Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «История русской литературы ХI xvii в в.» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 7 из 12)

10) Федотов Г.П. Преподобный Сергий Радонежский //Г.П. Федотов. Святые Древней Руси. - М.,1990. - С.140-153 (или любое другое издание).

Тема: Теория «Москва – третий Рим» и ее отражение в памятниках письменности второй половины ХУ века. Литература с общерусскими и областными тенденциями

1439 - Ферраро-Флорентийский церковный собор

1453 - Падение Византийской империи

1461 - Разделение русской митрополии на Московскую

и Киевскую

1478 - Присоединение Новгорода к Москве

1480 - «Стояние» на р. Угре. Окончательное освобождение

Руси от монголо-татарского ига

1485 — Присоединение Твери к Москве

1497 - Судебник Ивана III

В первой половине XV в. развитие литературы продолжается в направлении, намеченном в конце предшествующего столе­тия. Возникают новые агиографические памятники, написан­ные в экспрессивно-эмоциональном стиле. В 1430-е гг. начи­нает свою деятельность Пахомий Логофет, выходец из Сербии и исихаст, автор многочисленных переработок уже существо­вавших житий (например, написанного Епифанием Премуд­рым в первой четверти столетия «Жития Сергия Радонежско­го») и нескольких оригинальных агиобиографий («Житие Ки­рилла Белозерского» и др.). Продолжает развиваться летопи­сание, которое постепенно, параллельно с процессом объеди­нения русских земель вокруг Москвы, приобретает общерус­ский характер. Вторая половина столетия - время первых до­вольно существенных трансформаций жанровых канонов древнерусской литературной системы. Изменения затронули жанры воинской повести, жития и хожения, развивавшиеся в этот период по пути усиления беллетристичности, сюжетной занимательности. Не менее существенным было усиление в этих произведениях конкретно-личностного начала, представ­ленного не только новым героем, но и голосом автора. Эти из­менения привели к тому, что в этот период в древнерусской литературе появляется повесть - не в древнерусском смысле «по­вествования вообще», а в жанровом смысле нового времени (т. е. произведение, рассказывающее, прежде всего, об обычных людях, в жизни которых происходят занимательные приключения).

«Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера

В 1453 г. произошло важнейшее событие в истории право­славного мира: Константинополь был завоеван турками, что означало падение Византийской империи. Этому событию была посвящена «Повесть о взятии Царьграда», написанная неким «многогрешным и беззаконным Нестором-Искандером» и пред­ставляющая собой внелетописный исторический памятник.

Наряду с традиционными, в «Повести о взятии Царьгра­да» появляется целый ряд новых черт, позволяющих гово­рить о трансформации жанрового канона исторической воин­ской повести в XV в. Прежде всего следует отметить, что пре­допределенность судьбы города сближает «Повесть о взятии Царьграда» не только с древнерусскими провиденциальными произведениями, но и с античной трагедией, что является не­сомненным новаторством: «Гибель Царьграда предопределена, но это именно злосчастная судьба, а не наказание за грехи; жертва рока, цесарь, так же вызывает сочувствие читателя, как древний Эдип».

«Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера представляет собой существенную трансформацию жанра ис­торической воинской повести. Автор умеет подбирать и груп­пировать материал, рассказывая не о многомесячной осаде Константинополя, а лишь о событиях последних шести дней этой осады, наиболее насыщенных событиями. При этом он строит повествование таким образом, чтобы читателю до само­го последнего момента не было ясно, чем же все-таки окон­чится очередной штурм города. В результате возникает сю­жетное повествование, приближающееся по своим характери­стикам к жанру повести в литературе нового времени.

Основная литература

1. Тексты: Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим. Повесть о Псковском взятии // Древнерусская литература. Хрестоматия. Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1988. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина// Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 444-477 или: «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. – М-Л, 1858( «Литературные памятники»).

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М,, 2002. – С. 257-261, 276-281, 295-296, 314.

3. Послания старца Филофея //Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987. – С. 157-159.

Литература Московского централизованного государства (конец ХУ – ХУ1 вв.)

План

1. Общая характеристика литературной ситуации эпохи.

2. Творчество Ивана Пересветова.

3. Обощающие произведения эпохи .

4. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

1510 - Утрата независимости Псковом 1533-1584 - Правление Ивана IV Грозного 1547 - Венчание на царство Ивана IV

1551 - Стоглавый собор

1552 - Взятие Казани

1556 - Завоевание Астраханского царства

1565 - Начало опричнины

1581 - Поход Ермака в Сибирь

1583 - Завершение Ливонской войны

1589 - Учреждение патриаршества

XVI век - период необыкновенного оживления литературы. Становление новой государственности привело к необходимо­сти ее идеологического обоснования. К самому началу XVI в. относится возникновение двух определяющих новую идеоло­гию памятников. Это «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, позднее переделанное в «Сказание о князьях Владимирских», темой которого было доказательство проис­хождения русской великокняжеской династии от римского императора Августа, и послания псковского старца Филофея великому князю Василию III с обоснованием знаменитой тео­рии «Москва - Третий Рим». Итогом этого процесса стали обобщающие произведения XVI в., регламентировавшие цер­ковную, государственную, общественную и частную жизнь человека. В них были собраны воедино доселе разбросанные по разным рукописным хранилищам памятники литературы предшествовавших столетий. К XVI в. относится появление публицистики, центральными темами которой стали вопросы об истинном предназначении монарха и роли церкви в госу­дарстве.

Не менее сложным был вопрос об ответственности монар­ха перед народом, затронутый еще Иосифом Волоцким и ост­ро поставленный Иваном Пересветовым в «Сказании о Магмете-салтане». XVI в. - эпоха живой веры в силу книжного слова, в возможность достигнуть преобразований при помощи воздействия словом на разум читателя, что и обусловило рас­цвет публицистики.

Обобщающие произведения

Основная тенденция XVI в. - формирование государственной идеологии Московского государства - привела к появлению про­изведений, регламентирующих разные стороны общественной и частной жизни граждан этого государства. Эти произведения получили в литературоведении наименование «обобщающих».

Первым в их ряду стал «Стоглав» - книга постановлений Церковного Собора, проходившего в Москве в 1551 г. Книга состоит из царских вопросов Собору и соборных ответов; всего в ней 100 глав, что дало название и самому мероприятию («Стоглавый Собор»), и книге его постановлений.

Публицистика - непосредственный отклик на события современной для ее авторов общественной и религиозной жизни. XVI век в истории древнерусской литературы не случайно назвали одновременно периодом развития литературы эпохи Русского централизованного государства и веком расцвета публицистики. Дошедшая до нас в письмах полемика виднейшего идеолога боярства, образованного русского интеллигента, князя Андрея Курбского с русским царем и великим государем Иваном Васильевичем Грозным представляет собой, пожалуй, один из наиболее интересных в литературном отношении памятников русской публицистики раннего периода. Отразившая спор непримиримых оппонентов по многим важнейшим вопросам социальной, политической жизни эпохи, полемику по культурным, литературно-стилистическим проблемам, эта переписка важна для нас прежде всего тем, что в ней ярко проявилось авторское начало, с трудом пробивавшееся через каноничность и традиционность древнерусской литературы.

Основная литература

1. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного// Древнерусская литература. Хрестоматия. Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1988.

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 2002.- С.327 –348.

3. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987. – С. 159-168.

Дополнительная литература

4. Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского; Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли Древней Руси// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.Л., 1979. С. 183-249.

5. Лихачев Д.С. Сочинения Царя Ивана Васильевича Грозного// Великое наследие,

6. Классические произведения литературы Древней Руси. – Д.С. Лихачев. Избранные работы в 3-х томах. Т. 2. – С. 280-297.

Тема: Развитие беллетристической повести и исторического повествования в ХУ1 веке

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на основании последовательного анализа текста “Повести о Петре и Февронии Муромских”, рассмотрения особенностей ее композиции проследить отражение в произведении фольклорных мотивов, сделать выводы об отношении ее автора к агиографическому канону; поставить проблему жанровой принадлежности “Повести”, определить ее место в системе жанров древнерусской литературы и ее роль в трансформации этой системы, ее связь с тенденциями, обусловившими основные направления в развитии областных литератур, а также обратиться к вопросу об идейной направленности произведения и об отражении в нем мировоззрения автора.

ВОПРОСЫ

I. Историческая основа “Повести о Петре и Февронии Муромских”. Вопрос об ее авторстве и времени создания.

II. Основные тенденции литературного развития в XV - XVI веках. Пути развития областных литератур (разрушение жанровых канонов, трансформация жанровой системы, демократизация, сближение с фольклором и деловой письменностью, возникновение жанра бытовой повести в недрах агиографии). Новгородская литература, пути развития новгородской и севернорусской агиографии (“Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим”; легендарные северные жития). Центральная, общерусская, литература эпохи образования Русского централизованного государства, основные тенденции ее развития. Возникновение публицистики.