ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: рассмотреть основные гипотезы о происхождении русского летописания; поставить проблему специфики летописного повествования и вопрос о возможностях подхода к летописному материалу как к историческому и литературному источнику; охарактеризовать жанровое и стилистическое своеобразие летописания как особого “синтетического” жанра древнерусской литературы; на примере анализа фрагментов из “Повести временных лет” выявить специфику разных жанровых образований в составе летописи, проанализировать стиль летописного повествования, проблему идейного и стилистического единства летописи и роли мировоззрения летописца в его достижении.
ВОПРОСЫ
I. Происхождение и формирование начального русского летописания. Назначение и оригинальность жанра. Роль летописей в политической жизни княжеств и в формировании “философии русской истории”. Основные идеи русского летописания (идея независимости Руси от Византии, идея единства Русской земли). Место летописи в жанровой системе древнерусской литературы
II. “Повесть временных лет” как первая русская летопись, гипотезы относительно ее формирования (А.А. Шахматов, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков).
III. Место летописания в жанровой системе древнерусской литературы. Летопись как памятник литературы. Вопрос о жанре и стиле летописного повествования.
III. Летописание как синтетический литературный жанр. Подчиненные жанры в составе летописи (погодная запись, предание, исторический рассказ, историческая повесть), их определение.
1. Типы преданий в “Повести временных лет” [Обратить внимание! В отличие от терминологии, принятой в фольклористике, по у И.П. Еремина понятия “предание” и “легенда” совпадают: см. Еремин И.П. Киевская летопись как памятник литературы //И.П. Еремин. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. -М.; Л., 1966. С. 98-131]:
а) легенды исторические (“варяжская легенда”, легенды о первых князьях - о вещем Олеге, о князе Игоре, муже княгини Ольги, о княгине Ольге, о ее сыне - князе Святославе). Образы русских князей, сочетание фольклорных и исторических черт в их создании. Политические идеи, связанные с возникновением русского государства и княжеской власти на Руси, их направленность,
б) легенды топонимические (о происхождении названия “Русь”, легенда об основании Киева),
в) легенды агиографические (о святом Андрее Первозванном, “об испытании вер” князем Владимиром”, Корсуньская легенда, легенда о крещении киевлян). Оценка летописцем факта крещения Руси, проблема взаимоотношений Руси и Византии с религиозно-христианской точки зрения. Образ князя Владимира.
2. Исторические сказания в составе летописи. Специфика жанра.
3. Исторические повести в составе летописи как жанр литературы:
а) воинские повести (Повести о походе кн. Игоря Святославича на половцев 1185 года по Лаврентьевской и Ипатьевской летописям). “Литературный этикет” (по терминологии Д.С. Лихачева - см.: Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. -Изд. 3-е, дополн. - Л.,1979. -С.80-102) и словесные формулы в изображении военных походов и битв. Идея защиты Русской земли как основная идея летописания;
б) повести о княжеских преступлениях (на примере летописной Повести об убиении Борисовом 1015 года и Повести об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года). Идея единства Русской земли и преодоления “ненавистной розни века сего” как основная идея летописания. Контраст и антитеза как основные художественные приемы в повестях о княжеских преступлениях, образы-символы.
IV. Проблема единства идейного содержания и стилистического оформления летописного свода. Мировоззрение летописца.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТЫ (по Хрестоматии Н.К. Гудзия или Н.И Прокофьева, любое издание)
- Легенда о посещении апостолом Андреем Первозванным Киева и Новгорода.
- Предание об основании Киева.
- Легенда о призвании князей-варягов.
- Легенда о взятии Олегом Царьграда.
- Предание о смерти Олега от своего коня.
- Легенда о смерти Игоря и мести княгини Ольги.
- Сказания о кончине Ольги и войне Святослава с греками.
- Сказания о князе Владимире, его женитьбе на Рогнеде и убийстве брата Святополка.
- Повесть об ослеплении Василька Теребовльского.
- Повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 году по Киевской (т.е. Ипатьевской) летописи.
- Повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 году по Суздальской (т.е. Лаврентьевской) летописи.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1) Еремин И.П. “Повесть временных лет” как памятник литературы //И.П. Еремин. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. - М.; Л., 1966. -С.42-97.
2) Еремин И.П. Киевская летопись как памятник литературы //Там же. С.98-131.
3) Лихачев Д.С. “Повесть временных лет” //Д.С. Лихачев. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.,1980. - С.47-139.
4) Творогов О.В. “Повесть временных лет” //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.I: XI - первая половина XIV века.- Л.,1987. - С.337-343.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТЫ
1) “Повесть временных лет”. (Литературные памятники) /Изд. подгот. Д.С. Лихачевым. - Т.I-II. - М.; Л., 1950; второе издание: СПб.,1996.
2) “Повесть временных лет” (в русском переводе) //Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. (Библиотека всемирной литературы). -М.,1969.
3) “Повесть временных лет” (древнерусский текст, параллельный перевод, комментарии) /Подгот. текста и ком. О.В. Творогова, пер. Д.С. Лихачева //Памятники литературы Древней Руси. XI - нач. XII века. - М.,1978. - С.23-278; С.417-450.
5) “Повесть временных лет” (древнерусский текст, перевод, комментарии) /Подгот. текста и примеч. О.В. Творогова, пер. Д.С. Лихачева //Повести Древней Руси XI - XII веков. - Л.,1983. - С.23-227; С.524-548.
6) Из “Повести временных лет” (в русском переводе) //Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 класс. (Круг чтения: Школьная программа) /Под редакцией Е.Б. Рогачевской, перевод Д.С. Лихачева. - М.: Школа-Пресс, 1993. - С.19-93.
ИCCЛЕДОВАНИЯ
1) Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. -СПб.,1908 (репринтное издание: М.: 2001). См. в извлечениях: Кусков В.В. Древнерусская литература в исследованиях /Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1986. - С.134-163.
2) Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. -М.; Л., 1947. См. в извлечениях: Кусков В.В. Древнерусская литература в исследованиях /Хрестоматия. -М.: Высшая школа, 1986. - С.162-190.
3) Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. -М.; Л., 1963. -С.215-300.
4) Приселков М.Д. История русского летописания XI - XV веков. - Л.,1940. -С.16-44.
5) Насонов А.Н. История русского летописания X - начала XVIII веков. -М.,1964. - С.12-79.
4) Орлов А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII веком). - М.,1902. См. в извлечениях: Кусков В.В. Древнерусская литература в исследованиях. /Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1986. - С.24-41.
5) Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях XI - XIII веков //Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л.,1970. - С.31-66.
Ораторская проза Х1 – ХП вв. Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. Развитие жанра в ХШ веке.
План
1. Риторика – наука об ораторском искусстве. Жанры красноречия на Руси.
2. Жанровый канон проповеди, поучения.
3. Древнерусские проповедники.
4. «Поучение к братии» Луки Жидяты.
5. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Риторика – наука об ораторском искусстве. Оратор – учитель и наставник, - писалось в риториках, - должен уметь говорить просто и возвышенно, выражать справедливые и добрые мысли так, чтобы слово его стало доходчивым, понятным, служило исправлению нравов.
В красноречии Древней Руси, воспринявшей высокие традиции ораторского искусства античности, Византии и южнославянских стран, складывается трогательный образ автора – «печальника Русской Земли», писателя и оратора, осознающего огромную ответственность за судьбу своей родины.
Ораторы Древней Руси, среди которых были люди разной социальной принадлежности, при всем осознании своей личной «малости», «худости» и «недостоинства» - традиционного христианского выражения скромности – не могли молчать, видя «великие настроения века сего», они активно вмешивались в общественную
жизнь, давали советы и учили простых людей и «сильных мира».
Памятники красноречия Древней Руси (иначе говоря – слова, проповеди, поучения) являются весьма важной в идейном и эстетическом отношении частью.
Слово, проповедь – жанр, главная функция которого – воздействие на общественное мнение. Проповедь (или поучение, слово) представляла собой обычно рассуждение о том или ином догмате христианской веры с целью разъяснить его пастве или опровергнуть таким образом нападки еретиков или иноверцев, а иногда просто восславить мудрость христианской религии.
Время рождения древнерусского искусства красноречия – 11 век. И с первых же оригинальных произведений этого жанра обращают на себя внимание две его интересные особенности. Во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников образцы переводных слов и поучений, несмотря на заимствованную из Византии тематику и приемы словесного оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа. И, во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества – сочинения первых русских риторов: Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (11-12 вв.) поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок.
Проповедь обычно строилась по законам византийской риторики: 1) содержала обязательные обращения к слушателям; 2) различные приемы активизации их внимания, вовлечение слушателей в беседу (риторические вопросы, обращения, восклицания); 3) являла собой богатство стилистических приемов (широкая аллегоричность, символика, риторическая амплификация). Аллегория - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ. Амплификация – развернутый и украшенный описательный оборот, где одна мысль, тема «словесно варьируется и распространяется до полной исчерпанности».