Смекни!
smekni.com

Что такое валютный курс 22 > Индексные методы измерения экономических процессов 28 Деньги и процентные ставки 34 (стр. 7 из 26)

Существуют стандартные международные обозначе­ния валют, которыми пользуются в операциях на валют­ных рынках. В информационной системе REUTERS каж­дый объект получает свой специальный код (RIC - Reuters Information Code), по которому можно найти в системе любую связанную с объектом информацию. Ниже мы приводим коды RIC и названия для ряда наиболее рас­пространенных валют.

Единиц за 1 евро
Немецкая марка 1.95583
Французский франк 6.55957
Итальянская лира 1936.21
Испанская песета 166.386
Португальский эскудо 200.482
Финская марка 5.94573
Ирландский фунт 0.787564
Бельгийский/Люксембургский франк 40.3399
Голландский гульден 2.20371
Австрийский шиллинг 13.7603

Приведем также стандартные коды стран, использу­емые в информационных системах для обозначений раз­личных индикаторов.

British Pound GBP Брянский фунт

Canadian Dollar CAD Канадский доллар

French Franc FRF французский франк

German Mark DEM Немецкая марка

Italian Lira ITL Итальянская лира

Japanese Yen JPY Японская йена

United States Dollar USD Американский доллар

New Zealand Dollar NZD Новозеландский доллар

Australian Dollar AUD Австралийский доллар

Belgian Franc BEF Бельгийский франк

Portuguese Escudo РТЕ Португальское эскудо

Danish Krone DKK Датская крона

Dutch Guilder NLG Нидерланцский гульден

Euro EUR Единая европейская валюта евро

Singapore Dollar SGD Сингапурский доллар

Finnish Mark FIM финская марка

Greek Drachma GRD Греческая драхма

Spanish Peseta ESP Испанская песета

Hong Kong Dollar HKD Гонконгский доллар

Swiss Franc CHF Швейцарский франк

Austrian Schilling ATS Австрийский шиллинг

Irish Punt IEP Ирландский фунт

DE Германия
IT Италия
FR Франция
US США
GB Великобритания
JP Япония
EU11 используется для обозначения 11 стран, объединивших свои валюты (Евро-регион)

3. Что такое валютный курс

После того как Бреттон-Вуддское соглашение, регу­лировавшее валютные курсы в послевоенный период, прекратило свое существование, основные мировые ва­люты получили большую свободу в том смысле, что их курсы стали в значительной степени определяться рын­ком на основе спроса и предложения по этим валютам как инструментам торговли, инвестиций и формирования международных резервов. Чем же вызваны столь силь­ные изменения валютных курсов, которые наблюдаются с тех пор, в чем их причины и как их истолковывает эко­номическая наука?

Основным понятием, созданным для объяснения ва­лютных курсов, является паритет покупательной способ­ности, ППС (purchasing power parity - РРР), для формули­ровки которого обычно привлекают так называемый за­кон одной цены: цена товара в одной стране должна быть равна цене товара в другой стране; а поскольку эти цены выражаются в разных валютах, то соотношение цен и определяет курс обмена одной валюты на другую.

Пусть Pd - внутренняя цена (domestic price) данного товара, a Pf - его цена за рубежом, в соседней стране (foreign price). Эти цены представляют собой количества валют, национальной для данной страны и иностранной, которые дают за единицу товара внутри страны и за ру­бежом. Отношение цен и будет тем курсом, по которому одну валюту станут обменивать на другую ради приоб­ретения данного товара. Если бы все обмены были связа­ны только с этим одним товаром, то это и был бы обмен­ный курс,

S=Pd/Pf

определяющий цену одной единицы иностранной валю­ты в единицах внутренней (национальной) валюты.

Если Toyota стоит в Японии 3,10 миллионов йен, а в США эта модель продается за 23700 долларов, то это оз­начает, что соотношение доллара и йены равно

S=3100000/23700=130.80 йен за доллар

Но с другой стороны, каждый понимает, что выбор модели автомобиля дело очень непростое и данная мо­дель может плохо продаваться в США просто по той при­чине, что американцы предпочитают аналогичные моде­ли своего производства. Тогда цена авто будет занижен­ной, а 130.8 йен за доллар окажется слишком высокой цифрой. Автомобиль, наверное не самый лучший товар для сравнения валют, потому что с ним связано слишком много индивидуальных предпочтений и неэкономических соображений.

В литературе упоминается совсем простой способ сравнения покупательной способности валют - по цене гамбургера, который является стандартным продуктом и связан с универсальным набором исходного сырья. Но с ним также не все может быть просто: если гамбургер всюду считается наиболее простой и недорогой закуской, то при появлении в Москве он в первые годы шел за де­ликатес, и сравнение цен гамбургера в разных странах вряд ли соответствовало тогдашнему курсу рубля; а в некоторых странах его и вовсе не едят.

Вполне понятно, что подобное определение обмен­ного курса является сильно упрощенным, оно принимает в рассмотрение только один товар и не учитывает много­го, что имеет место в действительности. А на самом деле происходит торговля множеством товаров, и не только товарами, но еще и различными услугами (которые еще сложнее сравнивать по их ценам в разных странах). По­этому более реалистичный вариант закона одной цены сравнивает общие уровни цен в двух странах на группу товаров и услуг. Формула для определения обменного курса остается той же самой, но под Pd и Pf понимаются уже средние цены некоторого набора товаров и услуг (потребительской корзины). Такое определение обменно­го курса называют абсолютным вариантом паритета по­купательной способности (absolute version of purchasing power parity).

Применяется также другая форма определения об­менного курса через цены товаров по разные стороны границы. Для большинства задач, связанных с оценива­нием тенденций экономических процессов важно не само значение обменного курса, а его изменение, происшед­шее в течение некоторого времени под влиянием различ­ных факторов. Если обозначить процентное изменение цен товаров (или соответствующих потребительских кор­зин) через δPd и δPf соответственно, то вызванное ими изменение (в процентах) валютного курса будет равно

δS= δPd-δPf

Это есть формула относительного варианта парите­та покупательной способности (relative version of purchasing power parity). Если упоминавшийся выше гамбургер по­дорожал в Москве на 5%, а в США на 1%, то это означа­ло бы изменение рублевого курса доллара на 4 %.

По крайней мере одно практическое применение кон­цепции паритета покупательной способности в реальной финансовой политике известно в истории валютных рын­ков. Это соглашение Plaza Accord сентября 1985 года, когда американский доллар был решением Большой Пя­терки (G5) девальвирован по отношению к йене и евро­пейским валютам (то есть его курс был установлен на более низком уровне). Результат этого соглашения, как считается ныне, отнюдь не совпал с тем, что от него ожи­далось.

Из многообразия экономических индикаторов, на первый взгляд, самую прямую и непосредственную связь с валютным курсом должен иметь торговый баланс (Trade Balance), поскольку он представляет собой разницу меж­ду суммарным экспортом и импортом страны,

Trade Balance = Export - Import

Если экспорт преобладает в структуре внешней тор­говли страны, то это означает избыточное поступление иностранной валюты в страну, следовательно, рост спроса на национальную валюту и рост обменного курса этой валюты, И наоборот, при дефиците торгового баланса (когда объем импорта больше, чем объем экспорта) на­циональная валюта должна слабеть. В действительности же, как мы увидим позже, взаимное влияние торговли, обменных курсов, инфляции и процентных ставок на­столько перемешивает все факторы, что связь между ними становится совершенно неочевидной.

Но порой экономические факторы и настроение рын­ка сходятся воедино в такой степени, что публикация ин­дикатора вызывает мгновенную и однозначную реакцию. К осени 1999 года отношение валютного рынка к амери­канскому доллару было весьма напряженным: продол­жавшиеся уже длительное время спекуляции о переоце­ненности американского рынка акций (который так и на­зывали пузырем - bubble) и опасения его резкого паде­ния, активный вывод японского капитала с американс­кого финансового рынка, состоявшиеся летом два повы­шения процентных ставок FED и ожидание будущих по­вышений, все это особенно заострило внимание на еще одной постоянной проблеме - американском торговом де­фиците, который опять же только недавно достиг нового рекордного уровня за всю историю США.

Ситуация еще более обострялась взаимоотношения­ми йены и доллара; Банк Японии, все лето боровшийся с преждевременным (с его точки зрения) ростом курса йены, ничего не смог сделать, несмотря на восемь предприня­тых им за четыре месяца валютных интервенций. Попыт­ки Банка получить поддержку в этой борьбе со стороны Казначейства США ничего не давали, а на интервенции, которые он осуществлял б одиночестве, рынок смотрел спокойно, каждый раз опять поднимая курс йены, кото­рая была нужна иностранным инвесторам для приобре­тения растущих японских акций. Во вторник 21 сентября состоялось заседание Комитета по денежной политике Банка Японии, от которого все ждали каких-либо новых радикальных мер по ограничению роста йены. Но Банк Японии заявил, что его финансовая политика остается прежней, после чего рынок укрепился в уверенности, что интервенции можно не опасаться, а те, кто накануне ак­тивно покупали доллар в ожидании изменений политики Банка Японии и совместных действий США и Японии на валютном рынке, были весьма разочарованы и вынужде­ны продавать купленный доллар с убытками.