этому времени относится творчество крупнейших поэтов арабского Средневековья. Расцвет поэзии в X и XII вв. сопровождается развитием художественной прозы. Абу-т-Таййиб аль-Мутанабби (915—965).

С хамидским литературным кругом в Алеппо связано также творчество соперника аль-Мутанабби — Абу Фираса (932—967).

В богатой литературе эпохи расцвета особое место занимает прославленный поэт-философ Абу-ль-Ала аль-Маарри (973—1057). Его творчество не только одна из вершин средневековой арабской поэзии, но и своеобразный синтез сложной и пестрой духовной культуры Халифата.

«Классический период» персов. Иранская средневековая литература открыла неведомые дотоле уровни познания отдельной человеческой души, отобразила сложный мир личного в его многоликих связях с окружающей жизнью.

Шесть поэтов представляют классическую персидскую лирику. Первый в этой плеяде Абу Абдулло Рудаки (ок. 860 – 941) – «Адам персидских поэтов».

Столетие с небольшим отделяет Рудаки от Омара Хайама (ок. 1048 – ок. 1123), одного из крупнейших ученых своего времени, философа и математика, астронома и полиглота. Но поистине всемирную славу Хайаму принесли несколько сотен четверостиший (рубаи), каждое из которых – поразительно гармоничный синтез смелой мысли и высокого чувства. Джалаледдин Руми (1207 – 1273) широко почитаем на Востоке как деятель суфизма – течения в исламе, проповедовавшего аскетический образ жизни и интуитивное познание бога.

Время Руми – ХШ столетие отмечено в персидской поэзии творчеством великого уроженца иранского города Шираза, известного всему миру под именем Саади (1210 – 1292). Разнообразно богатство мудрых мыслей, щедро рассыпанных Саади. Но главное в его творчестве – вера в будущее человечества, в то, что наступит день, когда весь мир будет подобен плодовому саду, цветущему и благоуханному.

Х1У век в персидской поэзии – время расцвета любовной лирики. И ее центром и вершиной по праву признаны строки земляка Саади, родившегося в том же Ширазе, Шамседдина Хафиза (1325 – 1389). Имя его давно стало нарицательным – хафизом на Востоке называют прирожденного поэта, певца любви и свободы.

Имя Абдуррахмана Джами (1414 – 1492) замыкает перечень классиков иранской поэзии. Создатель обширного цикла поэм «Семь престолов», где он рассказал о своих идеалах справедливого устройства человеческой жизни, о вечных поисках счастья и гармонии в несчастном и дисгармоничном мире, Джами написал немало замечательных лирических стихотворений – газелей и рубаи, многие из которых стали народными песнями по сей день заучиваются на родине поэта.

Китайская литература Х – ХШ вв. В УП – УШ вв. (в эпоху Тан) Китай, объединенный под эгидой единой империи, стал на некоторое время могущественной и процветающей державой. Интенсивно стали развиваться наука, литература и искусство. Свое непосредственное развитие в эту эпоху получила проза.

Самыми популярными писателями были: Ли Шан-инь (IX в.), Ван Цзюнь-юй и Су Ши (XI в.), Хуан Юнь-цзяо (XVI – XVII в.).Их изречения малоизвестны и сейчас почти забыты даже в самом Китае.

Цзацзуань – оригинальный вид китайской художественной литературы, метко, образно, живо и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях, о поступках человека, тех внутренних побуждениях, которые руководят этими поступками, о привычках и слабостях людей, их достоинствах и пороках, симпатиях и антипатиях.

Литература

1. Классическая проза Дальнего Востока. Библиотека мировой литературы. – М., 1975.

2. Из персидско-таджикской поэзии. Сост. А.Хакимов. – М., 1987.

3. Лирики Востока. Сост. И вступ. ст. М.Курганцева. – М., 1986.

4. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. Издание 2-е, М.1975

5. История всемирной литературы., т.2. М., 1984.

6. История всемирной литературы., т.3. М., 1985.

7. Санович В. Очерк японской классической лирики // Классическая по­эзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. — М., 1977.

8. Маркова В.Н.,Санович В.С. Японская литература. Поэзия//История всемирной литературы. — М., 1987. — Т. 4.

9.Центральноазиатский толстый журнал – http://www.ctaj.elcat.kg/tolstyi/bib_txt/bib018.htm

10.Японская лирика. Пер. В. Соколова, под ред. В. Орлова. М., Минск, 2000.

11. Японская литература в интернете: http://jlib.sinor.ru/

http://jpoetry.h1.ru/index.php?lang=Russian

http://www.japan.org.ua/index.html

Тема: Литература западного средневековья

План

1. Роль христианства в средневековой общественной жизни. Письменные памятники как источник искусства слова.

2. Куртуазная лирика Прованса, поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов.

3. Рыцарский роман.

4. Фаблио и шванки.

5. Черты переходной эпохи в творчестве Данте.

Средневековье зако­номерный этап развития общества, в средневековой литературе и искусстве была обнаружена своеобразная глубина и красота.