Смекни!
smekni.com

Что такое валютный курс 22 > Индексные методы измерения экономических процессов 28 Деньги и процентные ставки 34 (стр. 19 из 26)

В основе отношения валютного рынка к американс­кой инфляции лежала упоминавшаяся ранее неустойчи­вость положения доллара и американского финансового рынка в целом в 1999 году. Два повышения ставок FED, осуществленных летом, сделали очень актуальным воп­рос о вероятности следующего повышения (заседание FED ожидалось 5 октября). При этом новое повышение расценивалось бы рынком как признание центральным банком перегретости экономики и переоцененности аме­риканских акций, а следовательно - слабости доллара. Данные по американской инфляции в сентябре были пос­ледними, публикуемыми перед заседанием 5 октября, по­этому внимание к ним было особенно пристальным, что подтверждалось массой прогнозов и комментариев.

Рис. 10.3. Курс фунт/доллар, сентябрь 1999 года; реакция на данные по инфляции

Опубликованные в пятницу 10 сентября данные по ценам производителей показали их рост в августе на 0,5% по сравнению с июлем, что было выше прогнозировав­шихся 0,3%; но при этом Core PPI, в который не входят продукты питания и источники энергии, снизился на 0,1%. Данные были расценены как отсутствие инфляционного давления в экономике США (рост цен на нефть являлся внешним фактором), а потому повышали вроятность того что FED воздержится от повышения ставок 5 октября, что было в пользу доллара, исходя из тогдашних настро­ений. Поэтому доллар отреагировал резким повышени­ем курса против фунта, евро и франка; государственные облигации поднялись в цене. Правда, потом появились комментарии, что оптимизм по поводу американской эко­номики преувеличен (как и пессимизм в отношении евро­пейской), а реакция на низкий Core PPI рассматривалась как чрезмерная; по словам одного трейдера, рост цен на нефть это тоже инфляция, без нефти все равно не обой­тись.

В среду 15 сентября вышли данные по потребительс­ким ценам: рост CPI в августе на 0,3% (как и в июле), а Core CPI на 0,1% (ниже июльских 0,2); цифры вполне со­ответствовали прогнозам. Мнение рынка склонилось к тому, что FED ставки не изменит. Доллар показал уме­ренное укрепление по отношению к европейским валю­там. Но на следующий день вышли данные по рынку тру­да Великобритании, показавшие рост средней оплаты труда и снижение безработицы. Поскольку жесткий ры­нок труда имеет прямым последствием рост цен, рынок решил, что вполне вероятным является в близком буду­щем новое повышение ставок Банка Англии и курс фун­та немедленно поднялся.

11. Международная торговля

Функционирование валютного рынка и динамика курсов валют тесно связаны с международным сотрудни­чеством в области торговли, культурных обменов, меж­государственных взаимодействий, с международными инвестициями. В финансовом плане отражение того мес­та, которое занимает данная страна в глобальной миро­вой структуре, выражается ее платежным балансом, пред­ставляющим собой итог международных финансовых транзакций резидентов этой страны. Платежный баланс (Balance of Payments) таким образом, фиксирует соотно­шение всех основных видов международных взаимодей­ствий: международную торговлю, движение капиталов, международные услуги (туризм и др.), межгосударствен­ные расчеты.

В долгосрочной перспективе конкурентность данной страны определяется ее национальными ресурсами, ин­дустриальной базой, профессиональной квалификацией рабочей силы, структурой цен. В конечном счете, неоче­видный характер взаимосвязи этих факторов, еще более осложненный текущими политическими реалиями дела­ет связь самого платежного баланса с динамикой крат­косрочных валютных курсов не столь явной, чтобы его анализ давал трейдеру конкретные основания для приня­тия решений. Поэтому валютный рынок обычно концен­трирует внимание на основной составной части платеж­ного баланса - торговом балансе.

Торговый баланс (Merchandise Trade Balance, ТВ) есть разница между суммой экспорта и суммой импорта това­ров данной страной. Торговый баланс отражает прежде всего конкурентоспособность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая положительная величина торгового баланса, его положительное сальдо (преобла­дание экспорта над импортом) означает приток в страну иностранной валюты, что повышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса (де­фицит торгового баланса - импорт преобладает над экс­портом) означает низкую конкурентоспособность това­ров данной страны на внешних рынках; это ведет к росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты.

С другой стороны, сами по себе изменения курса на­циональной валюты влияют на результаты международ­ной торговли, а следовательно и на торговый баланс. При низком курсе национальной валюты товары этой страны получают дополнительное преимущество перед конкурен­тами на внешних рынках, что ведет к росту экспорта. Наоборот, из-за роста

Рис. 11.1. Объем экспорта США (в миллионах, долларов)

курса национальной валюты цены национальных товаров на внешних рынках вырастут, что приведет к их вытеснению более дешевыми товарами дру­гих стран. Понятно поэтому, что многие действия цент­ральных банков по снижению курсов национальных ва­лют вызваны именно стремлением обеспечить конкурен­тные преимущества национальным экспортерам. В пер­вой половине 1999 года это был один из важнейших фак­торов ослабления британского фунта и евро, а также при­чина многократных интервенций Банка Японии, стремив­шегося предотвратить преждевременное сильное укреп­ление йены против доллара.

Рис. 11.2. Объем импорта США

Данные по торговому балансу публикуются ежеме­сячно, обычно на 3-й неделе месяца. Форма представле­ния данных - с сезонным выравниванием, как в номинальных, так и в фиксированных ценах. Результаты торговли группируются по шести основным категориям товаров (продукты питания, сырье и промышленные запасы, по­требительские товары, автомобили, средства производ­ства, другие товары) и по торговле с отдельными страна­ми. Обычно валютный рынок смотрит на торговый ба­ланс страны в целом, а не на отдельные двусторонние ба­лансы торговли с различными странами. Но есть и ис­ключения: торговый баланс США с Японией давно явля­ется предметом отдельного рассмотрения из-за традици­онно большой величины его дефицита и порождаемых им политических проблем, торговых санкций и т.д.

Примером взаимосвязи обменных курсов и торгово­го баланса являются координированные действия руко­водства пяти основных индустриальных государств - ис­торическое соглашение Plaza Accord, Нью-Йорк, Сен­тябрь 1985 года. В тот период американский доллар был на рекордно высоком послевоенном уровне против евро­пейских валют и японской йены. Американские экспор­теры находились в невыгодных условиях из-за высоких цен своих товаров на международных рынках. В качестве спо­соба выравнивания торгового дисбаланса выбрали де­вальвацию доллара, что и выполнено было путем соот­ветствующих изменений процентных ставок. Однако эф­фект от существенного снижения курса доллара (против йены и немецкой марки доллар в то время опустился вдвое) на торговый баланс оказался минимальным: не­сколько выровнявшись к 1990-му году, торговый баланс упал до прежних уровней в 1993, поскольку импорт в США рос тогда превосходящими темпами.

На самом деле, несмотря на очевидную важность торговых данных, их интерпретация с точки зрения валютных курсов не является простым делом. Объемы экс­порта и импорта в отношении их экономического значе­ния не рассматриваются равноправными. Экспорт имеет более непосредственное влияние на экономический рост страны, поэтому финансовые рынки придают данным по экспорту большее значение. С другой стороны, рост им­порта может отражать сильный потребительский спрос внутри страны, а может иметь смысл, например увеличе­ния объема запасов сырья, и в этих случаях экономичес­кие последствия будут разными.

Рис. 11.3. Торговый баланс США

Противоречивость реакций валютных рынков на торговые данные в первую очередь связана с представле­нием рынка о том, является ли сам по себе курс валюты предметом особого внимания руководителей денежной политики или нет. Если доллар находится в центре вни­мания финансовых властей, то при росте дефицита и па­дении экспорта рынки решат, что курс доллара должен упасть, чтобы облегчить проблемы экспортеров. Инфля­ционные последствия такого ожидаемого движения кур­са будут отрицательными для участников рынков ценных бумаг с фиксированным доходом (государственных об­лигаций). Если начнется перераспределение состава ин­вестиционных портфелей, то это затронет и обменный курс. Но если курс доллара и инфляция не являются сей­час первоочередной проблемой, то сам по себе факт, что экспорт упал, может толкнуть многие акции вниз (акции экспортных корпораций), а цены на облигации поднять. Таким образом одни и те же экономические данные мо­гут вызвать прямо противоположные последствия для валютного рынка.