Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «Русское устное народное творчество» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 11 из 11)

Четвертый тип – «Семеновна» - получил свое название вследствие частого обыгрывания имени лирической героини. У «Семеновны» особый напев, и ее склад заметно отличается от других типов частушек. Излюбленные ее мотивы – несчастная любовь, разлука, измена, убийства и самоубийства на почве личных драм и тому подобные бытовые трагедии.

«Яблочко» - небольшой цикл частушек 20-30-х гг с политически злободневной тематикой. Структурно они совападают с типом плясовых припевок, но с характерной интонацией и особым выкриком под пляску.

Разновидностью лирических попевок являются нескладухи или нескладицы – пародии на неумелое пение и просто частушки с нарочитой утратой смысла, допускаемой в юмористических целях.

Тематика частушек. Основная тема частушечной лирики – любовные отношения.

Частушка – песня деревенских гуляний, неотъемлемая часть жизни сельской молодежи. Этим и определяется тематика жанра. Способность частушки откликаться на все события жизни, преломляя их через призму личного восприятия, превратила ее в своеобразную газету, в летопись. В ней мы видим отражение всех сторон бытия. В частушке передается не только личная, бытовая жизнь, но и вся история страны.

Поэтика частушек.

Четырехстрочные и шестистрочные частушки могут быть одночастными или двухчастными. Одночастные имеют форму монолога или описания. Двухчастные частушки строятся на параллелизме, сравнении или имеют диалогическую форму.

Характер рифмовки в четырехстрочных частушках чрезвычайно разнообразен. Они рифмуются попарно, перекрестно. Могут рифмоваться три строчки – первая, вторая и четвертая либо все четыре. Двухстрочные частушки «страдания» и «семеновна» рифмуются попарно. У них устойчивый напев, размер и рифма.

Самым емким и выразительным средством создания образности частушки является присущая ей внутренняя драматургия. Для частушки характерен процесс развития, обогащения постоянных эпитетов. Ритмический строй частушки, ее звукопись подчинены одной задаче – найти наилучшую форму звукового и смыслового единства. Четкий танцевальный ритм обусловил перенесение привычных ударений.

Таким образом, фольклор можно считать устной народной летописью.

Так, например, революция 1917 года, гражданская война, последующая коллективизация дали жизнь новым частушкам, песням, отражающим эти события.

Бурные события вызвали к жизни целые частушечные спевы, героями которых были комсомолец, тракторист, школьный учитель. Важный признак этих частушек – осмысление событий и роли молодежи в новой жизни.

Небывалый всплеск народного творчества вызвали события Великой Отечественной войны. По воспоминаниям фронтовиков, наибольшей популярностью в те годы пользовались песня и частушка. Пели и с горя, и с радости, с песней шли в бой, с песней проводили время в минуты отдыха. Пели песни традиционные, создавали песни новые, переделывали популярные песни авторские. Частушка, пожалуй, была еще более популярна, она превратилась в своеобразную живую газету, в народную хронику фронтовой и тыловой жизни.

Столь же активным народное творчество было и в годы освоения целины.

Необходимо заметить, что система фольклорных жанров весьма подвижна. Многие жанры традиционного фольклора актуальны во все времена (например, пословицы и поговорки, сказки, предания, лирические песни, частушки). Жанры, не соответствующие современным воззрениям народа, уходят в прошлое (например, исторические песни, былины, народная драма). Однако с течением времени, в связи с теми или иными событиями, как уже было замечено, с изменением мировоззрения, становятся актуальны жанры, казалось бы, уже забытые и даже идущие из глубокой древности. Так, в современности популярны жанры, не бытовавшие в советское время, - такие, как былички и заговоры, отражающие языческую систему взглядов, христианские легенды.

По словам А.И.Лазарева, «фольклор – это искусство, вплетенное в быт народа, это досуговая культура, культура развивающаяся». Эти слова как нельзя лучше иллюстрируются процессами, происходящими в современном фольклоре. Поскольку фольклор развивающаяся культура, с течением времени в его системе появляются новые жанры и жанровые образования. В последнее время в фольклористике появился термин, относимый к таким явлениям – постфольклор. Сюда, например, можно отнести современный свадебный обряд, фольклор различных социальных групп и объединений (туристов, пожарников, студентов) и др.

Основная литература

  1. Библиотека русского фольклора в 15 томах. Т.9. Частушки. Сост. Ф.М.Селиванов.-М.,1988.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С. 386-393, 423-427.
  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983.-С.244-255.
  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.674-700.
  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.315-366.
  6. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы.-М.,1990.
  7. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.,1989. Статьи: Композиция частушек. Эпитеты в былинах, исторических, лирических песнях и частушках. Стих частушек.
  8. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г. Круглова.-М.,1986. Сатьи: Колпакова Н.П. Типы народной частушки. Зырянов И.В. Частушечные спевы.

Дополнительная литература

  1. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора.-Челябинск,1998.-С.169 -198.

Лекция 15. Тема: Детский фольклор

План

1. Классификация детского фольклора.

2. Система жанров детского фольклора.

3. Поэзия пестования.

4. Бытовой фольклор.

  1. Потешный фольклор.
  2. Игровой фольклор.

Система жанров детского фольклора

Отношение к игре Типы по функции Жанры
Неигровой фольклор Поэзия пестования Колыбельные песни
Пестушки
Прибаутки
Докучные сказки
Потешный фольклор Потешки
Скороговорки
Дразнилки, поддевки
Мирилки
Небылицы
Перевертыши
Игровой фольклор Заклички, присказки
Считалки
Игровые песни, припевки, приговоры
Молчанки
Уловки

Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы.

Пестушки – коротенькие приговоры взрослых, имеющие назначение успокоить ребенка.

Прибаутки – произведения шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.

Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием.

Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.

Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов, иногда имеющее смысл поговорки.

Дразнилки – своеобразный жанр детского фольклора, шутливые, часто обидные стишки, высмеивающие участника ссоры.

Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох.

Небылица – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой небылицы является оксюморон – стилистический прием, состоящий в соединении несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Перевертыш – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой перевертыша является перверсия – перестановка субъекта и объекта, а также приписывание субъектам, явлениям, предметам признаков и действий, заведомо им не присущих.

Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

Приговорки – стихотворные обращения к живым существам, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

Считалки – короткие, часто шутливые стихи, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.).

Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников.

Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить.

Страшилки – устные рассказы-пугалки.

Основная литература

  1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983.-С.272-286.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М., 1986.-С.382-393.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.-М.,1987.
  4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова._М.,1986. Статья: Виноградов Т.С. Детский фольклор.

Дополнительная литература

  1. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. Сост. В.И.Калугин. –М.,1990.
  2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. –М.,2001.-С.556-595.
  3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.338-354.
  4. Веселая горенка. Русский детский фольклор. - Сост. Кривощапова Т.В., Власова Г.И. - Акмола.,1987.