Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «История философии» для специальности 09. 00. 03 история философии Мурманск (стр. 13 из 17)

4. Единство самосознания. Вообразительные схемы в философии Канта.

5. Основоположения чистого рассудка в гносеологии Канта.

6. Кантовская теория морали и свободы ("Критика практического разума").

7. Субъективность и объективность; понятие "интеллектуальной интуиции" в работе "Наукоучение" Фихте.

8. Основоположения идеализма Фихте.

9. Натурфилософия в работе Шеллинга "О мировой душе".

10. Работа Шеллинга "Система трансцендентального идеализма" об "одиссее духа".

11. Панлогизм. Концепция "Абсолютной идеи" в работе Гегеля "Наука логики".

12. Изложение системы Гегеля в его работе "Энциклопедия философских наук".

Тема 8. Опыт преодоления немецкой философской классики (XIX в.)

Утрата интереса к спекулятивному философствованию во второй половине XIX в. Кризис и распад гегелевской философской школы. Внутренние противоречия в гегельянском движении. Поиск новых путей философствования. Основные направления после гегелевской философии.

Философия А. Шопенгауэра (1788-1860). В поисках исходного философского принципа. Отказ от традиционной мысли искать начало философствования в субъекте или объекте. Критика натурализма и спекулятивного идеализма. Субъект и объект как величины, производные от представления. Представление как синтетическая данность того и другого. Истолкование мира как нашего представления о нем. Кантианский принцип в эпистемологии Шопенгауэра: мы познаем не вещи, а наши представления о вещах. Агностицизм Шопенгауэра и его пределы. «Закон достаточного основания» как ограничитель агностицизма и как конститутивное основание картины мира. Четвероякое измерение закона достаточного основания (причинность, мотивация, бытие и логический смысл). Переход от феноменализма (кантианства) к метафизике. Транскрипция Шопенгауэром кантовской «вещи в себе». «Мировая воля» как первопричинное основание сущего. Объективация «мировой воли» в вещах. Отрицание эволюционной и циклической моделей мира. Иерархичность мирового целого. Основные ступени объективации: неорганическая, органическая, интеллектуальная. Философско-художественная интуиция как способ постижения существа «мировой воли». Этика Шопенгауэра и ее модусы. Практическая этика («этика житейской мудрости») и теоретическая (интеллектуально-эстетическая). Эвдемонизм «этики житейской мудрости». Пессимизм этики философской: страдание - сквозное измерение человеческого существования. Эстетическое созерцание как способ избавления от страдания. Культуроведческие идеи и исследования Шопенгауэра.

Экзистенциальный вызов гегельянству: С. Кьеркегор (1813-1855). Настроенческий (не концептуальный) состав мировоззрения Кьеркегора.

Условная типология его мировидения: христианско-психологический индивидуализм. Предпосылки его формирования: полемика с гегелевским рационализмом и протестантским богословским догматизмом. Кьеркего-ровское определение своего мировоззренческого статуса: «верующий антитеолог». Отрицательное отношение Кьеркегора к философскому методу в его традиционном смысле. Ирония как прием свободного от догматизма мышления. Сократические истоки кьеркегоровской иронии.

Человек как первичный объект экзистенциального осмысления. Ключевое измерение человека - вера, а не разум (познание). Преобладание в кьеркегоровском человеке экзистенциального над эссенциальным. «Рыцарь веры» как олицетворение подлинного человека. Единичность и неповторимость человека как верующего существа. Трагическое положение человека между спасением и смертью. Смысл формулы Кьеркегора: «болезнь к смерти»; смерть для этого мира означает спасение для мира иного. Христианский контекст этой формулы. Кьеркегоровская «космогония» человеческой души. Три стадии в эволюции человеческой души: эстетическая, этическая, религиозная. Экзистенциальная «логика» перехода от одной стадии к другой. Условия обретения душой своей сокровенной сущности: имманентность, внезапность, состояние «страха и трепета». Экзистенциальный монотеизм Кьеркегора и христианская теология.

Позитивистская реакция на спекулятивную философию. Мировоззрение О. Конта (1798-1857) как «эмпирический критицизм» (Вл. Соловьев). Исходные установки позитивистской доктрины Конта. Феноменализм Конта и его кантовские предпосылки. Соотношение закона и факта. Позитивистское истолкование закона: закон есть упорядоченное сцепление фактов. Контовское понятие причины: причина - внутренняя природа фактов и законов. Познаваемость законов и непознаваемость причин. Первоначало вещей как предмет поэзии, но не мысли. Сведение философии к познанию законов, постигаемых наукой. Философия как обобщенный образ научного знания.

Контовский «универсальный закон развития человеческого духа». Три фразы духовного развития человечества: теологическая, метафизическая, позитивная. Цель положительной философии - приведение человеческого разума к осознанию своих границ и возможностей. Основные функции позитивного мышления: синтетическая, инструментально-логическая, воспитательная, эвристическая, реформаторская (социокультурная). Социологический проект Конта. Утопическая модель государства платоновского типа. Социум Конта как образец «позитивистского папства» (Виндельбанд). Государство в функции церкви, наука в функции религии. Персонификация государства в образе «коллективного существа», «человечества». Оценка позитивистского культа государства.

Британская версия позитивизма. Учение Дж.С. Милля (1806— 1873), его предпосылки в эмпирической традиции от Бэкона до Юма. Влияние идей и антиметафизических настроений О. Конта. Логико-методологическая модель позитивизма Милля. Ограничение теоретической проблематики пределами феноменов. Отказ философии (в традиционном ее значении) в праве на существование. Сведение философии к логике, к науке о методах разыскания истины. Преодоление границ логики Аристотеля. Связь логики с теорией познания.

Постановка вопроса о методологии гуманитарных наук. Два метода познания социальных явлений: метод синтетико-дедуктивного предположения и метод конкретно-исторической верификации. Социально-политический идеал Милля: парламентская республика. Миллевское понимание гражданской свободы. Этика Милля: утилитаризм. Сопряжение в этике Милля эвдемонизма, гедонизма и этики добродетели. Критерий утилитаристской этики - польза. Понимание пользы как проявления и торжества социальной справедливости. Отношение Милля к религии. Житейско-бытовой фон утилитарного благочестия. Идеал религии без конфессии.

Позитивизм Г. Спенсера (1820-1903). Истоки учения Спенсера: кантовский и юмовский агностицизм, позитивизм О. Конта и эволюционное учение в геологии и биологии XVIII-XIX вв. Исходная теоретическая установка Спенсера: примирение науки и религии, знания и веры. Основные параметры спенсеровского «научного мистицизма» (Мережковский). Двойственное отношение Спенсера к метафизике. Отрицание метафизики с ее притязаниями на познание первых и последних истин. Положительное отношение к метафизике бессловесного преклонения перед тайной бытия. Абсолютная трансцендентность «Непознаваемого»: слово и мысль о нем фатально искажает его истинность. Познавательное бессилие разума (науки) как основание для примирения его с верой.

Понимание философии как дисциплины, однопорядковой с наукой. Степень обобщения как признак, отличающий философию и науку. Основная задача философии - открытие универсального закона, связывающего все доступные нашему опыту явления. Эволюционная теория Спенсера. Три конститутивные силы в механизме эволюционного процесса: сила интегративная, сила дифференцирующая, сила таксономирующая (нормативно-примиряющая). Просчеты и издержки теории эволюции Спенсера. Социологические взгляды Спенсера. «Органистическое» понимание природы социальных явлений. Уподобление общества живому организму. Борьба за существование как закон социально-исторического развития. Попытка примирения биологизаторского подхода к человеку с традицией британского либерализма.

Философия «переоценки всех ценностей» Ф. Ницше (1844— 1900). Основная цель философии Ницше - разоблачение традиционной метафизики. Предвосхищение неклассических типов философствования. Проблема первопричинной реальности в философии Ницше. Первичность жизни по отношению к материи и духу. Отрицание онтологического дуализма. Фундаментальные характеристики жизни: субстанциальность, иррациональность, демиургичность, спонтанность и первичность. Картина мирового процесса в «философии жизни» Ницше. Исключение из мирового становления эволюции и прогресса. Приоритет «преобразования» перед развитием. Отрицание целесообразности в мировом процессе. Философская мифологема «вечного возвращения».

Проблема человека в свете ницшеанской «философии жизни». Трагичность человеческого существования в окружающем его мире. Беззащитность человека перед лицом судьбы. Формула Ницше «любовь к судьбе» (amor ftati) и ее смысл. Ницшеанское понятие человеческой свободы. Свобода как партнер миротворящей жизни. Свобода в функции перераспределителя мировой энергии. Оценка Ницше человека как познающего существа. Исключение теории познания из философии. Квалификация гносеологии как прерогативы декадентов. Понятие истины. Истина как мера утверждения воли к власти. Критерий истины: подчинение слабого сильному. Ницшеанский идеал совершенного человека («нового человека»). Идея сверхчеловека как существа, каким должен стать человек. Атрибуты сверхчеловека: здоровая телесность, энергийная мощь, моральная индифферентность. Понятие «имморализма» в учении Ницше. Критика традиционной (в том числе христианской) морали как «морали рабов». Идеологема «морали господ». Ее императив - «любовь к дальнему». Ее критерий - интенсивность жизни. Ее цель: сверхчеловек («белокурая бестия») должен занять место Бога, поскольку «Бог умер».