Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «Русское устное народное творчество» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 5 из 11)

Для заговора характерны глагольные окончания ритмически соразмерных синтаксических частей, то есть заговор нередко является стихом:

Едет Егорий храбрый на белыим коне,

Златым венцом украшается,

Булатным копьем подпирается,

С татем ночным встречается.

Заговор сохранял многочисленные лексические повторы, а также повторения однажды выбранного синтаксического строя.

Основная литература

1. Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,1987. – С.94-119

2. Петров В.П. Заговоры// Из истории русской советской фольклористики. –Л.,1981. – С. 77-142

Дополнительная литература

3. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. – М., 1880 (репринтное издание – 1992)

4. «Гой еси вы, добры молодцы». Русское народно-поэтическое творчество. Сост. П.С.Выходцева и Е.П.Холодовой, -М.,1979. – С.343-347

5. Русские заговоры и заклинания. Под ред. В.П.Аникина. – М., 1998

6. Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец ХХ века. _ Курган, 2003.

Тема: Русская народная проза. Сказки о животных

    1. Определение сказки. Проблема происхождения. Связь с мифом.
    2. Жанровый состав сказки.
    3. Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла. Поэтика.

Всю область устной народной прозы можно поделить на 2 больших раздела: рассказы, в действительность которых верят или верили, и рассказы, в которые не верят – сюда относятся все виды сказки.

Сказка – один из древнейших, один из основных жанров устного народного творчества.

Народная сказка – эпическое, устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера.

В.Я.Пропп определяет сказку следующим образом: «Сказка – это нарочитая и поэтическая фикция. Сказка никогда не выдается за действительность».

Сказка – это жанр, который сигнализировал о разрушении мифологического сознания человека. Многие исследователи ведут сказку из мифа. В монографии «Русская сказка» В.Я.Пропп говорит, что жанр, который предшествует появлению сказки – миф. В другой своей работе «Исторические корни волшебной сказки» (1946) Пропп утверждает, что сказка и миф иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы могут называться сказками. Однако в сказке есть образы и ситуации, которые явно ни к какой непосредственной действительности не восходят.

Досказочные образования, по Проппу – это обряды, мифы, формы первобытного мышления, некоторые социальные институты. Сказка впитала в себя элементы первобытной социальной и культурной жизни.

Чем сказка отличается от мифа? 1) В сказке наблюдается десакрализация мира. 2) Сказка теряет этиологический смысл, функцию объяснения мира. На смену приходит функция этическая, воспитательная. 3) Сказка меняет аудиторию, рассказывается в среде непосвященных также и с развлекательной целью. А так как сказка служит для развлечения, она имеет свои поэтические особенности.

Все это отразилось в определении сказки, которое дает Никифоров: «Сказка – это устный рассказ с необычным содержанием, бытующий в народе с целью развлечения. Сказку отличает специальное композиционно-стилистическое построение».

О значении сказки: Как и все жанры фольклора, сказка имеет познавательное, воспитательное и эстетическое значение, но воспитательное значение превосходит другие. В сказках есть многое, что может затронуть взрослого и сегодня, но неслучайно со сказкой знакомят именно детей. Сказочный вымысел отпечатывается в душе ребенка. Народ никогда не оставался равнодушным к тому, какими станут дети, когда вырастут.

По тематической, композиционно-структурной и образно-стилевой определенности жанр сказки имеет внутрижанровые виды. Сказку делят на три вида. Впервые это деление предложил А.Н.Афанасьев в середине 19 века, публикуя свод русских сказок. Это сказки о животных, волшебные и бытовые (новеллистические – как из называет Аникин).

Среди русских народных сказок сказки о животных составляют 10%, волшебные – 30 %, социально-бытовые – 60 %.

Традиционно считается, что самыми древними являются сказки о животных. Они возникли на ранней стадии развития общества и первоначально носили мифологический характер, так как в них отразились представления людей о природе и обществе – анимизм, антропоморфизм, тотемизм. Культовые рассказы и рассказы охотников о повадках зверей – источники сказок о животных. На ранней стадии рассказы о животных бытуют как мифы, их нельзя называть сказками, они не имеют установки на вымысел.

Позднее эти рассказы проецируются на жизнь людей, через поведение животных моделируется жизнь людей. Долгое время в них сохраняются магические, тотемистические представления. Постепенно сказка теряет связь с мифом, превращается в социальную аллегорию.

Сказки о животных обладают и особой поэтикой. 1) Им свойственна несложная композиция. Действие характеризуется нарастающим напряжением и усложнением. Основывается оно на повторении ситуации с изменением какой-либо тематической детали. Такие сказки именуются цепочными или кумулятивными («Лисичка со скалочкой»). Повторение главного эпизода повествования делает мысль ясной. Художественный смысл кумуляции в каждом отдельном случае свой. Вместе с тем, у него есть и неизменные свойства: повторы содействуют пониманию и запоминанию сказки.

2) Следующая особенность сказок о животных – стремительность развития сюжета.

3)Сказки о животных представляют собой драматизированную игровую прозу. В них много песенных и стихотворных вставок, диалогов. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов («Лиса и тетерев», «Бобовое зернышко»).

4) Большинство сказок использует богатства образности, скрытые в разговорной речи. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Таким образом, в них наблюдается яркий бытовой стиль.

В природе сказок о животных – резкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнения, как отнестись к тому или иному персонажу.

Тема: Русская народная проза. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки-новеллы.

1. Волшебные сказки, их происхождение, своеобразие вымысла, система персонажей.

2. Поэтика волшебных сказок.

3. Бытовые сказки: комические и сатирические; герои бытовой сказки.

    1. Народные анекдоты.

Мы переходим к разговору о той группе сказочной прозы, которая вызывает наибольший интерес. В Указателе сказочных сюжетов финского ученого Анти Аарне 192 сюжета волшебных сказок, из них 144 сюжета – русских. Количество волшебных сказок значительно больше, чем сказок о животных. Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра тип сказки.

Выделяются следующие группы волшебных сказок:

1. Сказки, в которых отразились мифологические представления. Это рассказы о мире, в котором еще много опасностей. Защищая себя от враждебной силы, язычники обставили свой быт разнообразными запретами – табу (в переводе с полинезийского языка – «нельзя»). При этом они воспроизводится схема древнего мифа: запрет – нарушение запрета – магическое действие – положительный результат.

2. Рассказы о плохо представляемом человеком мире природы, загробном мире, где господствуют губительные силы («Снегурушка», «Терешечка», «Морской царь и Василиса Премудрая»).

3. Рассказы о реальном мире, о невинно обиженных, в которых справедливость торжествовала – о падчерице, о младшем сыне («Крошечка-Хаврошечка»).

4. В группе волшебных выделяются волшебно-фантастические сказки. В них выражаются мечты людей о будущей жизни, появляются чудесные предметы: ковер-самолет, прялка-самопрялка, кошелек-самотряс. В этих сказках звучит вера в то, что коллективным трудом можно добиться очень многого (двенадцать молодцев, пчелы). В волшебной сказке присутствует категория страшного, ужасного.

Основные образы волшебной сказки: Кащей Бессмертный.

В волшебных сказках часто присутствует конь. В славянской мифологической системе этот образ имел очень важное значение. В виде дара герой получает коня, который оказывается посредником между двумя мирами. Культ коня в древности имел такое же значение, как и культ предков, культ семейного очага.

- Главный герой волшебной сказки (обычно связан с чудесным – у него чудесное рождение, необычайная судьба).

- Основные идеи волшебной сказки.

Волшебная сказка обладает более сложной структурой повествования. Воссоздает необычность сказки и с самого начала оговаривает право на неограниченную выдумку первый структурный элемент её – присказка.

Первый элемент сюжета сказки – зачин, который одновременно является и завязкой. Завязка обязательно должна заинтриговать, она связана с появлением магического, волшебного существа.

Каждый сказочный сюжет строится и развивается индивидуально. Хотя мы можем выделить общие, клишированные места, каждый сюжет имеет неповторимое развитие.

В каждой сказке герой существует в двоемирном пространстве. В каждой сказке герой рано или поздно вступит во взаимодействие с волшебными, чудесными силами, переступит пограничье. На пересечении этих двух миров сюжет сказки развивается необыкновенно привлекательно. Сказка имеет свою особую структуру – морфологию.

Структуру русской народной сказки изучали такие фольклористы, как В.Я.Пропп, Александр Николаевич Никифоров, Н.И.Савушкина, В.П.Аникин.

Большой интерес представляет работа В.Я.Проппа «Морфология сказки». Она была написана в 1928 году и вызвала очень противоречивые оценки.

Пропп проработал по собранию Афанасьева 110 сюжетов и пришел к ряду выводов: Общее в сказках – это действия и поступки персонажей. Для изучения сказки важно, что делают сказочные персонажи. Пропп насчитывает 31 функцию сказочных персонажей. Ученый замечает закономерное повторение функций в сказках. В основе многих разнообразных сюжетов лежит единый композиционный стержень. В.Я.Пропп типизировал и персонажей сказки. Всего в волшебной сказке он выявляет 7 типов персонажей: родители героя; сам главный герой, совершающий подвиг; даритель, который наделяет главного героя каким-то чудесным свойством или предметом (например, баба Яга); чудесные помощники героя (их много, но тип один: Василиса Премудрая, мудрые девы, старухи, печь, скатерть и т.д.); герой, освобожденный главным героем (чаще всего женщина); антагонист главного героя; ложный герой (например, в сказках о мачехе и падчерице – дочь).