Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 40 из 40)

Литература

1. Доннерстайн Э., Берковиц Л. Реакции жертвы в фильмах агрессивно-эротического содержания как фактор, влияющий на насилие над женщинами // Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000. — С. 385–389.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2000. — 682 с.

3. Ашин Г. К. Миф об элите и «массовом обществе». — М., 1966.

4. Суслова Т.И. Эстетика перехода отечественной культуры в условиях глобализации. — Томск, 2005. — Гл. III: «Мифо-символическая природа массовой культуры». — С. 137–201.

5. Массовая и немассовая культура. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солокина и М.С. Кагана. — М., 2007. — Гл. 20.2.

Методические указания по курсу «Культурология»

Введение в культурологию

Культурология как наука об общечеловеческих ценностях и идеалах позволяет вычленять идеи, которые во все времена воспринимались как вечные и в то же время насущные. Поэтому основная задача культурологии — содействовать восстановлению главного идеала — идеала человека.

Цель преподавания курса — развитие способности к общению в современном поликультурном пространстве, умение определиться в своей культурной идентичности, привить навыки толерантного отношения к представителям других культур; повысить уровень интеллектуальной, гуманитарной и общекультурной сторон личности студента.

В задачи курса входит получение следующих знаний:

· теоретические сведения о сущности, структуре, функциях, типах культур;

· понимание проблем и закономерностей развития современной цивилизации чрез освоение наиболее распространенных в зарубежной и отечественной культурологии концепций и теорий культуры и цивилизации;

· знания о духовных ценностях, лежащих в основании отечественной культуры;

· умение ориентироваться в современной социокультурной ситуации, основных художественных стилевых течениях как в отечественной, так и западной культуры;

· выработка способности самостоятельно оценивать различные феномены массовой и элитарной культур, современной религиозной ситуации, направлений в искусстве.

Рекомендации по изучению курса

Для успешного освоения предмета культурологии необходимы знания по истории искусства, мировым религиям, философии культуры, классики мировой и отечественной художественной литературы.

Необходимо практическое знакомство с творчеством музыкальным, театральным, изобразительным искусством. В этих целях рекомендуется посещение выставок, концертов, знакомство с профессиональным и народным творчеством.

Содержание курса

Введение в культурологию. Культура и цивилизация

Предмет и цели изучения культурологии. Понятие культуры, аксиология (теория ценностей) в культуре. Культурология — межпредметная дисциплина.

Культура как традиция, творческий, неутилитарный характер культуры. Проблема самоидентификации в культуре. Понятия инкультурации и аккультурации в культурологии.

Понятие цивилизации. Цивилизация как результат перехода к городской культуре, развитому товарному производству и обмену. Цивилизации древние и современные.

Кризис современной цивилизации. Биосфера, ноосфера, этосфера Земли. Экология культуры. Современные биотехнологии. Эвтаназия и клонирование. Компьютерные цивилизации.

Возникновение культуры. Первобытная культура

Первобытная культура как наиболее устойчивый этап в развитии культуры. Этапы и основные характеристики первобытной культуры. Синкретичный характер первобытной культуры, роль ритуала, обряда в возникновении культуры. Мифотворчество, миф не только как способ художественного освоения мира, но и как форма научного моделирования картины мира.

Возникновение религии. Религия как отражение системы реальных отношений между людьми, человеком и природой. Первобытные формы религии.

Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

Восточные и западные культуры. Древний Египет

Восток и Запад как два типа мышления, два типа отношения к миру, природе. Функциональная асимметрия мозга как одно из научных объяснений сходства и различий в западной и восточной культуре. Восточная культура как правополушарная, иррациональная, чувственная. Западная — как левополушарная, рациональная, логическая. Основные эстетические принципы восточной культуры. Парадигмальные принципы западной и восточной культур. Интенсивные духовные движения в культурах Индии, Китая, Эллады и Ближнего Востока. Виды искусства.

Египетская цивилизация. Культурное наследие Египта. Страна пирамид. Египет в культурной памяти.

Древняя Индия

Страна мудрецов и отшельников. Специфика возникновения культуры. Варны и касты. Индуизм и буддизм. Переселение душ: сансара и карма, освобождение, нирвана. Демократический характер позднего буддизма и его культурное влияние на современный мир.

Древний Китай

Царство церемоний и ритуалов. Даосизм. Лао-цзы и Чжун-цзы. Астрология и демонология. Культ предков. Конфуцианство и его роль в культуре Китая. Материальная и духовная культура Китая.

Арабо-мусульманская культура

Возникновение и распространение ислама. Пять «столпов» ислама. Сунна и шариат в исламе. Науки и искусства. Влияние ислама на европейскую культуру в средние века, его прогрессивный характер. Ислам в России. Современные течения ислама.

Древнегреческая культура. Эллинизм

Истоки греческой культуры — второе тысячелетие до н.э. Пять периодов в истории культуры Древней Греции: крито-микенский (III–II тысячелетие до н.э.), гомеровский (XI–VIII века до н.э.), архаика (VII–VI века до н.э.), классический (V — три четверти IV в. до н.э.) и эллинизм (конец IV–II века до н.э.).

«Наука наук» — философия как основание культуры Древней Греции, ориентация на рациональное постижение мира. Роль архитектуры, живописи и театра в формировании древнегреческой культуры.

Гармония, соразмерность, образность и пластическая выразительность античного искусства. Влияние греческой культуры на культуру близлежащих регионов. Античные традиции в современном искусстве. Феномен «греческого чуда» и причины гибели греческой цивилизации.

Эллинизм как новая эпоха античной культуры охватывает период с III в. до н.э. по III в. н.э., возникает в результате распада империи А. Македонского и охватывает практически все государства Малой Азии.

«Подражательность» культуры эллинизма, индивидуализм, культ чувственности, изоляция от общих идей.

Влияние древнегреческой и египетской культур на культуру эллинизма. Потребительский характер эллинской культуры, зрелищность, театральность, фантастика. Наступление принципов духовного вакуума, безыдейности, торжество гедонизма.

Наука эллинского периода. Закат античной культуры. Величие и падение Рима. Значение эллинизма в мировой культуре.

Средневековая культура Европы

Возникновение христианства, переход к монотеизму. Утверждение идеала Любви, идей равенства всех перед Богом, искупления и воскрешения в христианстве. Христианство и искусство. Борьба богопочитателей с богоборцами, возникновение иконописи и становление канона. Карнавал и смеховая культура в средневековой Европе.

Храмовая архитектура и оправдание бытия Бога в средневековье. Архитектура и живопись, церковное строительство Византии. Романский стиль и готика в средневековой Европе.

Культура эпохи Возрождения

Развитие товарно-денежного хозяйства, появление своеобразной городской культуры, возникновение свободомыслия и самоутверждение человека в духовном плане как формообразующие принципы эпохи Ренессанса.

Ее основные характеристики: антропоцентризм, гуманизм, возрождение античных памятников искусства и философии, формирование нового мировоззрения (свобода, гуманизм, оптимизм).

Литература итальянского Возрождения (Петрарка, Боккаччо), переход с латыни на итальянский в литературе.

Изобразительное искусство и культ красоты.

Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джотто, Тициан — в живописи, Ариосто — в поэзии.

Возникновение светской многоголосной музыки — мадригала и баллады, ведущих инструментов — лютни, флейты, арфы, гобоя, трубы и органа.

Культура Отечества

Роль менталитета в отечественной культуре. Особенности духовного мировосприятия ценностей русской культуры. Основные принципы средневековой христианской культуры Руси. Язычество и христианство, первые святые Руси. Древнерусская художественная традиция: русская иконопись, влияние Византии. Старообрядчество и протопоп Аввакум.

Роль реформ Петра I и Просвещения в русской культуре, раскол русской цивилизации. Традиции и инновации. Почвенничество и западничество, евразийство как феномены русской культуры.

Модернизм и постмодернизм

Культура XX в., влияние идей космизма на русский модерн. Футуризм и декаданс. Культура народная и профессиональная. Влияние идей русского модернизма на культуру Запада в XX веке. Послеоктябрьская культура, отрыв от мировой художественной традиции. Постмодернизм как взгляд на культуру XXI в. Хеппенинг и перфоманс. Эстетические характеристики модернизма и постмодернизма.

Массовая культура

Феномен массовой культуры. Основные характеристики, поп-культура, китч. Потребительская и коммерческая культура. Контркультура и маргинальная культура. Массовая культура в России, особенности становления и распространения. Устойчивость российской культурной традиции к влияниям иных культур.


1 Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Ч. II. — Саранск, 1996. — С. 44.

2 Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Ч. II. — Саранск, 1996. — С. 116.

3 Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. — М.: Прогресс, 1983. — С. 140.

4 Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Ч. II. — Саранск, 1996. — С. 130.

5 Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Ч. II. — Саранск, 1996. — С. 115.

6 Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Ч. II. — Саранск, 1996. — С. 209.