Стоическая философия. Зенон (340 - 265 гг. до н. э.) - основатель стоицизма. Система философских наук в стоицизме: логика, физика и этика. Теория познания и логика стоицизма. Чувственные восприятия как источник знания. Искусство «диалектики» как условие правильной деятельности ума. Физика стоиков и ее зависимость от Аристотеля и Гераклита. Учение об огненной пневме. Циклическая модель мирового процесса. Теология стоиков. Этика и идеал мудреца в стоицизме.
Экспансия Рима в эллинистическую эпоху. Соприкосновение римского общества с культурой Древней Греции и Ближнего Востока. Возникновение философии в Древнем Риме. Проникновение в Рим просветительских идей эпикурейцев. Школа Филодема (I в. до н. э.) и связь с ней поэтов Вергилия и Горация. Логика Филодема и вопросы индукции и аналогии. Полемика Филодема против теологии стоицизма.
Лукреций Кар (99-45 гг. до н. э.) и его поэма «О природе вещей». Лукреций как римский пропагандист и продолжатель эпикурейского атомизма. Задача философии - победа над страхом перед загробным возмездием. Просвещение, знание, философия как условие преодоления страхов. Необходимость истинного познания природы, человека и души. Физика как условие и как основа этики. Философский постулат всякого возможного объяснения явлений. Статус и место богов во вселенной. Доказательство неспособности богов к вмешательству в жизнь людей. Теория атомарного строения души. Отличие Лукреция от Эпикура во взглядах на общественную жизнь.
Эклектизм и стоицизм в Древнем Риме. Эклектизм в воззрениях Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), его жизнь и деятельность. Цицерон как создатель латинской философской прозы. Скептицизм Цицерона в философских вопросах бытия и познания. Догматическое решение вопросов этики и религии. Учение об общности мнений многих народов и о существовании врожденных общих понятий. Политические убеждения Цицерона.
Виднейшие представители римского стоицизма. Луций Анней Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.), его жизнь и труды. Особенности позднего стоицизма в его произведениях: ослабление интереса к натурфилософии (физике) и почти полное исчезновение интереса к логике. Понятие о мудреце как о гражданине мира (Космоса). Подчинение личного интереса требованиям общего блага. Выдвижение разумной части человеческой души как средства борьбы против присущей человеку слабости и греховности.
Неопифагореизм, его отличие от древнего пифагореизма. Религиозные и мистические элементы неопифагореизма. Неопифагорейцы I в. до н. э. и I в. н. э. Аполлоний из Тианы. Учение о существовании между Богом и миром посредника или целой серии посредствующих начал. Философия Филона Александрийского (ок. 20 г. до н. э. - 54 г. н. э.). Пифагорейские и платонические идеи и настроения в его учении.
Неоплатонизм. Плотин (204-270 гг.), его жизнь и деятельность. «Эннеады». Цель философии по Плотину. Порядок происхождения всего сущего из Единого. Толкование происхождения как инволюционного процесса (эманация). Нисходящая градация степеней бытия. «Душа мира». Происхождение из единой души отдельных душ. Обращение души вовне и материя («небытие»). Материя как условие образования мира, как безусловно бескачественное и неопределенное, злое и несуществующее («мэон»). Образующие мир разумные силы. Учение Плотина о порядке событий в чувственном мире как о наилучшем «подражании» миру идей. Борьба и антагонизм элементов — средство осуществления единства. Учение Плотина об «очищении», необходимом для высшего совершенства Путь восхождения к первоединому. Мистическое учение об экстазе.
Порфирий (ок. 232-304 тт.) - логик неоплатонизма «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля и поставленная в нем проблема отношения общего к особенному и единичному. Ямвлих (ум. ок. 330 г.) и усиление религиозных и фантастических элементов неоплатонизма. Прокл (410-485 гг.) - систематизатор учения неоплатонизма. Его философская школа в Афинах. Сочетание идей неоплатонизма с диалектикой (учение о триаде). Опыт синтеза учений Платона, Аристотеля и Плотина в диалектике Прокла. Завершение круга идей неоплатонизма в системе Прокла.
Крушение Западной Римской империи. Указ императора Восточной Римской империи Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах.
Методические рекомендации:
Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название «эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э..
Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.
В античной философии можно выделить четыре периода:
Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;
Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)
Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.
Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)
Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении.
Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.
Не обошли стороной мыслители эпохи и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии.
Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»).
Рекомендуемая литература
Источники
Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.
Аристотель, О памяти и припоминании / Аристотель // Вопросы философии. - 2004. - №7.-С.161-168.
Аристотель. Евдемова Этика / Аристотель // Вопросы философии. - 2002. - №9.-С.136-156.
Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.
Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор : Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи / Платон. - М. : Мысль, 1999. - 864 с. - (Классическая философская мысль).
Платон. Государство. Законы. Политик / Платон. - М. : Мысль, 1998. - 798 с. : портр. - (Философское наследие).
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека : Биограф.очерки / Сократ. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 416 с.
Дополнительная литература:
Асмус, В. Ф. Античная философия : учеб. пособие для ун-тов / В.Ф. Асмус. - 2-е изд.,доп. - М. : Высш.шк., 1976. - 543 с.
Афонасин, Е. В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства / Е.В. Афонасин. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2002. - 368 с.
Бакусев, В. М. "Вечное возвращение и античность" / В.М. Бакусев // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 135-157.
Бугай, Д. В. Несколько пассажей, иллюстрирующих этику Плотина / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2006. - № 1.
Бугай, Д. В. Правовое мышление в архаической Греции. Themis / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С.124-134.
Бугай, Д. В. Трактат Платона "О добродетелях" и его интерпретация Профирини и Мирином / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2002. - № 3. – С.25-34.
Бродов, В. В. Античная философия : От Фалеса до Сократа / В.В. Бродов, Дж.Г. Льюис. - Минск : Галаксиас, 1997. - 208 с. - (История философии в биографиях).
Васильев, В.А. Аристотель о благе и добродетели / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – М., 2004. - №4. – С.11-19.
Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.6 Лань, 1999.
Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.- С.54-68.
Гомперц, Т. Греческие мыслители. Т.1 / пер. с нем.Д. Жуковского, Е. Герцык / Т. Гомперц. - Науч.изд. - Спб. : Алетейя, 1999. - 604 с. - (Античная библиотека. Исследования).