Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «История философии» для специальности 09. 00. 03 история философии Мурманск (стр. 12 из 17)

Основные черты натурфилософии Гегеля: единство материи и движения, переход количества в качество, «прерыв постепенности». Соотношение субъективного, объективного и абсолютного духа. Ключевые идеи гегелевской философии истории. Философия права: история как процесс углубления сознания свободы, отождествление разумного и действительного, соотношение государства и гражданского общества.

Историческое значение гегелевской концепции историко-философского развития.

Младогегельянство. Раскол последователей Гегеля на старо- и младогегельянцев. Отношение к диалектике Гегеля. Младогегельянская критика христианской религии и различия этой критики в сочинениях Давида Штрауса и Бруно Бауэра. «Человеческое самосознание» как высшее творческое начало. Философский индивидуализм и анархизм Макса Штирнера. Разложение младогегельянского течения.

Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804 – 1872 г.). Особенности фейербаховской критики религии. Критика Фейербахом теологии и умозрительной философии. Антропология как подлинный исток теологии. Взгляды Фейербаха на эволюцию религии. Связь этой эволюции с этапами историко-философского развития. Реабилитация чувственного мира. Антропологическая этика любви Фейербаха. Фейербах как критик Гегеля и его проект «философия будущего».

Методические рекомендации:

Рассмотрите основные положения философского учения И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. На основе произведения И. Канта «Критика чистого разума» объясните суть априорных идей. Практическому применению разума или этике Канта посвящена работа «Критика практического разума» и известная «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Этика Канта имеет важное историко-философское значение, прежде всего, из-за ее категорического императива. Определите этот императив.

Раскройте суть трансцендентального идеализма последователей И. Канта. Известна формула Гегеля: «все действительное разумно, все разумное действительно». Что такое целое, по Гегелю? Энциклопедия философских наук Гегеля раскрывает суть метафизики мыслителя, которая отличается от рационализма Спинозы двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой. Рассмотрите систему и метод в его учении. Обратите внимание, что логика – это и есть философская система Гегеля. Это мысль, мыслящая самое себя. Абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме себя. Постарайтесь графически изобразить суть гегелевской системы. Особое место в философии занимает проблема метода, который получил название диалектического: это «столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе» - Тезис—Антитезис—Синтез. Благодаря этому методу Гегелю удается показать реальность целого – и только его, а не отельных частей, что позволяет изучить природу развития. Найдите противоречия системы Гегеля, покажите противоречивый характер гегелевского понимания развития. Представьте философию истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Формируются социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма произошла благодаря работам Л. Фейербаха, философия которого стала ответом на распад гегелевской школы. В своей работе «Сущность христианства» мыслитель выступил с критикой идеалистической философии. Его философия становится антропологической. Он признает единство души и тела человека. В теории познания проявился его сенсуализм. Критерием бытия становится любовь. По Фейербаху, объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека – это другой человек, «Ты». Учение Л. Фейербаха оказало огромное влияние на К. Маркса. На основе изучения материала, докажите, что гуманизм Фейербаха был построен на принципе освобождения человека от различных форм отчуждения и развития его природной сущности.

В процессе подготовки и знакомства с рекомендуемой литературой обратите внимание на проблемы:

1. Основные этапы и специфические особенности немецкого просветительского движения (относительный демократизм и плюрализм, приоритет «внутренней веры», умозрительного знания и идеальных ценностей над «внешними делами» и реальной практикой, умеренный консерватизм, компромиссность, упование на моральное воспитание).

2. Основные линии и направления философии немецкого Просвещения. Поиски путей преодоления кризиса традиционной метафизики, критика логицизма и рационалистической методологии и гносеологии (А. Рюдигер, Х.А. Крузий, И.Г. Ламберт, И.Н. Тетенс, ранний И. Кант и др.); критика механистической картины мира; идеи историзма и эволюционизма, единства неживой, органической и человеческой природы, их прогрессирующего развития по общим законам; философия истории и теория как совершенствования общества и человека, (Лессинг, И.Г. Гердер, К.Л. Кнебель, В.Х.Гумбольдт и др.).

3. Немецкая классическая философия: 66 единство и многообразие форм.

4. Формирование гегелевской школы в Германии (20-30-е годы XIX в.). Первые последователи Гегеля (Хеннинг, Дауб, Розенкранц, Ганс, Михелет). Начало расхождений с гегелевской философией религии – работа Д.Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835 г.). Спор о возникновении христианства.

5. Выделение радикальной ветви гегелевской школы – «младогегельянцы». (А.фон Цешковский, Б.Бауэр, Л.Фейербах, К.Маркс, М.Штирнер, М.А.Бакунин, А.Руге).

6. Эволюция младогегельянства - от критики религии к политическому радикализму и оригинальным социально-философским проектам. Основные темы философии гегельянства: философский критицизм, историзация абсолюта, отчужденное сознание, философия и праксис, христианская мораль и возможности атеизма.

7. Сближение с англо-французской традицией социального утопизма. Тенденция индивидуализма (Б.Бауэр, М.Штирнер) и коммунитарности (Л.Фейербах, К. Маркс).

Рекомендуемая литература

Источники

Гейне, Г. К истории религии и философии в Германии / Г. Гейне //Собр.соч.: в 10 т. – М.,1958. – Т.6.

Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977.

Гегель, Г.В.Ф. Противоречия и скачки / Г. Гегель // Хрестоматия по философии / составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. – С.407 –410.

Гегель, Г.В.Ф. Наука логика / Г. Гегель. – М., 1972. – Т.3. – С.296 –299.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант //Соч.: в 6т. – М., 1967. – Т.1.

Кант, И. Критика практического разума. Пролегомены…/ И. Кант // Соч.: в 6т. – М., 1966. – Т.4. – Ч.1.

Лессинг, Г.Э. Избранные произведения / Г.Э. Лессинг. – М.;Л.,1953.

Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л. Фейербах. – М., 1955. – Т.1, 2.

Фихте, И.Г. Назначение человека / И.Г. Фихте // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертности и бессмертии / сост. А. Гулыга. –М., 1995. – С.28-32.

Дополнительная литература

Александров, А.А. Проблема человека в философии Гегеля / А.А. Александров // Философия и общество. 2005. - № 1.- С. 145 -155.

Васильев, В.А. Л. Фейербах о благе и добродетели / В.А. Васильев //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 2. – С.173-188.

Гайденко, П.П.Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П.П. Гайденко // Вопр. философии. – 2003. - №9.-С.134-150.

Гайденко, П.П. Трансформация кантовской теории времени в науконаучении Фихте. Время как продуктивная способность воображения / П.П. Гайденко // Вопр.филос. – 2004. - № 1.

Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – 2-е изд.,испр.и доп. – М. : Рольф, 2001. – 416 с. : ил. – (Библиотека истории и культуры).

Жеймо, М. Проблема «личности и толпы» в трудах Гегеля и Кьеркегора / М. Жеймо // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 4. – С. 339-342.

Коротких, В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля / В.И. Коротких // Вопр.филос. – 2003. - № 4.

Круглов, А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта / А.Н. Круглов // Вопр. философии – 1998 - № 10.

Легова, Е.С. Гегель об истоках злой воли / Е.С. Легова // Вопр. философии – 1996 - № 11.

Ойзерман, Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение / Т.И. Ойзерман // Вопр. философии – 1997 - № 3.

Ойзерман, Т. И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т.И. Ойзерман // Вопр. философии. – 2007. - № 10. – С. 121-137.

Марксизм и современность // Социально-гуманитарные знания – 2002 - №1. – С.257 –285.

Миголатьев, А. А. Социальные взгляды И. Канта / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 5.-С.80-95.

Ойзерман, Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм / Т.И. Ойзерман // Вопр.филос. – 2002. - № 3. – С.16 – 31.

Ойзерман, Т.И. К характеристике трансендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии – 1996 - №6.

Пушкин, В.Г.Философия Гегеля: абсолютное в человеке : учеб.пособие для вузов / В.Г. Пушкин. – СПб. : Лань, 2000. – 448 с. – (Мир культуры, истории и философии).

Рокмор,Т. Гегель о конструктивизме / Т. Рокмор // Вопр. философии. – 2007. - № 4. – С.171 -177.

Рокмор, Т. Гегель и границы аналитического гегельянства / Т. Рокмор // Вопросы философии. – 2002. - №7.- С.80-90.

Самарская, Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм / Е.А. Самарская // Вопр. филос. – 2004. - № 8.

Вопросы для самоконтроля

1. И.Кант: смысл и значение синтетических суждений априори ("Критика чистого разума").

2. Априоризм в теории познания И. Канта и "трансцендентальная эстетика".

3. Формы суждений и категории рассудка в гносеологии Канта.