2) Повествование о первом столкновении рязанцев с татарами: трактовка автором основы конфликта. Рассказ о гибели князя Юрия Федоровича в Орде и о трагической кончине княгини Евпраксии: сочетание жанровых черт мартирия, топонимической легенды; элементы плача.
3) Описание героической защиты Рязани, гибели рязанских князей: сочетание жанровых черт летописной воинской повести, мартирия, агиографических (церковный панегирик) и эпических фольклорных черт.
4) Фрагмент, повествующий о подвиге Евпатия Коловрата: отражение элементов эпической былинной традиции. Специфика обрисовки образа, используемые художественные средства. Трансформация в изображении конфликта: различия в трактовке доблести врага в соответствии с традициями мартирия и былинной эпической поэзии (оценка Батыем подвига Коловрата; отношение к телу побежденного врага; ср. отношение к телу убитого в Орде рязанского князя Юрия Федоровича).
5) Заключительная часть “Повести”: сочетание элементов летописного и агиографического повествования. Традиции церковного панегирика, отражение в “Повести” риторического стиля. “Плач” в составе агиографических текстов и в “Повести”, его роль в композиции произведения и в авторском замысле. Плачи фольклорные и литературные: сходство и различие в их композиции и образной системе.
IV. Жанровое своеобразие “Повести о разорении Рязани Батыем” как образца исторической воинской повести: сюжет, проблематика, способы создания образов, лексика, публицистическая направленность произведения.
V. Вопрос о стилистическом единстве “Повести” и путях его достижения. Художественная образность в произведении: образы-символы и их роль в авторском замысле.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТ
1) Повесть о приходе Батыя на Рязань в 1237 году - по Хрестоматии Н.К. Гудзия или Н.И. Прокофьева (любое издание).
2) Повесть о разорении Рязани Батыем (в переводе на современный русский язык) //Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 класс. (Круг чтения: Школьная программа) /Под редакцией Е.Б. Рогачевской, перевод Д.С. Лихачева. - М.: Школа-Пресс, 1993. - С.148-162.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1) Лихачев Д.С. Повесть о разорении Рязани Батыем //Д.С. Лихачев. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.,1980. С.258-277.
2) Лихачев Д.С. Повести о Николе Заразском //Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - перв. полов. XIV века. - Л.,1987. - С.332-337.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТЫ
1) Повесть о разорении Рязани Батыем; Похвала роду рязанских князей (древнерусский текст с параллельным переводом на современный русский язык и комментариями) //Памятники литературы Древней Руси. XIII век. - М.,1981. - С.184-199; С.554-558; С.200-203; 559-560.
2) Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году /Подгот. текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева //Воинские повести Древней Руси. (Литературные памятники). - М.; Л., 1949. - С.5-29; С.119-142; С.244-266; С.284-295.
3) Повесть о разорении Рязани Батыем /Подгот. текста, перевод на современный русский язык и примечания Д.С. Лихачева //Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. Серия: Библиотека всемирной литературы. - М.,1969. - С.344-361; 720-745.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1) Лихачев Д.С. К истории сложения Повести о разорении Рязани Батыем //Археографический ежегодник за 1962 год. - М.,1963. - С.48-51.
2) Евсеева И.А. Анализ формульного стиля Повести о разорении Рязани Батыем //Рукописная традиция XVI - XIX веков на Востоке России. - Новосибирск,1983. - С.120-125.
Тема: Жития и поучения в эпоху татарского нашествия
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на основании изучения текста Жития преп. Сергия Радонежского и его сопоставления с рассматривавшимся ранее текстом Жития преп. Феодосия Печерского проследить отражение в первом произведении компонентов канонической житийной схемы, выявить разные подходы авторов к трактовке традиционных житийных ситуаций; проследить формально-стилистические различия между двумя текстами; сделать выводы, характеризующие основные черты стиля “плетения словес” и их проявление в тексте Жития преп. Сергия, а также направления развития древнерусского агиографического жанра в изучаемый период.
ВОПРОСЫ
I. Историческая эпоха конца XIV - XV веков, ее основные политические идеи. Признаки общественно-культурного подъема на Руси. Свержение монголо-татарского ига. Роль православной церкви в процессе политического объединения русских земель вокруг Москвы. Пути развития древнерусской литературы, место агиографии в литературном развитии эпохи.
II. Русская агиография конца XIV - XV веков, основные направления эволюции жанра. “Русское Предвозрождение”, “экспрессивно-эмоциональный стиль”, “второе южнославянское влияние”, “абстрактный психологизм”, “стиль плетения словес”: содержательное наполнение этих терминов, перспективность их использования. Основные требования эпохи к композиции, стилистической и словесной организации житийных текстов. Творчество знаменитых агиографов - Пахомия Логофета и Епифания Премудрого. Житийный канон, традиции, стиль, их соотношение в изучаемую эпоху.
III. История создания Жития преп. Сергия Радонежского, его епифаниевская и пахомиевская редакции. Вопрос об их соотношении, о характере и авторской принадлежности сохранившихся в рукописях вариантов текста произведения.
IV. Жанрово-содержательное и композиционное своеобразие Жития преп. Сергия Радонежского.
1) Традиционные канонические мотивы в составе вступления к Житию преп. Сергия, их сходство и отличие от соответствующих тем в составе Жития преп. Феодосия Печерского. Роль вступления в композиционной структуре Жития преп. Сергия, усиление его значимости в сравнении с Житием преп. Феодосия. Риторический характер вступления в Житии преп. Сергия. Образ автора, нашедший отражение во вступлениях к двум житийным текстам, различия в его трактовке.
2) Рассказ о родителях, рождении и детстве святых подвижников в трактовке авторов Житий преп. Сергия и преп. Феодосия Печерского: сопоставительный анализ характера отражения в различных текстах канонических черт и реалий русской жизни и быта.
3) Описание взаимоотношений будущего святого с родителями в Житиях преп. Сергия Радонежского и преп. Феодосия Печерского. Различия в изображении традиционной житийной ситуации, причины ее разной трактовки в двух текстах.
4) Способы создания образов главных героев в Житиях преп. Сергия Радонежского и преп. Феодосия Печерского. Изображение деятельности святых подвижников как “пастырей словесных овец”: общие традиционные черты, нашедшие отражение в двух текстах, и конкретные различия.
5) Изображение христианских добродетелей главных героев в Житиях преп. Сергия Радонежского и преп. Феодосия Печерского: общее и основные различия (сопоставительный анализ конкретных эпизодов).
6) Роль Троице-Сергиева монастыря и его игумена преп. Сергия в политической и общественной жизни эпохи: преп. Сергий и митрополит Алексий; преп. Сергий и Дмитрий Донской; роль преп. Сергия в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и в становлении Русского государства; роль преп. Сергия в подготовке к Куликовской битве. Сопоставление характера участия двух монастырей (Киево-Печерского и Троице-Сергиева) в общественной, государственной и культурной жизни их эпохи. Русское монашество, идеал духовного преображения мира через активное участие в делах мира; отражение этого идеала и его трактовка в текстах, созданных в разные исторические эпохи.
7) Сопоставительный анализ прижизненных чудес преп. Сергия Радонежского и преп. Феодосия Печерского. Отражение в рассказах традиционных мотивов, а также исторических и бытовых реалий.
8) Описание кончины преподобного, характер его предсмертного обращения к братии в Житиях преп. Сергия Радонежского и преп. Феодосия Печерского как наиболее каноничные эпизоды житийной композиции.
V. Стилистическое своеобразие Жития преп. Сергия Радонежского. “Трехчастная композиция” и ее соблюдение в тексте. Отражение черт стиля “плетения словес” в произведении, “абстрактного психологизма” в трактовке образа главного героя. Риторическая организация текста.
VI. Значение Жития преп. Сергия Радонежского в эволюции древнерусского агиографического жанра.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТ
Житие преп. Сергия Радонежского (с параллельным переводом на современный русский язык и комментариями) //Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. - М., 1981. - С.256-430; С.570-579.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Дробленкова Н.Ф. Житие Сергия Радонежского //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. II: Вторая полов. XIV - XVI век. Ч. 2. - Л., 1988. - С.330-336.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Адрианова - Перетц В.П. Задачи изучения агиографического стиля Древней Руси //ТОДРЛ. Т.20. - М.; Л., 1964. - С.41-72.
2) Дмитриев Л.А. Литературные судьбы жанра древнерусских житий (Церковно-служебный канон и сюжетное повествование) //Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. - М.,1973. - С.400-418.
3) Дмитриев Л.А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV века //ТОДРЛ. Т.20. - М.; Л., 1964. - С.72-89.
4) Зубов В.П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: (К вопросу о редакциях “Жития Сергия Радонежского) //ТОДРЛ. Т.9. - М; Л.,1953. - С.145-158.
5) Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского //Б.М. Клосc. Избранные труды. Т.I. - М.,1998.
6) Лихачев Д.С. Изображение людей в житийной литературе конца XIV - XV веков //ТОДРЛ. Т.12. - М.; Л., 1956. - С.105-115.
7) Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. (Конец XIV - нач. XV века). - М.; Л., 1962.
8) Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. Доклад на IV Международном съезде славистов. - М.: АН СССР, 1958.
9) Топоров В.Н. Жизненное дело Сергия Радонежского //В.Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II: Три века христианства на Руси. (XII - XIV века). - М.,1998. - С.303-823.