Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «История русской литературы ХI xvii в в.» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 11 из 12)

II. “Повесть о Фроле Скобееве” как биографическая бытовая XVII века: жанровые признаки (герой, авторское отношение к герою, принципы изображение окружающей действительности).

III. Жанрово-стилистическое своеобразие “Повести о Фроле Скобееве”.

1) Своеобразие сюжета “Повести”: обращение к частной жизни героя-авантюриста. Композиция повествования. Роль любовной интриги в завязке и в первой части произведения, авторское отношение к ней (в сопоставлении с “Повестью о Савве Грудцыне”). Установка на занимательность, беллетристичность произведения. Автор повести как мастер интриги. Жанровый элемент новеллы. “Психологизм” второй части “Повести”, изменение основной направленности авторского интереса: не события, а характеры; не поступки героев, а их переживания. Автор как психолог. Композиционный контраст двух частей “Повести” как осознанный авторский прием. Роль бытовых сцен и диалогов в построении сюжета произведения.

2) Своеобразие конфликта “Повести”. Конфликт “отцов и детей”, его морально-этическая и социальная основы. Жизненные ценности “отцов”. Новая система ценностей детей, отношение к ней автора. Мировоззрение автора “Повести” и мировоззрение главного героя: отношение к “старым” авторитетам, канонам, религии. “Активность” героя и автора. Новое отношение к жизни и к изображению человеческой личности в литературе.

3) Система образов “Повести”:

а) Фрол Скобеев как главный герой произведения. Личность “героя нового времени” и пути ее отражения в литературе. Новая система ценностей и жизненных принципов. Нравственность и безнравственность с точки зрения Фрола и автора “Повести”. Новые критерии оценки человеческой личности в литературе. Человек как активный творец своей судьбы. Новые принципы создания положительного героя в литературе: авторское понимание, одобрение и сочувствие вместо традиционной христианской идеализации. Авторское отношение к герою: социальное и духовное “родство” автора и героя;

б) образы “отцов” (родители Аннушки, московская знать). Верность старым формальностям и авторитетам, жизненные принципы, подходы к оценке человека, защита социально-классовых претензий и привилегий. “Нравственность” и “безнравственность” “отцов” в понимании автора “Повести”;

в) женские образы в “Повести”. Образ Мамушки, его традиционная роль в развитии любовной интриги. Аннушка как новый женский образ. Активная роль Аннушки в любовной интриге, ее борьба за право решения собственной судьбы.

4) Использование традиционных агиографических мотивов в “Повести”. Авторское отношение к религии, авторитетам и канонам. Пародирование традиционных мотивов (уход в монастырь, родительское благословение, исцеление от чудотворной иконы). Авторская ирония. Отрицание жанровых принципов агиографии в “Повести о Фроле Скобееве”.

5) Язык и стиль авторского повествования в “Повести о Фроле Скобееве”: канцеляризмы, варваризмы в авторской речи; речевая характеристика персонажей. “Повесть о Фроле Скобееве” и демократическая сатира XVII века.

IV. Роль “Повести о Фроле Скобееве” в развитии жанра бытовой биографической повести XVII века. Направление эволюции образа главного героя и характер изменений в мировоззрении автора по сравнению с “Повестью о Савве Грудцыне” и “Повестью о Горе-Злочастии”. “Повесть о Фроле Скобееве” как завершающий этап в развитии жанра древнерусской повести и переходное звено к авантюрно-биографическим повестям Петровской эпохи и жанровым формам литературы Нового времени с их развитыми социально-психологическими аспектами трактовки человеческого характера (новелла, роман).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТ

“Повесть о Фроле Скобееве” - по Хрестоматиям Н.К. Гудзия или Н.И. Прокофьева (любое издание).

ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Панченко А.М. “Повесть о Горе-Злочастии” //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.III: XVII век. Ч.3. - СПб.,1998. - С.209-212.

2) Лихачев Д.С. Основные направления в беллетристике XVII века //Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л.,1970. - С.558-561.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТЫ

1) Покровская В.Ф. “Повесть о Фроле Скобееве”: (По неизданному Тихонравовскому списку с вариантами по всем известным спискам) (древнерусский текст) //ТОДРЛ. Т.1. - Л.,1934. - С.249-297.

2) “Повесть о Фроле Скобееве” //Русская повесть XVII века /Сост. М.О. Скрипиль. - Л.,1954. - С.155-156.

3) “Повесть о Фроле Скобееве” (перевод на современный русский язык) //Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. (Библиотека всемирной литературы). - М.,1969. - С.686-696.

4) “Повесть о Фроле Скобееве” (древнерусский текст с параллельным переводом на современный русский язык и коммент.) //Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга 1. - М.,1988. - С.55-64.

5) “Повесть о Фроле Скобееве” (древнерусский текст и коммент.) //Русская бытовая повесть XV - XV веков. (Сокровища древнерусской литературы) /Сост. А.Н. Ужанков. - М.,1991. - С.329-341.

ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Демин А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. - М.,1977.

2) Бакланова Н.А. К вопросу о датировке “Повести о Фроле Скобееве” //ТОДРЛ. Т.13. - М.; Л., 1957. - С.511-518.

3) Панченко А.М. “Повесть о Фроле Скобееве” //История русской литературы. Т.I. - Л.,1980. - С.380-384.

4) Душечкина Е.В. Стилистика русской бытовой повести XVII века (“Повесть о Фроле Скобееве”): Учебный материал по древнерусской литературе. - Таллин, 1986.

Старообрядческая литература ХVII века. Протопоп Аввакум и его сочинения

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на примере анализа текста “Жития протопопа Аввакума, им самим написанного” рассмотреть жанровую специфику произведения, изучить проблему его традиционности и новаторства с точки зрения жанра, содержания и стиля, выявить связи “Жития” с агиографией и другими традиционными древнерусскими жанрами (поучение, проповедь, хождение), показать сходство и коренные отличия изучаемого произведения от древнерусских житий; воссоздать историческую основу жития, проанализировать предпосылки и условия, приведшие к никоновской церковной реформе и расколу; особое внимание уделить личности протопопа Аввакума и ее отражению в тексте произведения; сделать общие выводы о судьбе агиографического жанра в древнерусской литературе.

ВОПРОСЫ

I. Историческая основа “Жития протопопа Аввакума, им самим написанного”. Предпосылки и условия никоновской церковной реформы и раскола (смена церковного устава, сосуществование Студийского и Иерусалимского уставов; решения Стоглавого собора, касающиеся организации церковной жизни; теория “Москва - третий Рим”; события Смуты и социально-политическая нестабильность в стране в начале XVII века; возникновение книгопечатания, деятельность Московского Печатного двора и проблемы книжной справы; кружок “ревнителей древлего благочестия”). Алексей Михайлович, патриарх Никон и протопоп Аввакум: роль личностей в проведении реформы. Нововведения Никона и их догматическая сущность. Последствия раскола.

II. Общественно-религиозная и литературная деятельность Аввакума Петрова, специфика его мировоззрения, религиозно-догматические, социально-политические и литературно-эстетические взгляды “огнепального протопопа”.

III. “Новое” и “старое” в русском обществе XVII века: неоднозначность и противоречивость борьбы. Новые черты в общественном мировоззрении XVII века и отношение к ним Аввакума. Противоречие “теории” и “практики”. “Новое” в “Житии” Аввакума: отношение к традициям агиографического жанра; “Житие Аввакума” и бытовая повесть.

IV. Жанрово-стилистическое своеобразие “Жития протопопа Аввакума, им самим написанного”.

1) Проблема жанра произведения. Вопрос о взаимодействии с разными древнерусскими жанровыми традициями. Отношение автора к традициям и канонам агиографии: общее и коренные отличия. Основной композиционный принцип повествования. Обращение автора к жанровым традициям древнерусского церковного красноречия (догматическое слово, поучение, проповедь); способы усиления авторского влияния на слушателей и читателей. Достоверность, автобиографичность, исповедальность как основные черты авторского повествования. Использование в произведении традиционных христианских сюжетов, мотивов, образов. Христианское чудо, его роль в композиционной структуре “Жития”; характерные особенности “чудес”, произошедших с Аввакумом. Дар чудотворения, присущий самому Аввакуму, его трактовка автором (чудеса-исцеления).

2) Центральный образ произведения. Коренные отличия от традиционных образов героев древнерусских агиографических произведений. Сходство и различие с героями бытовых повестей. “Новое” и “старое” в мировоззрении Аввакума как автора. Внутренняя противоречивость мировоззрения Аввакума и образа главного героя “Жития”. Отражение в образе главного героя “Жития” представлений о личности человека XVII века. “Активность” религиозного борца в понимании протопопа Аввакума.

3) Изображение в “Житии Аввакума” обстановки, окружающей главного героя: сходство с бытовыми повестями. Значимость быта в произведении. “Многогеройность” “Жития Аввакума”: друзья и враги. Отношение Аввакума к близким, друзьям и соратникам, Аввакум в окружении семьи, образ Анастасии Марковны. Враги-никониане и отношение к ним: образы врагов в “Житии” (Никон, Алексей Михайлович и авторская трактовка проблемы царской власти, воевода Пашков, собирательный образ “никониан-отступников”), художественные средства, используемые для их создания автором.

4) Стилистическое своеобразие “Жития”: особенности языка, сочетание различных стилей, приемов книжной и разговорной речи, использование книг Священного Писания и характер отношения Аввакума к источникам; введение в текст христианских и фольклорных образов. Традиционная символика в “Житии Аввакума”, ее авторская трактовка.