Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «Русское устное народное творчество» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 6 из 11)

На взаимодействии этих 7 типов персонажей строится сказка, развивается цепь действий. Сюжетика волшебной сказки отличается многоэпизодностью. Сюжетная пестрота создается на стыке 2-х миров: реального и нереального – в результате их взаимодействия и создается художественная прелесть сказки.

В волшебной сказке условная кольцевая композиция. Завершается всё возвращением героя в реальный мир. Герой сказки свободно ориентируется и в том и в другом мире.

Обязательна в сказке встреча героя с обитателями фантастического мира. Они всегда страшные (баба Яга). Обязательным атрибутом волшебной сказки является момент испытания героя. Сказочный герой должен преодолеть все трудности. Волшебная сказка так же использует здесь принцип кумулятивного построения (3 испытания). Одно испытание сменяется другим. Преодолеть испытания герою помогают чудесные помощники. Это могут быть антропоморфные существа, старики, которые за этичное обращение героя наделяют его каким-то даром, чудесные предметы.

Следует отметить наличие в волшебной сказке устойчивых речевых формул.

Последний элемент композиции волшебной сказки – концовка. Она может быть шутливо иронической. Могут быть концовки, передающие удовлетворение счастливым концом. Волшебная сказка – глубоко нравственное произведение. Побеждает в сказке доброта, человечность, правда, трудолюбие.

Третья группа - социально-бытовые сказки и анекдоты. Основное их отличие от сказок о животных и волшебных – в природе вымысла. Они изображают необычные, но не волшебные приключения героя. Герой изображается не в фантастической обстановке, а в хорошо знакомой сказочнику обстановке русской деревни. В сказке указывается социальное положение героя: деревенский мужик, бедняк, батрак, солдат, поп, барин.

Герой бытовой сказки борется за свою жизнь, за заработанную копейку, напрягая все свои силы, ловкость, ум, чтобы отомстить обидчику. Социально-бытовые сказки также высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, праздность, скупость. Сказки эти дают блестящие гротескные портреты лентяев, дурней, делающих все невпопад, упрямых жен. Например, сказка «Горшок».

Основная литература

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки (в 3-х томах). – Любое издание.

2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001 – С.446-495.

3. Мифы народов мира. В 2-х томах. – М.,1991.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. –Л.,1986, 1996.

5. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.

6. Пропп В.Я. Русская сказка.-М.,1984.

Дополнительная литература

7. Аникин В.П. Русская народная сказка.

8. Мелетинский Е.М. Низкий герой волшебной сказки.-М.,1977.

9. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. М.,2002.-С.133-168.

10. Пропп В.Я. Поэтика фольклора.-М.,1998.-С.202-268

Тема: Предания, легенды, бывальщины, былички

План

1. Эстетика несказочной прозы.

2. Быличка. Определение жанра, классификация, система персонажей, поэтика, особенности современного бытования.

3. Легенда. Определение жанра, основные жанровые разновидности, сюжетно-тематический состав, система персонажей.

4. Предание. Определение, связь с историей. Основные жанрово-тематические разновидности. Сюжетный состав.

К несказочной прозе в фольклористике принято относить быличку, легенду, предание.

Быличка. Быличка – это жанр, который стоит на пограничье мифологического и исторического времени. Это один из наиболее древних жанров фольклора, её истоки находятся в первобытной мифологии. Под быличкой мы будем понимать устный прозаический суеверный рассказ о столкновениях человека с представителями «чужого» мира или с людьми-посредниками между «своим» и «чужим» мирами.

Что значит «суеверный рассказ»? Это рассказ, отражающий бытовые верования человека, верования «всуе». Поэтому персонажами былички становятся существа низшей мифологии, то есть те, которые живут рядом с человеком, а не высшие божества. Это прежде всего хозяева природных сфер: 1) духи природы: леший, водяной, русалка, полевик; 2) домашние духи (связанные с культом дома и с культом предков: домовой, банник, кикимора, покойник; 3) люди, обладающие сверхъестественными способностями: ведьмы, колдуны, знахари, знахарки, проклятые, предсказатели судьбы; 4) змеи; 5) клады; 6)черт.

Рассказ может звучать от первого лица, иметь характер свидетельского показания и тогда он называется меморат, а может – от третьего лица – это фабулат. В соответствии с этим некоторые ученые (Э.В.Померанцева) разделяли суеверный рассказ на две жанровые разновидности: быличку и бывальщину. Думается, что место рассказчика, является он сам участником события или его свидетелем, не влияет на жанровые особенности былички, в которомй в любом случае имеется установка на достоверность, присутствуют субьект и объект действия,одим из которых является МП и сюжетообразующее действие между ними.

Среди современных записей быличек встречаются тексты с разными доминантными функциями.

Таким образом, былички являются звеном, связывающим живущих с давно минувшими поколениями, и именно через них передаются познания, мысли и убеждения, накопленные веками и не потерявшие своей важности в наше время.

Поэтика былички. Поскольку былички – это жанр несказочной прозы, важнейшим жанровым признаком является установка на достоверность. В тексте это может проявляться в форме рассказа (от 1-го лица), то есть рассказ имеет характер свидетельского показания, в нем нередко приводится ссылка на достоверность. Быличка чаще всего одноэпизодна, то есть, в основе её сюжета – одно событие, одно столкновение. Однако она может содержать и несколько эпизодов, объединенных одним и тем же мифологическим персонажем.

Выделение мотивов былички приводит к мысли, что существуют сквозные мотивы-функции, в которых закрепляются представления людей о чужом мире: МП меняет облик, пугает, предвещает исчезает, показывается. Но для каждого персонажа существуют мотивы, связанные с его характером. Например: Ведьма вредит в крестьянском хозяйстве, портит, привораживает. Покойник ходит в дом к жене. Домовой ухаживает за скотиной, выживает, душит и.д.

В быличке нередко описывается атмосфера, в которой происходит событие, передается эмоциональное состояние участников, что создает замедленный характер повествования. Быличка может описывать не только действие мифического персонажа, но и человека. Мотивы-инварианты, в которых субъектом является человек, устойчивы: Человек нарушает запрет. Человек разоблачает Мифологического персонажа. Человек вступает в контакт с мифологическим персонажем. Человек защищается от мифологического персонажа. Человек переживает последствия столкновения с мифологическим персонажем.

Легенда. «Легенда» - от латинского «legenda» (то, что надлежит прочитать»). Это произведение, в котором обязательно наличие элементов чудесного, фантастического. Но воспринимается это чудесное как достоверное знание. Хотя в настоящее время легендами обозначаются разные виды устной прозы, существенными признаками жанра считают прямую или косвенную связь с господствующей единобожеской религией и ярко выраженный дидактический характер. Легенда возникает и бытует на границе исторического и мифологического времени. Вымысел в быличке носил бессознательно-художественную форму, она шла от языческих представлений, вымысел легенды определен христианской культурой. Тем не менее, многие схемы, сюжеты легенды переходят из мифа, дохристианских представлений. Например, легенда передает систему представлений этиологического порядка.

Персонажами легенд являются герои Священной истории, Библии. Эти легенды имеют своей целью рассказать о жизни канонизированных святых или подвижников, угодников Христа в ином мире. Христос, Богородица, святые во время своих страннических хождений по Русской земле творят справедливый суд. («Чудо на мельнице» Афанасьев А.Н.Народные русские легенды).

Легенда в большей степени, чем быличка, касается общественного устройства, социальной справедливости, нравственно-этических норм. Суть легенды как фольклорного жанра – в утверждении законов народной традиционной морали. В соответствии с этим - особенно значительны легенды на тему греха (о скупости, пьянстве, лености, тунеядстве, о преступлениях и семейных отношениях, о долге перед родителями, судьбе, смерти).

С бытованием во времени легенда становится социально детерминированным жанром – возникают социально-утопические легенды. Это могут быть легенды о чудесном спасении героя, о справедливом возмездии и т.д.

Предание. Народ всегда ощущал потребность в сохранении и передаче собственной истории. Живая память о минувшем – залог единства, жизнестойкости общества. У жителей каждого села, города, края – своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине, но глубоко связанных с большой историей. Эти рассказы принято называть преданиями. «Предание» – от греческого «передача», «преподавание». Здесь схвачена жанровая суть. Рассказы этого жанра представляют собой сообщение, передачу знаний, накопленных поколениями.