Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «История русской литературы ХI xvii в в.» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 9 из 12)

Это произведение открывает дорогу другому произведению литературы 17 века – «Повести об азовском осадном сидении донских казаков», где также действуют герои из народа. Повесть возникла в демократической среде донского казачества, образовавшегося и пополнявшегося за счет беглых крестьян. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» дошла до нас в четырех редакциях и написана в форме войсковой казачьей отписки – донесения царю Михаилу Федоровичу, - облеченной в художественную форму. Автор повести строит свой рассказ об «осадном сидении» в форме казачьих войсковых отписок, в которых изложение ведется от лица всего Войска Донского, как бы усами самих казаков («мы, казаки…»).

Повесть заканчивается основной мыслью, определяющей её идейное содержание, - мыслью о необходимости присоединения Азова к Русскому государству. «Поэтическая» повесть об Азове была написана в Москве зимой 1641 – 1642 г., когда на Земском соборе шли ожесточенные споры по азовскому вопросу.

В повести обращает на себя внимание совмещение торжественной архаической стилистики с живым просторечием. Есть все основания предполагать, что это произведение было написано есаулом «станицы» казаков, приехавших в 1642 году с отпиской о героической обороне Азова _ Федором Ивановичем Порошиным. Однако, Азов был возвращен туркам, а Порошин, как упорный защитник планов, не нашедших поддержки у правительства, был сослан в Сибирь.

Основная литература

1. Древнерусская литература. Хрестоматия. Н.И.Прокофьев. – М., 1980.

2. 3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 2002.

Дополнительная литература

3. Лурье Я. С. Судьба беллетристики в // Истоки русской беллетристики. Л., 1970.С. 387-449.

4. Словарь книжников и книжности Древней Руси (вторая половина XIV-XVII в.)

Тема: Бытовая повесть ХУП века. Своеобразие смеховой культуры Древней Руси

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: на примере анализа “Повести о Савве Грудцыне” решить вопрос о жанровой принадлежности этого произведения; проследить черты, говорящие о родстве изучаемого текста с агиографическим жанром и его коренные отличия от канонов этого жанра; сделать выводы об основных жанровых признаках бытовой повести XVII века, о принципиальных различиях в трактовке образа главного героя в житии и бытовой повести; выявить элементы различных фольклорных и литературных жанров в “Повести” и их роль в трактовке авторского замысла; проследить характер использования автором традиционных мифологических, фольклорных и литературных мотивов.

ВОПРОСЫ

I. Пути развития литературы в XVII веке. Особенности переходной эпохи, их отражение в общественном сознании. Изменение идеологии, процесс секуляризации, его отражение в жизни общества и в литературе. Дифференциация литературы по социальному признаку. Основные направления эволюции традиционной жанровой системы древнерусской литературы. Возникновение новых и трансформация старых жанров. Начало перехода к литературе Нового времени: характерные типологические черты литературного развития новой исторической и культурной эпохи. Признаки стадиального сдвига в культуре.

II. Жанр бытовой повести как новый жанр в литературе XVII века, возникший в результате эволюции древнерусского агиографического жанра. Черты, подтверждающие генетическое родство жития и бытовой повести (в центре - один герой; в основе композиции - последовательное изложение жизни героя от рождения до смерти, цель - оценка автором этой жизни как примера для окружающих, представление о ценности частной жизни и опыта для современников и потомков); бытовая повесть и житие как типы биографического повествования. Жанрообразующие признаки бытовой повести, принципиально отличающие ее от жанра жития (новый герой, новое отношение автора к герою, новое отношение к изображению обстановки, окружающей героя). Характерные черты эпохи, нашедшие отражение в формировании нового жанра: секуляризация (ослабление роли церкви во всех областях жизни), демократизация, усиление фольклорного и бытового начал в литературе, беллетризация (усиление занимательности повествования, право на авторский вымысел).

III. Жанровое своеобразие “Повести о Савве Грудцыне”.

1) Элементы агиографического жанра в “Повести”, их трактовка и роль в авторском замысле. Использование жанровых признаков сказания о чуде от Богородичной иконы: финал “Повести” и его авторская трактовка. Дидактическая направленность произведения.

2) Жанровые признаки бытовой повести и их отражение в “Повести о Савве Грудцыне”. Образ главного героя. Авторское отношение к Савве Грудцыну. Изображение исторического, социального и бытового окружения героя в повести и его роль в развитии сюжета.

3) Роль фольклорных элементов в “Повести” и их трактовка автором. Элементы бытовой и волшебной сказки в произведении. Отражение в тексте народных мифологических представлений.

4) Использование автором “Повести” жанровых традиций исторических и летописных воинских повестей. Роль батальных сцен произведения в его композиции, в создании образа главного героя, в усилении сюжетности и занимательности повествования.

5) Проблема стилистического единства произведения и авторские способы его достижения.

IV. Традиции и новаторство в “Повести о Савве Грудцыне”.

1) Роль традиционных мотивов, используемых в “Повести”, в воплощении авторского замысла:

а) cюжет о договоре человека с дьяволом: традиционное и новое в его трактовке в “Повести о Савве Грудцыне”; мифологические, фольклорные и литературные истоки “странствующего” сюжета; авторское отношение к его трактовке; роль сюжета в создании образа главного героя, в авторском замысле, в усилении занимательности повествования. Образы беса и Сатаны в “Повести”, их традиционно-христианская и мифологическая основы;

б) традиционные житийные мотивы, мотивы христианского чуда: их использование автором;

в) сюжет евангельской притчи о блудном сыне, его отголоски и переосмысление в “Повести о Савве Грудцыне”. Отражение в “Повести” темы “отцов и детей”;

г) роль сказочных мотивов в развитии сюжета “Повести”.

2) Новаторство авторского замысла и способов его воплощения в “Повести о Савве Грудцыне”:

а) трактовка образа главного героя. Отказ от идеализации. Проблема свободы, права на выбор жизненного пути и воли человека как главная проблема “Повести”, отношение к ней автора. Отношение автора к герою, способы его выражения в тексте;

б) специфика композиции, языка и стиля авторского повествования.

3) “Старое” и “новое” в “Повести”: проблема синтеза. Роль традиций и новаторства в трактовке авторского замысла. Савва Грудцын - первый шаг к освобождению от старых догм, к человеку “новой эпохи” - эпохи не подражания, но действия. “Половинчатость” нового как результат “оглядки” на старое. Финал повести: демократизм, беллетристичность в подчинении у дидактизма, традиционности. Победа церковных канонов и авторитетов в финале “Повести”. Образ автора “Повести”, основные черты его мировоззрения.

V. Значение “Повести о Савве Грудцыне” в укреплении в литературе новых идей и подходов, в разрушении старых канонов и традиций, в развитии жанра бытовой повести (“новое как хорошо забытое старое”).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТ

Повесть о Савве Грудцыне - по Хрестоматиям Н.К. Гудзия и Н.И. Прокофьева (любое издание).

ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Еремин И.П. Русская литература и ее язык на рубеже XVII - XVIII веков //И.П. Еремин. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. - М. Л.,1966. - С.200-210.

2) Горелкина (Журавель) О.Д. “Повесть о Савве Грудцыне” //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3: XVII век. Ч.III. - СПб, 1998. - С.177-181.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТ

1) “Повесть о Савве Грудцыне” (древнерусские тексты) /Подгот. М.О. Скрипиль //ТОДРЛ. Т.5. - М.; Л., 1946. - С.225-308.

2) “Повесть о Савве Грудцыне” (древнерусский текст, примеч. и послесловие) //Русская повесть XVII века /Сост. М.О. Скрипиль. - Л.,1954. - С.82-102; С.225-308.

3) “Повесть о Савве Грудцыне” (перевод на современный русский язык) //Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. Серия: Библиотека всемирной литературы. - М.,1969. - С.626-674.

4) “Повесть о Савве Грудцыне” (древнерусский текст с параллельным переводом на современный русский язык и коммент.) //Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга 1. - М.,1988. - С.39-54.

5) “Повесть о Савве Грудцыне” (древнерусский текст и коммент.) //Русская бытовая повесть XV - XV веков. (Сокровища древнерусской литературы) /Сост. А.Н. Ужанков. - М.,1991. - С.309-328.

ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Скрипиль М.О. “Повесть о Савве Грудцыне” //ТОДРЛ. Т.2. -М.; Л.,1935. - С.181-214; Т.3. - М.; Л., 1963. - С.99-152.

2) Бакланова Н.А. К вопросу о датировке “Повести о Савве Грудцыне” //ТОДРЛ. Т.9. - М.; Л., 1953. - С.445-461.

3) Калачева С.В. Еще раз о датировке “Повести о Савве Грудцыне” //ТОДРЛ. Т.11. - М.; Л., 1955. - С.391-396.

4) Демкова Н.С., Дмитриева Р.П., Салмина М.А. Основные проблемы в текстологическом изучении оригинальных древнерусских повестей //ТОДРЛ. Т.20. - М.; Л., 1964. - С.139-179.

5) Кожинов В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. - М.,1963. - С.195-203.

6) Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе //XVII век в мировом литературном развитии. - М.,1969. - С.299-329.

7) Лихачев Д.С. “Повесть о Савве Грудцыне” //Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л.,1970. - С.525-536.

8) Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в древнерусской литературе //Д.С. Лихачев. Исследования по древнерусской литературе. - Л.,1986. - С.96-112.