В России объединилось более 160-ти различных языков и племен, до 30-ти вероисповеданий, но никогда не проводилась (до Советской власти) насильственная денационализация малых народов.
На сегодня доля мусульман в России составляет не менее 9 %. Проводимые на протяжении последних 10 лет социологические опросы показывают, что мусульманами себя считают от 4 до 6 процентов россиян (6–9 млн. человек). Это объясняется тем, что немалая доля этнических мусульман ислам не исповедуют. На начало 2006 года, для сравнения, зарегистрировано 12241 православная религиозная организация и 3668 мусульманских. Прогнозируется, что бурное возрождение мусульманской общины в количественном отношении завершилось — большинство сельских населенных пунктов с компактно поживающим мусульманским населением имеют мечети, мусульманские общины так же есть во всех крупных городах.
Возрождение ислама в России шло очень неравномерно: так, в Татарстане с 1988 года было построено свыше тысячи мечетей, а во всех регионах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов — менее десяти. Мусульмане составляют большинство (то есть более 40 % населения) в пяти субъектах РФ — Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В Татарстане и Башкортостане — и около половины, а в остальных регионах — менее четверти. Главным образом — это Астраханская область, юг Урала, Тюменская область и Красноярский край. Открываются мечети, медресе (средние учебные духовные заведения). Отечественные мусульмане совершают хадж в Мекку, широко отмечают национальные праздники. Одна из проблем ислама в России — отсутствие нормальной системы мусульманского образования. Дневные отделения двух ведущих исламских вузов России выпускают в год менее десяти человек, а мечетей в России многие тысячи. В результате этого происходит укрепление позиций мусульман нетрадиционных, захватывающих контроль над все большим количеством мечетей и муфтиятов, что порождает внутри конфессиональные конфликты. Одним из путей решения этого вопроса может стать поддержка традиционного ислама со стороны государства и православной церкви.
Остановимся подробнее на основных характеристиках ислама, представленных ранее. Итак, ислам является одной из самых распространенных религий на земле. В 28 странах мира ислам — государственная религия. Ислам распространен преимущественно в Северной Африке, юго-западной, южной и юго-восточной Азии, в Индии и Индонезии. Поскольку родина ислама — Аравийский полуостров, арабо-язычное население почти полностью исповедует ислам.
С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. На юге Аравийского п-ва, где были достаточные водные ресурсы, уже в I тыс. до н.э. сложилась земледельческая культура. Арабы-земледельцы выращивали злаки, фрукты и овощи, у них были развиты ремесло и торговля. Но большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы — бедуины (степняки), занимавшиеся преимущественно разведением скота (верблюды, лошади, овцы) и торговлей. Считается, что первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые являлись торговыми центрами для кочевых племен. Нельзя также забывать, что через Аравию проходили важные торговые пути древности. По их ходу возникали крупные торгово-ремесленные центры. В 4–6 вв. в южной Аравии существовали небольшие протогосударства: Йемен, Мекка, Ятриб (Медина) и т.д.
Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Они поклонялись небесным светилам, силам природы, деревьям, ручьям, мертвым предкам. Кроме того, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения его каменному идолу — всего их насчитывалось около 360. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших, поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке, окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими плененных божеств и духов. По преданию, Адаму, первому человеку, первому пророку, с неба был послан священный черный камень, для хранения которого он и построил Каабу (в пер. — куб). Этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Многие считают, что уже тогда этот черный камень выступал символом единобожия. Естественно, что такое религиозное разнообразие не способствовало объединению арабов.
В основу ислама положены три основных элемента: доисламские аравийские верования, иудаизм и христианство.
Поражает скорость распространения ислама. Христианству потребовалось три с половиной века, чтобы утвердиться в Римской империи. А ислам через сто с небольшим лет после смерти Мухаммеда распространился и утвердился на территории, большей, чем Римская империя. Такой размах новой религии может быть объяснен только силой принуждения. Действительно, идеология раннего ислама предписывала мусульманам участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Предписание стало основной идеей двух единых по сути процессов — арабских завоеваний и распространения ислама.
В сознании мусульманина понятие «ислам» отражает единство веры, государства (государственно-правовых установлений) и культуры. Частью этого понятия является «дин» — божественное установление, ведущее человека к спасению.
Священным местом для мусульман является мечеть. В мечетях происходят групповые молитвы, пятничные и праздничные. Торжественными богослужениями руководят уважаемые в исламской общине руководители — имамы.
Шариат — сводная система мусульманского права. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Шариат опирается на Коран и Сунну, своды и кодексы исламского законодательства, которые разрабатывались в 8–9 вв. и адат — нормы обычного права мусульманских народов. Шариат определяет нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентирует почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают густую сеть обязательных предписаний. В мусульманском мире, как и повсюду, случаются нарушения и преступления. Однако строгость наказаний шариата оказывает заметное дисциплинирующее воздействие. Очень жестоко преследуется хищение чужой собственности, даже мелкое воровство. Менее жестоко преследуется убийство — здесь многое решалось согласно институтов кровной мести. Решительно осуждается самоубийство. Существует три категории людей, чьи действия остаются безнаказанными: спящий человек, пока он не проснется; человек, страдающий умопомешательством, пока он не придет в разум, и дитя, не достигшее зрелости. Мусульмане отвергают эвтаназию, ибо Бог никогда и никого не обрекает беспричинно на страдания и мучения. В исламе существует три категории преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, демонстративная супружеская измена и явная, откровенная хула ислама, грозящая подорвать основные устои веры, причем та, которая исходит от человека, некогда бывшего верующим мусульманином. В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения (в т.ч. существует презумпция невиновности). Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. По исламскому закону совершение телесных наказаний обставляется целым рядом многочисленных правил. Многие европейцы считают исламское правосудие жестоким и варварским, обрекающим мусульман на бесчисленные смертные казни, порки и увечья (м. б. поэтому пьянства, воровства, измен там практически нет). Мусульманам полностью запрещено употреблять любые одурманивающие средства, называющиеся по-арабски хамр. Однако, курение не объявлено запретным в исламе, и количество пристрастившихся к табаку мусульман исчисляется миллионами. Хотя совершенно очевидно, что если неукоснительно следовать принципу непричинения вреда самому себе или остальным людям, то курение невозможно одобрить и признать как занятие, достойное мусульманина. Хотелось бы несколько остановиться на положении женщин в исламе.
Официальная правовая норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине. Правоверные имеют право на несколько жен (до 4-х), если он сможет их содержать. Нормы шариата предполагают и определенные права женщин. Так, женщину нельзя лишить ребенка как минимум до 7 лет. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Нормы шариата предусматривают обязательное затворничество женщин, особенно замужних, обязывают их закрывать лицо на людях. Мусульманские женщины не рассматривают домашнюю работу как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными в ее жизненной необходимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учиться — святая обязанность каждого мусульманина. Ислам не возбраняет женщинам работать вне дома, учитывая, конечно, что эта работа вполне совместима с исламскими принципами и не угрожает целостности и благополучию семьи. Мусульманским женщинам, желающим посвятить себя другим занятиям, так же как и немусульманкам, позволено нанимать домашнюю прислугу, однако многие мусульманки этого не делают и не хотят доверять воспитание своих детей чужим людям. Мусульманки имеют право на обеспеченную жизнь, и никому из мужей не дозволено принуждать их к зарабатыванию денег.