Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «История философии» для специальности 09. 00. 03 история философии Мурманск (стр. 4 из 17)

Методические рекомендации

Философская мысль зарождается в эпоху, когда на смену родовых отношений приходили первые классовые общества и государства. Наиболее древней является философия, возникшая в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, однако в силе обстоятельств (нашествие персов) не сложились философские школы. Зачатки знаний о мире, развитие экономики, формирование абстрактного мышления, развитие наук: математики, астрономии и др., способствовали зарождению скептицизма в отношении к мифологическому миропониманию, в том числе в отношении и к вере в жизнь после смерти. Философская мысль в Древнем Египте и Вавилоне не смогли достичь уровня, характерного для развитых стран того времени, но, тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Ранее всего философские школы появились в Древней Индии и Древнем Китае, где философская мысль была представлена всесторонне.

Так в Индии сложилась система ортодоксальных и неортодоксальных школ: веданта, миманса, санкхьи, ньяя, классическая йога, вайшешика, а так же джайнизм, буддизм, чарвака (локоята).

В Древнем Китае наибольшее распространение получило конфуцианство, даосизм, легизм, моизм.

Древневосточная философия всегда опиралась на предшествующую традицию. Она имела ряд особенностей, отражавших особенности развития народов, их социально – нравственных, хозяйственных и государственно–политических традиций: во-первых, предположение о единстве всего существующего; во-вторых, суждение о материальной первооснове мира, как источнике всего живого; в-третьих, предположение о естественном пути всех вещей; в-четвертых, обоснование государства и государственных законов, заложены основы этики.

Изучая предлагаемую литературу, обратите внимание на следующие вопросы:

1. Различные значения понятия "эпохи" в историко-философском контексте. Исторические ситуации в историко-философском анализе. Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе. Философия Запада, философия Востока, их специфика и взаимодействие. Историко-философская компаративистика.

2. Философские традиции отдельных стран и народов - в их относительном разнообразии и принципиальном единстве. Древнегреческая, древнеримская, древне-индийская и древне-китайская философия как специфические цивилизационно-культурные единства.

3. Исторический и культурологический смысл разделения на западную и восточную философии. Преодоление упрощенной дихотомии "Восток-Запад" в культурологических и философских интерпретациях.

4. Соотношение трех главных очагов цивилизации: европейского, индийского, китайского. Самостоятельное и практически независимое друг от друга возникновение культур в трех районах земного шара. Различные типы осмысления мира, времени и пространства в Европе, Индии и Китае.

5. Основные каноны китайской методологии. Соотношение формы и содержания в канонических произведениях. Генерализационная модель центральной гносеологической процедуры - обобщения: идеализирующая абстракция и репрезентативная абстракция. Особенности китайской диалектики. Взаимосвязь нумерологичности содержания и беллетристичности формы китайской классической философии. Этическое следствие китайского натурализма, понятие личности как целостного психосоматического организма (шэнь. Телесные модели личности и Вселенной, человек как "мера всех вещей" в китайском универсуме.

6. Что такое индийская "философия"? Проблемы определения индийской философии. Проблема "начала" и периодизации индийской философии. Особенности историко-философского процесса в Индии. Отличие даршан от систем европейской философской мысли. Концепции индийской философии в современной отечественной философии. Основные положения космогонии санкхьи. Сравнение с дуализмом духа и материи в европейской философской традиции. Эволюция пракрити, учение о гунах. Теория причинности санкхьи.

7. Основные категории, онтология и натурфилософия вайшешики, учение об атомах Сравнение категорий в вайшешики с категориями Аристотеля. Теория познания, этики и сотериология.

8. Основная специфика индийской логики и эпистемологии. Теория ошибок ньяи и других школ. Традиционализм и атеизм мимансы.

Рекомендуемая литература

Источники

Лейбниц, Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону / Г.В. Лейбниц // Вопросы философии – 1999 - №12 – С.84 –139.

Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. – Вып.4 – М., 1989. - С.224.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета. – М., 1989.

Древнекитайская философия: В 2-х томах. – М., 1973.

Дополнительная литература

Абрамов В.А. История философии Китая. – Чита, 1996.

Антология даосской философии. М., 1994.

Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. – М., 1990.

Буров, В.Б. Духовная культура Китая. Энциклопедия т. II / Мифология и религия / В.Б. Буров // Вопросы философии. – 2008.- № 6. – С. 172-176.

Восхождение к Дао / Сост.В.В.Малявин. - М. : Наталис, 1997. - 399 с. : ил. - (De vita spirituali).

Жданов, В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопр. филос. – 2003. - № 2.

История религий Востока / Л.С. Васильев. – М., 2000. – 432 с.

Истоки философской мысли Индии. Йога:методология практических занятий. - М. : МГУ, 1990. - 224 с.

Крушинский, А.А. Язык и мышление в Древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии.- 2007.- № 5 – С.99-111.

Куда прыгает дракон: [Китай] // Знание сила. – 2005. - № 10.

Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии / А.Е. Лукьянов. – М.: Радикс, 1994.

Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке /А.Е. Лукьянов. – М., 1989.

Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: Искусство, 1995.

Переломов, Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба /Л.С. Переломов. – М., 1993.

Смирнов М.Г. Аксиология любви в ведический и эпический периоды // Философия и общество. - 2002. - №1.-С.46-69.

Сорвин К. В. Очерки из истории классической философии. - 2-е изд. - М. : Русская панорама, 2003. - 208 с. - (Scientia Vinces).

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; М., 2000;

Томпсон М. Восточная философия / пер. с англ. Ю. Бондарева. - М. : Фаир-Пресс, 2002. - 384 с. - (Грандиозный мир). Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998;

Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995.

Шохин В.К. Первые философы Индии : Учеб.пособие для ун-тов и вузов. - М. : Ладомир, 1997. - 302 с.

Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой важности // Вопрос. Филос. – 2002 - № 3 – С.129 – 138. Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник для вузов / А.Н. Чанышев. - М. : Высш.шк., 2001 - 703 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Китайская философия: Конфуцианство. Даосизм. Буддизм. Многовековое влияние конфуцианства. Неоконфуцианство XI в.

2. Основные школы-направления индийской мысли.

3. Арабо-мусульманская философия. Основные проблемы и понятия арабо-мусульманской мысли.

4. Выдающиеся мыслители арабо-мусульманской философии: Ибн Сина (Авиценна). Ибн Рушд (Аверроэс). Ибн Араби.

Тема 3. Философия Древней Греции и Рима

Античное общество и его характерные признаки (начиная с VI в. до н. э.). Эллинская культура и ее связь с культурами стран Ближнего Востока: Лидии, Вавилона, Ирана, Финикии, Египта. Автохтонные истоки эллинской духовности. Мифопоэтические предпосылки античной философии. Предфилософия древних греков. Эпос Гомера. Поэма Гесиода «Труды и дни». Орфическое мировоззрение. Этика и религия «семи мудрецов». Соотношение философии и зачатков естествознания. Зарождение культуры самосознания и нормативного мышления. Важнейшие этапы научной разработки истории античной философии.

Древнегреческая философия

Милетская школа. Роль Милета в развитии греческой культуры ионийского побережья. Связи с Востоком и первые шаги греческой философии и научной мысли. Милетская натурфилософия. Космоцентрическое мировосприятие милетцев. Учение об «архэ».

Фалес (624-547 гг. до н. э.): соединение практической деятельности с теоретической, философии с опытной наукой. «Вода» как «архэ». Астрономические, математические, физические воззрения Фалеса. Учение о живом характере вещества (гилозоизм). Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.) -ученый и философ. Космология и космогония Анаксимандра. «Беспредельное» (апейрон) как вселенское первоначало. Обособление вещей из «беспредельного» и возвращение в него. Идея о постепенном происхождении форм органической жизни. Натурфилософия Анаксимена (585-526 гг. до н. э.). Воздух Анаксимена как первопричинное основание (архэ). Новые идеи в его космологии. Учение о «вдыхании» миром воздуха. Воздух как мировая душа. Изоморфизм микрокосмоса и макрокосмоса в натурфилософии Анаксимена. Общие черты космогонии и антропологии в милетской школе. Значение милетской школы для становления философии в Древней Греции.

Гераклит Эфесский (530- 470 гг. до н. э.): личность и мировоззрение. Социальный и интеллектуальный аристократизм Гераклита. Философия мирового процесса. Учение об огне как вещественном первоначале. Несотворенность мирового порядка. Ритмика вселенских процессов. Циклический генезис бытия. Антиномизм гераклитовского мышления: а) относительность всего сущего; б) переход всякого свойства в свою противоположность; в) борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о Логосе, отражение в нем первых представлений об имманентном характере природных процессов. Связь учения о Логосе с мифологическими представлениями. Человеческое познание. Различие между «многознанием» и умом. Познание как «вслушивание» в ритм бытия. Отношение мышления к традиционным представлениям: критика Гераклитом мифопоэтики Гомера и Гесиода.