Смекни!
smekni.com

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «История философии» для специальности 09. 00. 03 история философии Мурманск (стр. 7 из 17)

Егоров, А.С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма / А.С. Егоров // Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 97-105.

Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3. – С.96-104.

Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. - 4-е изд.,испр.и доп. - СПб. : Алетейя, 2001. - 352 с. - (Античная библиотека. Исследования).

Кудрявцева, Т. В. Греческие философы о демократии: pro et contra / Т.В. Кудрявцева // Философия и общество. - 2008. - № 1. - С. 112-126.

Льюис, Дж. Г. Античная философия: от Евклида до Прокла / Дж.Г. Льюис. - Минск : Галаксис, 1998. - 224с.

Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1989. - 204 с.

Лосев, А. Ф. Платон; Аристотель / А.Ф. Лосев. - М. : Молодая гвардия, 1993. - 383 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Вып.723).

Любищев, А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А.А. Любищев – СПб., 2000.

Месяц, С. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» / С. Месяц // Вопр.филос. – 2004. - № 7.

Минаева, Ю.А. Сократ как последний философ-гражданин / Ю.А. Минаев // Полис – 1998 - №5 – С.153-160.

Соколов, В.В. Философских синтез Аристотеля / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №4. – С.45 – 50.

Соколов, В.В. Антисенсуализм Платона и его концепция идей как константа знания и бытия. Разновидности знания и диалектика как верховная из них / В.В. Соколов // Философия и общество. – 1999. - №2.

Фокин, А.Р. Космос и душа. Учение о Вселенной и человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин // Вопросы философии. - М., 2006. -№ 7.- С.185-187.

Чайковский, Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте / Ю.В. Чайковский // Вопр. филос. – 1997 -№ 8.

Шуков, В.А. Апология свободомыслия Сократа / В.А. Шуков // Вопросы философии. - 2001. - №12.-С.140-152.

Вопросы для самоконтроля

1. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии

2. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского.

3. Онтология Платона. Теория идей. (Диалоги "Лисистрат", "Протагор", "Пир").

4. Концепция души и знания в диалогах Платона "Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Протагор".

5. Учение о четырех причинах и психология в работе Аристотеля "Первая аналитика".

5. Аристотелевская теория души и гносеология ("О душе").

Тема 4. Философия средних веков в странах Востока и Европы

Формирование феодального общества на развалинах Римской империи. Поиски универсального мировоззрения. Возникновение христианства и становление его основных догматов. Христианство и философия.

Философия патристики

Апологетика как защитная реакция христианской веры в эпоху ее преследований и становления. Отголоски взглядов стоиков в учении Тертуллиана (ок. 155-222 гг.). Греческие и римские апологеты о соотношении веры и разума.

Религиозно-эклектическое учение гностицизма и борьба с ним христианства. Крупнейшие гностики II в.: Василид, Валентин. Влияние гностицизма на идеологию и философию христианства. Климент и Ориген из Александрии (кон. II - сер. III вв.). Синтез античной философии и христианства в каппадокийской школе (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский).

Аврелий Августин (354-430 гг.) как крупнейший представитель западной патристики. Философское учение Августина и его связь с платонизмом и неоплатонизмом. Христианский фидеизм и фатализм Августина. Учение о первенстве воли над разумом, предопределении спасения и гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем». Отражение в учении Августина кризиса и распада античного общества. Влияние Августина на последующее развитие философии феодального общества.

Неоплатоническо-христианский синтез Псевдо-Дионисия Ареопа-гита (вт. пол. V в.). Идея отрицательной теологии и мистико-богословские спекуляции. Учение о «небесной иерархии» и «церковной иерархии».

Античные предпосылки христианского рационализма. Северин Боэций. Логические труды Боэция. Учение о родах и видах. Предвосхищение средневековой схоластики. Опыт философии как средства духовного утешения и выживания.

Термин «схоластика», его происхождение и последующее значение. Система школ в феодальном обществе Западной Европы. Ранняя схоластика. Исходный просвещенческий субстрат. Школьное дело. Состояние образованности. Кассиодор и Исидор Севильский. Понимание целей и назначения философии. Философия и теология. Первый опыт рационально-схоластического богословия. Иоанн Дамаскин. Каролингское возрождение. Сочинение Эриугены «О разделении природы». Космогенезисная модель Эриугены.

Классическая арабо-мусульманская философия

Ислам и мусульманская культура. Социокультурные предпосылки развития философской мысли на средневековом мусульманском Востоке. Античное наследие и мусульманская цивилизация. Основные философские направления. Калам - философия в контексте спекулятивной теологии. Соотношение веры и разума, Бога и мира в философии мута-зилитов и ашаритов. Атомистика калама. Проблема свободы воли в мутазилизме и ашаризме.

Фальсафа - развитие античных традиций в классической арабо-мусульманской философии. Восточный перипатетизм: аль-Кинди (ок. 800-879 гг.), аль-Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.), Ибн Баджа (1070-1138 гг.), Ибн Туфейль (1105-1185 гг.), Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198 гг.). Соотношение религии и философии, политики и этики в философии восточных перипатетиков. Метафизика и учение о природе. Место «эманативной» символики в онтологии восточных перипатетиков.

Суфизм - философия в контексте мусульманского мистицизма. Аль-Газали (1059-1111 гг.), Сухраварди (1155-1191 гг.), Ибн Араби (1165-1240 гг.).

Философия истории и культуры, учение о государстве Ибн Халь-дуна. Влияние классической арабо-мусульманской философии на развитие западноевропейской философской мысли.

Европейская средневековая философия

Христианство и католическая церковь. Роль церкви в социально-экономической и идеологической жизни феодального общества. Отношение к науке и философии. Состав философского наследия античности в философии Средневековья.

Главный вопрос схоластики: отношение знания к вере. Привлечение философии к разъяснению и обоснованию догматов веры. Проблема универсалий. Схоластический реализм и номинализм. Ансельм и Росцелин. Компромиссный подход к решению проблемы: концептуализм П. Абеляра (1079-1142 гг.). Ортодоксальная мистика Средневековья (Бернар).

Новые условия развития идеологии в XIII в. Экономический прогресс городов, развитие городских классов. Обострение противоречий между светской властью и папством. Подъем в сфере духовной жизни. Возникновение университетов. Парижский университет и его факультет свободных искусств.

Зрелая схоластика. Влияние сочинений Аристотеля и арабоязычной культуры. Влияние Аверроэса в Парижском университете. Учение о двоякой форме истины и об общем для всех людей разуме. Сигер Брабантский (умер ок. 1285 г.) и латинский аверроизм. Зарождение естественнонаучных интересов (Роджер Бэкон).

Схоластический синтез Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), его умеренный реализм. Томистская обработка аристотелевского наследия. Учение Фомы о бытии и его основные категории. Учение о сущности и существовании. Фома Аквинский о познании. Политические и социальные взгляды Фомы. Теория божественного происхождения государственной власти.

Августинианская версия схоластики. Иоанн Дуне Скот (ок. 1266-1308 гг.). Решение Скотом проблемы веры и разума. Различие предметов религии и философского знания. Критика учений Авиценны и Фомы о различии между сущностью и существованием. Полемика между последователями Дунса Скота и Фомы Аквинского: вопрос о природе общего, об основе индивидуального, об отношении между душой и ее способностями, о свободе воли.

Кризис схоластики. Экспансия номинализма в XIV-XV вв. Уильям Оккам (ок. 13иО-1349 гг.). Выступление Оккама против притязаний папства на политическую власть. Неортодоксальная мистика: Экхарт, Таулер, Сузо. Конец схоластики.

Методические рекомендации

Средневековая философия принадлежит к эпохе расцвета феодальных отношений – V- XIV века. В своем становлении и развитии прошла несколько этапов: патристика (II – VI вв.), ранний период которой получил название апологетика (апологии – сочинения, ставившие своей целью выработку единой христианской позиции), ярким представителем которой стал Тертуллиан, именно ему принадлежат слова: «Верую, ибо абсурдно». Второй период отличается анализом возможности Слова ( VII –X вв), активным спором номиналистов (В. Оккам, Д. Скот) и реалистов (Ансельм Кентерберийский). Третий период - схоластика (XI –XIV вв). Средневековую философию отличает от других исторических типов теоцентризм, креационизм, провинденциализм, и монотеизм.

Вся средневековая философия отличается авторитарностью, преданностью «школе», что порождает специфическую черту – формализм, склонность к закостенелости и догматизму, безличность – личное уступает место абстрактно-логическому (господствует школа, а в школе – отвлеченный рассудок). Основным способом философствования становится схоластика. Специфически решается и вопрос о соотношении веры и разума в познании: вера должна быть рационально обоснована – философия превращается в служанку богословия.

В основе средневекового миропонимания лежат два основных принципа: принцип боготварности (креационизм), и принцип откровения как главный принцип гносеологии. Оба взаимосвязаны между собой и предполагают единого бога – «единое есть бог, бог – единство».

Чтобы в полной мере осознать сказанное выше, необходимо ознакомиться с философскими взглядами Августина Блаженного и его трудами «О граде Божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», где представлены: учение о Боге и мире, свободе и необходимости, учение о предопределении, о философии как теологии, учение о познании и этические воззрения мыслителя.