Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. - Разд. 4. – Тема 14. – С. 410-416.
Лейбниц, Г.В. Принцип достаточного основания / Г.В. Лейбниц Локк //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. – С. 235.
Локк, Д. Вторичные качества предметов / Д. Локк // Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 227-235.
Руссо, Жан-Жак. Об общественном договоре : Трактаты / Ж-Ж. Руссо; пер.с фр. - М. : Канон-Пресс;Кучково поле, 1998. - 416 с. - (Civitas Terrena. Социальная теория, политика и право).
Руссо,Ж.-Ж. Рассуждение о природе неравенства / Ж.Ж. Руссо // Философия и общество. - 2001. - №3.-С.159-177.
Руссо, Жан Жак. Сочинения / Ж-Ж. Руссо; пер.с фр. Н.И. Кареев и др. - Калининград : Янтарный сказ, 2001. - 416 с.
Спиноза, Б. Понятие субстанции и атрибута / Б. Спиноза //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 398-400.
Дополнительная литература:
Вальденберг, В.Е. Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях /В.Е. Вальденберг //Вопросы философии. – 2006. - № 1. – С.115-127.
Валери, П. Декарт (предисловие к публикации А.И. Алешина и И.С. Разумовского, перевод И.С. Разумовского / П. Валери //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 151-168.
Комаров, С.В. «Ленивый разум» Лейбница и «ложные суждения» Локка / С.В. Комаров //Человек. – 2007. - № 1. – С. 96-111.
Майданский, А.Д. Старейшее жизнеописание Спинозы / А.Д. Майданский //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 116-129.
Мотрошилова, Н.В. Философия Нового и Новейшего времени / Н.В. Мотрошилова // Новая философская энциклопедия. Том IV. С. 220-223. Мудрагей, Н.С. «Страсти души» по Декарту / Н.С. Мудрагей //Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 139-153..
Павленко, А.Н. Рациофундаментализм /А.Н. Павленко //Вопросы философии. – 2008. - № 1. – С. 116-119.
Стрельцова, Г.Я. – Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. / Г.Я. Стрельцова //Вопросы философии. – 2007. - № 7.
Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44.
Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к естественной философии Нового времени /Г.Д. Чесноков //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4. – С. 29-42.
Якимович, А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени /А.К. Якимович // Вопросы философии. – 2006. -№ 5. – С. 47-60.
Якимович,А.К. Художники Нового времени. К описанию социопсихологического типажа / А.К. Якимович //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 71-80.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные принципы учения о материи, движении и познании в философии Гоббса, Спинозы, Локка.
2. Объясните причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
3. Объясните различие между эмпиризмом и рационализмом.
4. Основные идеи теории знания, изложенные в работе Ф.Бэкона "Великое восстановление наук".
5. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж.Локка ("Опыт о человеческом разуме").
6. Антропология и социальное учение Т.Гоббса в работах "О человеке" и "Левиафан".
7. Рационализм Р.Декарта. Методология ("Рассуждение о методе").
8. Картезианский принцип очевидности и достоверности. Проблема материаль-ной субстанции ("Метафизические рассуждения").
9. Основные идеи в работе Б.Спинозы "Богословско-политический трактат".
10. Философские воззрения Г.В.Лейбница в работах «Монадология» и «Новые опыты о человеческом знании».
Тема 7. Философия конца XVIII – XIX вв.
Классическая немецкая философия
Своеобразие экономического и политического развития Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Основные черты немецкого Просвещения XVIII в. Иоганн Г. Гердер. (1744—1803 гг.) как зачинатель немецкого Просвещения. Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.) и его эстетические идеи. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832 гг.) как мыслитель-энциклопедист. Натурфилософские мотивы в мировоззрении Гете. Философские мотивы в «Фаусте». Работы Гете в области естествознания и его натурфилософские идеи. Теоретико-познавательные взгляды Гете и критика им агностицизма. Эволюция эстетических взглядов Гете. Отношение немецкой философии к ее предшественникам в Германии и других странах. Достижения естествознания в конце XVIII – начале XIX вв. и их отражение в немецкой философии этого времени.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) как родоначальник немецкой классической философии. Кант и его отношение к французской буржуазной революции, французскому Просвещению. Естественнонаучные идеи Канта в «докритический» период. Космогония Канта и ее значение в истории науки. Переход Канта на позиции «критической философии». Явления и «вещи в себе». Отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Различные значения «вещи в себе». Типология знания по Канту. Проблема синтетических суждений априори. Понимание Кантом содержания и формы наглядных представлений. Понятия трансцендентного и трансцендентального. Учение Канта о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Проблема пространства и времени. Трансцендентальная логика и ее отношение к формальной логике. Обоснование всеобщности и необходимости категорий научного мышления. Отношение понятий к наглядным созерцаниям. Трансцендентальная дедукция категорий рассудка. Проблема категории причинности в философии Канта. Понятие трансцендентальной апперцепции. Учение о схематизме чистого рассудка и попытка разработать основоположения чистого естествознания. Рациональные моменты в кантовской постановке гносеологических проблем. Гносеологические источники кантовского априоризма.
Разум и рассудок, идеи и понятия. Кант о трех способах употреблениях рассудка. Различия между эмпирической, логической и трансцендентальной иллюзиями. Три идеи трансцендентальной диалектики в кантовском учении об отношениях. Антиномии космологической идеи.
«Критика практического разума». Отношение Канта к этике французского просвещения и критика им натуралистического обоснования морали. Два вида императивов в этике. Этика категорического императива. Понятие долга. Человеческая личность как ценность. Апология принципа долга. Проблема свободы в философии Канта. Три постулата практического разума и отношение Канта к религии. Религия и мораль в этике Канта. Этика Канта и неокантианство XIX-XX вв.
«Критика способности суждения» как попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного. Аналитика прекрасного. Антиномия вкуса. Телеология. Учение Канта о художественном гении. Человеческая личность как эстетический идеал. Учение о возвышенном. Проблема формализма в искусстве. Деонтологизация Кантом эстетических переживаний. Роль учения Канта об искусстве в последующем развитии эстетики. Социально-политические и правовые воззрения Канта. Учение о государстве и проблема вечного мира.
И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) как критик философии Канта. Трансцендентальная апперцепция Канта как исходный пункт философии Фихте. Единство самосознания и попытка соединить его с идеей развития. Проблемы теории и практики, свободы и необходимости у Фихте. Фихтеанское понимание философии как наукоучения. Три основоположения «Наукоучения». Диалектика Я и не-Я и основные звенья ее развития. Не-Я как деятельность и отчуждение Я. Дедукция категорий логики из онтологии. Незавершенность диалектики Фихте и антитетика понятий. Проблема знания. Фихтеанское первоначало как метафизический субъект. Проблема соотношения «чистого» и «эмпирического» Я. Этика Фихте и различные интерпретации им понятия права. Его учение об «идеальном» государстве и свободе.
Ф.В. Шеллинг (1775-1854 гг.). Основные этапы его философского творчества. Отношение Шеллинга к Канту и Фихте, Лейбницу и Спинозе. «Философия тождества» как попытка преодоления разрыва между субъективным и объективным. Проблема бессознательного абсолюта. Теория трансцендентального идеализма и ее отношение к натурфилософии в рамках философии тождества. Гносеологические проблемы в философском учении Шеллинга. Проблема свободы и необходимости. Идея исторического развития правового строя. Этические взгляды и эстетика Шеллинга. Искусство как высшее познание абсолюта. Переход позднего Шеллинга на позиции философии откровения.
Философское учение Г.Ф. Гегеля (1770-1831 гг.), его понимание философии как «мыслящего рассмотрения вещей». Гегель о трех отношениях мысли к действительности. Отношение Гегеля к интуитивному познанию. Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. Структура философской системы Гегеля, ее основные разделы. Основные положения «Феноменологии духа», проблемы гносеологии и истории познания. Основные этапы познания. Критика Гегелем сенсуализма в теории познания. «Рабское» и «господское» сознание. Проблема «отчуждения» духа и ее смысл в философии Гегеля. Виды отчуждения в гегелевской системе.
«Наука логики» Гегеля. Соотношение чувственного и рационального в познании. Учение о бытии, сущности, понятии. Проблема начала и конца логического развития. Оперативные (отрицание, снятие, отчуждение) категории в логике Гегеля и категории, входящие в структуру ее системы. Системные категории и их истолкование: становление, качество и количество, сущность и явление, содержание и форма, тождество, различие и противоречие. Проблема синтеза в мышлении. Гегелевская трактовка категории закона. Основные черты гегелевской диалектики: «снятие», отрицание отрицания, триадизм и т. д. Логический ритм гегелевской триады. Гегель о тождестве диалектики, логики и теории познания, о соотношении абстрактного и конкретного, логического и исторического, теории и практики. Философское и обыденное сознание, разум и рассудок, диалектика и формальная логика.