Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «История русской литературы ХI xvii в в.» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 4 из 12)

ВОПРОСЫ

I. Место агиографии в системе жанров древнерусской литературы. Агиографический канон, его формирование: роль византийской агиографии в формировании оригинального русского житийного жанра.

II. Два основных типа житийной композиции: житие-мартирий и житие-биос; принципиальные различия между ними. Тип “главного героя” жития как основа, предопределяющая отнесение посвященного ему текста к определенной жанровой разновидности в рамках агиографии.

III. Образ византийского мученика и средства его создания. Канонические требования к византийскому мученическому житию и его композиции. Конфликт как основа композиции мартирия и его характер в византийских текстах. Вопрос об исторической основе византийских мартириев.

IV. Историческая основа Борисо-Глебского цикла и ее отражение в литературных памятниках. Произведения, входящие в цикл, вопрос о их соотношении.

V. Содержательно-стилистическое своеобразие “Сказания о Борисе и Глеба”.

1) Система образов “Сказания”:

а) образы Бориса и Глеба, способы их создания. Соотношение образов русских князей - “страстотерпцев” с образами византийских мучеников. Идея, во имя которой гибнут русские князья, ее принципиальное отличие от идей, лежащих в основе конфликта византийских мартириев. “Вольная” смерть Бориса и Глеба, проблема “непротивления злу”, ее значение для характеристики образов русских князей, нравственно-религиозное звучание этой идеи в тексте “Сказания”. Новый тип древнерусской святости, его содержательное наполнение. Драматизм “Сказания”. Психологизм в изображении Бориса и Глеба, отразившийся в их речах-монологах; контраст в изображении русских князей по отношении к героизации византийских мучеников;

б) образ Святополка Окаянного. Принцип антитезы в построении системы образов “Сказания”: “праведники” - “грешник”. Проблема “предопределенности” зла “по рождению”. Моральное осуждение братоубийства. Принципиальное различие между убийцами в “Сказании” и в византийских мартириях. Идея о неминуемом наказании “зла” в ее христианской, исторической и общечеловеческой трактовке;

в) образ Ярослава Мудрого. Идея “праведности мести”. Историзм в создании образа.

2) Композиция “Сказания”:

а) конфликт как основа композиции любого мартирия. Специфика конфликта в “Сказании о Борисе и Глебе” в сравнении с византийскими мартириями, его политический характер;

б) историческая экспозиция “Сказания”, заключительное повествование о мести Ярослава Мудрого за смерть братьев как эпизоды, выходящие за рамки канонического мартирия. Историзм “Сказания”.

VI. Проблема жанра “Сказания о Борисе и Глебе”.

а) отношение автора к традиции византийского мартирия: ориентация на традицию; трансформация основного конфликта, образов, композиции.

б) “Сказание” и историческая повесть (воинские повести и повести о княжеских преступлениях в составе летописей), общие принципы отражения и оценки исторических и политических событий; различия в трактовке событий, своеобразие стиля “Сказания”;

в) “Сказание” как основа зарождающегося оригинального жанра древнерусской агиографии - княжеского жития (“Житие Александра Ярославича Невского”, “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского [Донского]).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТ

“Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба” - по Хрестоматии Н.К. Гудзия или Н.И. Прокофьева (любое издание)

ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Еремин И.П. “Сказание о Борисе и Глебе” //И.П. Еремин. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. - М.; Л., 1966. - С.18-27.

2) Дмитриев Л.А. “Сказание о Борисе и Глебе” //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.I: XI- первая половина XIV века.- Л.,1987. - С.398-408.

2) Минеева С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста (на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких). - Курган, 1999. - С.190-140.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТ

1) “Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба” (древнерусский текст, параллельный перевод, комментарии) //Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. - М.,1978. - С.278-304; С.451-456.

2) “Сказание о Борисе и Глебе” (в переводе на современный русский язык) //Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 класс. (Круг чтения: Школьная программа) /Под редакцией Е.Б. Рогачевской, перевод Л.А. Дмитриева. - М.: Школа-Пресс, 1993. - С.94-112.

ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Воронин Н.Н. Анонимное Сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор //ТОДРЛ. Т.13. - М.; Л., 1957. - С.11-56.

2) Федотов Г.П. Борис и Глеб - святые страстотерпцы //Г.П. Федотов. Святые Древней Руси. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 39-51 (или любое другое репринтное издание);

3) Топоров В.Н. Идея святости в Древней Руси. Вольная жертва как подражание Христу. (“Сказание о Борисе и Глебе”) //В.Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.I: Первый век христианства на Руси. - М.,1995. - С. 413-507;

4) Ранчин А.М. К вопросу о текстологии Борисоглебского цикла; Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации; Князь - страстотерпец - святой: семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба; Князь-страстотерпец в славянской агиографии; “Дети дьявола” - убийцы страстотерпца //А.М. Ранчин. Статьи по древнерусской литературе. - М.: МГУ, 1999.

Хожения» как жанр паломнической литературы

«Хожение игумена Даниила»

План

1. Паломничество как общественное явление на Руси.

2. Жанровый канон и идейно-содержательные особенности хожений.

3. «Хожение игумена Даниила»

Одним из жанров средневековой письменности, сыгравшим заметную роль в развитии повествовательного искусства Древней Руси, стали хожения - произведения путевой литературы, рас­сказывающие об увиденном или услышанном древнерусским путешественником на чужбине.

В древнерусских хожениях рассказывается о многих землях:

ведь у авторов этих произведений были разные цели и маршру­ты. Особенно распространены в Древней Руси паломничества, совершавшиеся с целью поклониться Святым местам. Палести­на, христианские центры Востока, Царьград притягивали к себе наших предков. Конечно, не все паломники оставили записки, но именно паломнические хожения стояли у истоков древне­русской путевой литературы. Позднее стали появляться по­вествования, созданные купцами (гостями) и послами, путе­шествовавшими в восточные и европейские страны.

Самый ранний из дошедших до нас рассказов о паломниче­стве - «Хожение игумена Даниила» (по некоторым спискам -«Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена»). Настоя­тель одного из черниговских монастырей совершил свое путе­шествие в Святую землю в 1106-1108 гг. В начале XII в., по­сле завершения в 1099 г. Первого крестового похода, кресто­носцы создали в Палестине Иерусалимское королевство и ос­новали духовные рыцарские ордены. Во главе королевства встал Балдвин I Фландрский. (В Киеве в эти годы княжил Свя-тополк Изяславич.)

«Хожение игумена Даниила» было весьма популярно на Руси и сохранилось во множестве списков, самые ранние из которых датируются XV в. Даниил пишет о себе, прибегая к традиционной формуле самоуничижения: «СЕ АЗ, НЕДОСТОЙНЫЙ ИГУМЕН ДАНИИЛ, русския ЗЕМЛЯ, хуждший во ВСЕХ МНИСЕХ, смиренный грехми многими» («вот я, недостойный игумен Даниил из Русской земли, худший из всех монахов, одержимый множеством грехов»). Он сообщает, что захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную, понужденный «мыслию СВОЕЮ и НЕТЕРПЕНИЕМ моим».

Путешественник пишет о том, что побоялся уподобиться ленивому рабу, скрывшему полученный талант, и рассказыва­ет о своих странствиях «верных ради ЧЕЛОВЕК», чтобы тот, кто прочтет его писания, мог хотя бы мысленно повторить его путь и тем самым приобщиться к святыням.

«Хожение игумена Даниила», являющееся первой стра­ницей в истории путевой литературы Древней Руси, под­купает читателя своей эмоциональностью, живой непо средственностью рассказа об увиденном, простотой изло жения и тем, что наряду с благоговейным отношением к христианским святыням Даниил постоянно ощущает себя представителем Русской земли.

Литература

1. “Хождение” игумена Даниила - по Хрестоматиям Н.К. Гудзия или Н.И. Прокофьева (любое издание).

2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1988. - С.81-88.

3. Прокофьев Н.И. Древнерусские хожения XII - XV веков. (Проблема жанра и стиля). /Автореферат дисс. ... доктора филолог. наук. - М.,1970.

Тема: Литература периода феодальной раздробленности (вторая половина ХП – первая половина ХШ века). «Слово о полку Игореве»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на примере анализа оригинального древнерусского текста “Слова о полку Игореве” рассмотреть отражение в памятнике исторических событий, обратив особое внимание на проблему соотношения исторического факта и его авторской интерпретации в древнерусском литературном памятнике; проанализировать основную идею “Слова”, образную систему произведения, средства художественной изобразительности, использованные автором, их фольклорные и литературные истоки.

ВОПРОСЫ

I. Историческая основа произведения и ее отражение в “Слове о полку Игореве”. Трактовка исторических фактов, отражение в произведении авторского отношения к описываемому. Специфика авторской трактовки исторических фактов в “Слове о полку Игореве” и в летописях: на основе сопоставительного анализа “Слова” и летописных повестей о походе Игоря в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Историзм, отсутствие авторского вымысла как специфические черты древнерусской литературы и их отражение в “Слове”.

II. Основная идея “Слова о полку Игореве”, способы ее выражения в произведении. Образ автора в “Слове”.