3. Историко-философский процесс и историко-философские исследования. Возникновение философии, формы существования, обновления и коренного изменения философских традиций. История философии как "саморефлексия" философии. Проблема "классического" и "современного" в истории философии.
4. Периодизация истории философии. Социально-исторические корни историко-философского процесса. Исторические видоизменения философии в связи с основными вехами развития человеческой цивилизации.
Для освоения представленных философских аспектов необходимо ознакомиться с источниками и дополнительной литературой:
Рекомендуемая литература
Источники:
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х томах. – М., 1975. – Т. 1. – С.67 –69.
Бердяев, Н.А. Потребность человека в философии / Н.А. Бердяев // Хрестоматия по философии: сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.159 - 172.
Зиммель, Г. Сущность философии / Г. Зиммель // Хрестоматия по философии: сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.57 – 59.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. – М., 1964. – Т. 3. – С.683 – 702.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1977. – Т.3. – С. 393 –394.
Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101.
Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58.
Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990.
Мотрошилова Н.В. Статья “История философии” / Новая Философская Энциклопедия. -Т. II. - С. 180-183;
Ортега–и–Гассет, Что такое философия / Ортега–и-Гассет.– М.: Наука, 1991.
Соловьев, В.С. Философские начала цельного знания / В.С. Соловьев // Соч.: в 2-х томах. – М.: Наука, 1992. – Т.2. – С. 178 – 227.
Соловьев, В.С. Исторические дела философии / В.С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. - № 8. – С. 118 – 125.
Шпет, Г.Г. Мудрость или разум / Г.Г. Шпет // Философские этюды. – М., 1994. – С.222 – 278.
Дополнительная литература:
Аверинцев, С.С. Два рождения европейского рационализма / С.С. Аверинцев // Вопросы философии. 1989. № 3.
Богомолов, А.С. Основы теории историко-философского процесса / Богомолов, А.С. Ойзерман Т.И. - . М., 1983.
Гобозов, И.А. Философия как постижение эпохи / И.А. Гобозов // Философия и общество.- М., 2003. - № 3. – С.58-77.
Зимин, С.М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество. – М., 2006. - № 3. – С.121-138.
Зотов, А.Ф. Существует ли мировая философия? / А.Ф. Зотов // Вопросы философии. 1997. № 4.
Каган, М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопросы философии. – 1997. - № 9.
Конш, М. Какая философия нам нужна завтра / М. Конш // Философия и общество. – М., 2004. – № 4.- С. 38-44.
Майданов, А.С. Миф как источник знания / А.С. Майданов // Вопросы философии. – М., 2004. - № 9. – С. 96-103.
Соколов, В.В. Историческое введение в философию История философии по эпохам и проблемам : учебник для высшей школы / В.В. Соколов. – М., 2004. – 910 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Двойной смысл термина “история философии” — историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии.
2. Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества.
3. Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.
4. Философия Запада и Востока, их специфика и взаимодействие.
5. Философия в России: специфика традиций, форм связи с культурой, особенности периодизации
Тема 2. Философия Древнего мира
Особенности происхождения философии в различных странах древнего мира. Мифология и зачатки научного знания как предпосылки философии. Предфилософские, переходные от Мифа к Логосу формы мировоззрения. Историческая реальность как основание и мотив возникновения философии. Выделение философии из религиозно-мифологического комплекса в самостоятельную область знания. Рождение философии в акте самосознающей мысли. Взаимоотношения восточной и западной философских культур. Синхронное происхождение философии на Востоке и Западе. Понятие «осевого времени».
Соотношение понятий: «история индийской философии» и «индийское философское наследие». Особенности философского наследия Индии. Периодизация истории индийской философии. Ведический комплекс. Мифомагическое мировоззрение и предфилософия Вед. Интерпретации ведической литературы. Предфилософский статус брахманизма.
Постведическая литература. Текстуальная разнохарактерность и многослойность Упанишад. Основные философемы в Упанишадах. Различные толкования Брахмана-атмана. Натуралистические тенденции. Познавательные установки. Проблема идентификации философского содержания Упанишад («парафилософия» или «гиперфилософия»?).
Эпический период истории индийской философии. Литература классического периода и философские школы: локаята, джайнизм, вайбхашика, саутрантика, йогачара, мадхьямика, санкхья, йога, ньяя, вайше-шика, миманса, веданта. Основные онтологические тенденции. Полемика вокруг достоверности различных праман (источников познания) в индийской гносеологии. Антиномичность индийской мысли: виджняна-, шунья-, майя-вады, с одной стороны, и параману-, пракрита-, бхута-, свабха-ва-вады - с другой.
Сопряжение религиозных и философских элементов в буддизме. Роль религиозно-мистического мировоззрения в индийской философии. Проблема атеизма в индийской мысли. Соотношение понятий «атеизм» и «богоборчество» в контексте древнеиндийской мысли.
Исторические судьбы духовного наследия Древней Индии. Основные направления индийской философии Нового времени. Современная индийская философия в ее отношении к традиции. История индийской философии и современность.
Особенности древнекитайского социума и мифологии. Культ пер-вопредков и Неба. Древнейшие литературные памятники Китая «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Стихотворный канон»), «Шу цзин» («Канон предания»). Их предфилософская значимость. Своеобразие перехода древнекитайской мысли от религиозно-мифологического комплекса к философской рефлексии. Культурно-исторический контекст этой трансформации. Типология древнекитайской рациональности.
Начало китайской философии. Этико-социальная доктрина Конфуция (551-479 гг. до н. э.). Исходная мировоззренческая ориентация Конфуция - архаизирующий консерватизм. «Лунь юй» («Суждения и беседы») как первоисточник конфуцианской философии. Проблематика конфуцианства. Имплицитный характер конфуцианской онтологии. Аксиома Неба (тянь) как верховой и непостижимой мироуправляющей силы. Предопределение обусловленных ею вещей и событий. Ее непознаваемость. Этизация конфуцианской гносеологии: знать - значит справедливо поступать. Антропологический аспект конфуцианского мировидения. Идеал человеческого совершенства. Образ «благородного мужа» в конфуцианстве. Этическое содержание понятия «дэ» в учении Конфуция. «Благородный муж» как предпосылка и орудие «гуманизации» Поднебесной. Этический принцип конфуцианства - «золотая середина». Приоритет моральных ценностей сравнительно с политико-правовыми нормативами регуляции общественной жизни.
Конфуцианские школы. «Ортодоксальная» доктрина Мэн-цзы: обоснование тезиса об изначальной доброте человеческой природы. «Неортодоксальная» доктрина Сюнь-цзы: обоснование тезиса об изначально злом в человеческой природе. Систематизация учения Конфуция в эпоху Хань (II в. н. э.). Неоконфуцианские вариации в истории китайской культуры.
Философия даосизма. Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.) - протогонист учения даосов. Философские и религиозные начала в даосизме. Генезис-ные истоки даосской философии. «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» - канонические памятники даосской письменности. Исходные методические установки даосизма: отказ от рационального дискурса как средства обретения истины; эмансипация от всех условностей социокультурной жизни как искусственных и извращенных; приоритет природно-естественного над искусственно-человеческим. Доктринальные убеждения даосской философии. Дао - фундаментальное понятие - символ даосизма. Этическое (человеческое) и онтологическое (небесное) измерения Дао. Преобладание онтологической ипостаси Дао в учении даосов. Дао как аналог древнегреческого «архэ». Сходство и различие Дао и античного Логоса. Словесная и понятийная невыразимость Дао. Смысловая антиномичность Дао: Дао как запредельное небытие (сверхбытие) и как источник (семя) проявленного мира вещей. Циклическая модель Дао (порождение вещей и возврат последних к породившему их началу) как гармонизация этой антиномичности. Познавательное отношение к Дао. Постижение Дао как сверхсознательное приобщение к нему (включая аскезу и психосоматическую практику). Практическое отношение к Дао. Даосская доктрина «недеяния». Исторические судьбы даосской философии.
Философская школа легизма («законничества»). Культурно-исторические предпосылки формирования школы. Предметная ориентация легизма: общество, государство, закон. Монархическая модель государства легистов. Концепция неограниченной власти правителя. Сведение сословной структуры общества к упрощенной схеме: правитель-подчиненный (народ). Преобладание закона над моральными нормами в государственном проекте легистов. Легизм в функции официальной идеологии империи Цинь (III в. до н. э.). Рецидивы легистского учения в истории Китая.