Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «История русской литературы ХI xvii в в.» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 1 из 12)

Титульный лист методических Форма

указаний Ф СО ПГУ 7.18.3/40



Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра русской филологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины

«История русской литературы ХI – XVII в.в.»

для специальности 5В 020500 – Филология: русская филология

Павлодар

Лист утверждения Форма методических указаний ФСО ПГУ 7.18.3/41

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФФЖиИ

Сарбалаев Ж. Т.

«____»___________ 200 г.

Cоставитель: ___________ к.ф.н., доцент Цветкова А.Д.

Кафедра русской филологии

Методические указания

по изучению дисциплины

История русской литературы ХI – XVII в.в.

для студентов специальности 5В 020500 – Филология: русская филология

Рекомендовано на заседании кафедры

«_____» _______________20____г., протокол №_______

Заведующий кафедрой _________ Г.Н. Кенжебалина

Одобрено УМС факультета филологии, журналистики и искусства

«_____» _______________20____г., протокол №_______

Председатель УМС _________ Жуманкулова Е.Н.

Тема: Древнерусская литература Х1 – ХУП вв. – начальный этап развития русской литературы. Периодизация древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности

Хронологические границы древнерусской литературы

Конечный рубеж существования древнерусской литературы - конец XVII века.

XVII век в целом следует рассматривать в качестве переходного периода от литературы средневековой к литературе Нового времени. В данном случае речь идет о смене самого типа литературного творчества. В пользу этого говорят следующие факторы:

1)происходит секуляризация (т.е. обмирщение) литературы, литература перестает быть церковной в своей основе и становится литературой “светского” общества, она не обслуживает больше нужды православной церкви;

2)литература выделяется в общей структуре письменности (включающей собственно художественное творчество, богословие, науку, публицистику, делопроизводство и т.д.) благодаря своим эстетическим задачам - приходит конец характерной для древности и средневековья эпохе идеологического синкретизма; литература начинает рассматриваться как словесное искусство;

3)возникают серьезные сдвиги в сознании писателя: появляется авторское право, автор начинает осознавать свое “я”, свою индивидуальность, свои возможности и права на осознанный авторский вымысел;

4)трансформируется жанровая система: меняется основной критерий выделения жанров - вместо функционального, основанного на использовании данного типа текстов в богослужебной практике православной церкви и в жизни феодального общества, вступает в действие принцип эстетический, когда отнесение произведения к тому или иному жанру определяется художественным своеобразием последнего; отмирают строгие жанровые каноны, предопределяющие заранее стиль произведений и даже образ автора; возникают новые жанры, ориентированные на отражение реальной жизни и создание образов героев, сложных в своей конкретности и психологической трактовке, на отказ от принципа идеализации действительности; появляются новые роды литературы - поэзия (силлабические вирши), драма (школьный и придворный театр);

5)зарождаются литературные (в полном смысле этого слова, т.е. основанные на литературно-эстетических критериях) направления (барокко, а в начале XVIII века - классицизм).

I.2. Художественная специфика древнерусской литературы

Древнерусская литература имела ряд отличий от литератур Нового времени, что, без сомнения, затрудняет обращение к ней современного читателя.

Специфика древнерусской литературы была обусловлена спецификой средневекового миросозерцания древнерусского человека.

Древнерусской литературе были присущи следующие специфические черты:

1) Христианский символизм.

2) Историзм литературы, принцип христианской аналогии. Для исторических воззрений древнерусского человека был характерен христианский провиденциализм.

3) Анонимность, авторитарность, каноничность, традиционность древнерусской литературы. В древнерусской литературе, в отличие от литератур Нового времени, полностью отсутствовало авторское право.

4) Рукописный характер бытования и распространения древнерусской литературы, вариативность текста.

I.3. Система жанров древнерусской литературы

Специфика системы жанров, как и художественная специфика литературы Древней Руси в целом, была обусловлена особенностями средневекового миросозерцания. Она была в готовом виде заимствована из византийской литературы, хотя неизбежно на русской почве претерпела трансформацию, приобрела национальные черты, имела свои пути эволюции. В относительно постоянном виде рассматриваемая здесь система жанров просуществовала с XI до начала XVII века.

Основные особенности жанровой системы древнерусской литературы, отличающие ее от литератур Нового времени, заключались в следующем:

1)жанры сосуществовали друг с другом, находясь в отношениях тесной взаимосвязи и иерархической взаимозависимости, что позволяет говорить именно о системе жанров, элементы которой взаимообусловлены друг другом); жанры различались по своей авторитетности (ценностная иерархия), более крупные жанры могли включать в себя жанры, более мелкие по объему (“жанры - сюзерены” и “жанры - вассалы” [см.: Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. -3-е изд., дополн. -Л.: Наука, 1979. - С.59-61], существовали синтетические (объединяющие) жанры (Библия - в переводе с греч.: “книги”, Евангелие, летопись, проблема определения древнерусского сборника как отдельного, самостоятельного, жанра);

2)система жанров древнерусской литературы была тесно связана с практической жизнью общества и богослужебной практикой православной церкви, она ориентировалась на нужды и запросы церкви и общества; важнейшим признаком, определяющим отнесение произведения древнерусской литературы к тому или иному жанру, являлся признак функциональный, обуславливающий назначение и возможности использования данного типа текстов в жизни общества или церковной практике. Например, проложные (краткие) редакции житий святых подвижников создавались для чтения в храме, четьи (пространные) - для чтения за монастырской трапезой или душеполезного чтения мирян; слова - проповеди читались в церкви после службы, торжественные слова - в праздник или на день памяти святого подвижника, которому они посвящены; различались разные типы Псалтири: например, с восследованием (с дополнениями, необходимыми для использования богослужебной книги в церковном обиходе), учительная (для обучения детей чтению), гадательная. Ср.: бессмысленна сама по себе постановка вопроса: для чего написан современный роман? ;

3)жанры отличались более строгой регламентацией признаков, что позволяет говорить о жанровых канонах (“канон” - с греч. “закон”). Например, обычно используется термин “житийный канон”, и это не случайно, поскольку правила создания житий специально обсуждались на Вселенских Соборах и были закреплены их постановлениями; окончательную разработку житийный канон получил в литературной практике византийского агиографа XI века Симеона Метафраста. Ср. относительную “свободу” современных жанров, размытость жанровых признаков;

4)принадлежность произведения древнерусской литературы к определенному жанру в очень большой степени определяло особенности его стиля и даже образа автора. Филологи широко пользуются такими терминами, как: “житийный стиль”, “летописный стиль”, “образ летописца”, “канонический образ агиографа”. Ср.: можно ли говорить, например, о “стиле современного романа” вообще?;

5)в основе системы жанров лежал принцип символизма, характерный для христианского средневекового миросозерцания в целом, отразивший представление о бинарности мироустройства. Литература церковная отражала представления о мире “горнем” и служила для выражения Божественных истин, устремленности к Божеству; литература мирская отражала закономерности мира “дольнего” и ориентировалась на передачу фактов, касающихся сфер истории и политических отношений.

I.4. Периодизация древнерусской литературы

Традиционно при построении периодизации древнерусской литературы учитывались лишь общественно-исторические факторы, поэтому, в соответствии с тремя основными периодами в развитии Русского государства, принято было выделять и три периода в развитии литературы:

I. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII веков (литература Киевской Руси);

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая половина XIII - первая половина XV века);

III. Литература периода создания и развития Русского централизованного государства (XVI - XVII века).

I.5. Диалектика развития стилей древнерусской литературы

Д.С. Лихачев выделил в истории древнерусской литературы четыре основных, последовательно сменявших друг друга, “стиля эпохи”:

- XI - XIII века - стиль монументального историзма;

- XIII - XV века - экспрессивно-эмоциональный стиль, или стиль “Русского Предвозрождения”;

- XVI век - стиль идеализирующего биографизма, или “второй монументализм”;

- XVII век - беллетристический стиль, стиль барокко.

Тема: Литература Киевской Руси. Летописание. Принципы изображения исторических событий и лиц в «Повести временных лет»