Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «Русское устное народное творчество» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 7 из 11)

Предание сложно определить в речевом потоке.

Определение жанра. (В.П.Кругляшова «Жанры несказочной прозы Уральского горнозаводского фольклора». – Свердловск, 1974): Предание – это рассказ, в народном представлении заслуживающий доверия, о жизни в прошлые времена, о лицах, которых рассказчик не видел, о событиях, в которых не участвовал. Это рассказ о жизни, ставшей историей. В предании содержится не история как таковая, а народные представления о ней.

Жанровой предпосылкой, источником предания можно считать устный рассказ, нередко представляющий собой повествование участника событий. В течение столетий устный рассказ предельно сокращается в формальном плане – он как бы изгоняет из себя несущественные детали, второстепенные мотивы. В системе общерусских преданий выявляются элементы, свойственнные преданиям разных регионов. Тематические доминанты преданий в русском фольклоре называет Криничная Н.А.:

1) Предания о первопоселенцах, о заселении и освоении края;

2) О прежних аборигенах, о коренных жителях края (о чуди);

3) Предания о родоначальниках (о людях, основавших деревню, город, село, о местных семейных фамилиях);

4) Предания о кладах;

5) Предания о силачах;

6) Предания о борьбе с внешними и внутренними врагами;

7) Предания о разбойниках;

8) Предания о раскольниках;

9) Предания об исторических лицах.

Предания – жанр, который имеет тенденцию циклизации или возможность жанровых групп собираться по функциям какого-то персонажа в группы.

Цикл – это совокупность сюжетов и мотивов на одну тему. Существуют две основные смысловые группы преданий. В.К.Соколова делит предания на исторические и топонимические. Топонимические – это предания, объясняющие названия географических объектов. В исторических преданиях речь идет, как уже было сказано, о событиях местной истории. Предание является полифункциональным жанром. Однако доминантная его функция – информативная. Исходя из этого, не все исследователи рассматривали предание как жанр, имеющий право присутствия в фольклоре. Это происходило в силу того, что умалялась другая важнейшая функция предания – эстетическая. Художественный секрет преданий состоит в сочетании обобщения с конкретизацией и детализацией.

В процессе живой передачи рассказчик стремится вызвать в слушателях то же отношение к событию или личности, ту же оценку их, какие разделяет он сам. К этому присоединяется стремление заинтересовать слушателей, увлечь их рассказом. Таким образом, художественная жизнь преданий, их эстетическое оформление во многом зависит от личности рассказчика.

Основная литература

  1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С.134-150.
  2. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия.- М.,1983.
  3. Легенды, предания, бывальщины. Сост. Н.А.Криничная.-М.,1989.
  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.,1983.-С.116-131.
  5. Аникин В.П. Русское устное народное творчество.-М.,2001.-С.271-300.
  6. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.169-185.
  7. Цветкова А.Д. Русская устная мифологическая проза Центрально-Северного Казахстана. – Павлодар, 2009.

Дополнительная литература

  1. Померанцева Э.В. Русская устная проза. – М.,1985.-С.173-256.
  2. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры.- Л.,1987
  3. Криничная Н.А. Персонажи преданий. Становление и эволюция образов. Л.,1988.
  4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Сост.Ю.Г. Круглов.-М., 1987. Статьи: Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы. Померанцева Э.В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв.

Тема: Былины

1. Определение жанра. Значение термина «былина».

2. Классификация. Былин.

3. Проблема происхождения былевого эпоса. Основные этапы развития.

4. Воинские былины.

5. Социально-бытовые былины.

6. Поэтика былин: особенности композиции, типические места, эпический характер и принципы его создания, былинный стих.

Былины - единственный жанр русского фольклора, который изучен весьма разносторонне. Уже в 19 веке сложились научные школы, различные в подходе к былинам (историческая, мифологическая, культурно-типологическая).

Определение жанра. Былины – это древние эпические песни легендарно-героического или социально-бытового характера (В.А.Василенко).

В.Я.Пропп в своей монографии «Русский героический эпос» (М.,1958) называет основные признаки эпоса:

1) Наиболее важным, решающим признаком эпоса по Проппу является героический характер содержания. Содержанием его всегда являются борьба и победа. И борьба эта ведется за самые высокие в данную эпоху идеалы народа.

2) Второй признак состоит в том, что эпос слагается из песен, предназначенных не для чтения, а для музыкального исполнения.

3) Следующим важнейшим признаком эпоса является стихотворная форма песен, тесно связанная с напевом.

К истории термина: В народной среде этот жанр имел иное название: старина, старина, старинка, песня. Термин «былина» ввел в 19 веке Иван Петрович Сахаров.

Проблема классификации былин. Как мы можем в содержательном плане классифицировать былины? Существует несколько классификаций. Самая распространенная из них связана с локализацией былин. По этому принципу многие исследователи делят их на два большие цикла: киевский (если упоминается Киев) и новгородский. Хотя мы можем встретить и владимиро-суздальский, и галицкий и др. циклы. Однако эта классификация условна, так как былина – явление многослойное.

По причине этой многослойности мы должны представить также циклизацию былин по характеру эстетического отражения мира, эстетического образного воплощения богатыря, его подвига, его связи с миром. Исходя из этого, исследователи делят былины на 1) героические (о святорусских богатырях) и 2) новеллистические (по Ф.М.Селиванову – социально-бытовые). Это былины более позднего происхождения, они отражают более позднюю историческую эпоху Руси, сцены жизни городской, посадской.

Проблема происхождения былин. Один из первых вопросов, который вставал перед исследователями – это вопрос, к какому времени относится происхождение и развитие этого жанра. Существовало мнение, что былины возникли в 19 веке, потому что золотой запас русского эпоса был собран именно в 19 веке. Через ряд северных исследователей, таких, как Гильфердинг, Рыбников, Бессонов, Марков, братья Соколовы, на русском Севере был открыт пласт плохо представляемой раньше культуры. В 19 веке также было высказано предположение, что былины – такое явление поэтической культуры, которое не древнее 9 века. В 30-е годы 20 века некоторые сказители пытались сложить былины, которые они называли новины (Трофим Рябинин, Марфа Крюкова), но эти тексты не вошли в традицию, потому как они были чужеродны народному сознанию.

В.П.Аникин утверждает, что русский героический эпос слагался в несколько этапов или характеризуется несколькими периодами становления и развития.

1 период бытования былин – Мифологический – начало 2-3 – конец 9 века. Как это ни парадоксально, но именно в это время сложились основы былевого эпоса. Есть гипотезы, относящие ранние песни славян к 5-3 вв до н.э.

2 период – конец 9 – середина 12 вв – Киевский период.

3 период – середина 12 – середина 14 вв – Владимиро-суздальский. В это время активизируется процесс хозяйственного и этнического развития на северо-востоке Руси. Определение национального лица былины совпадает именно с этим периодом.

4 период – вторая половина 14 века – 17 век. Этот период можно назвать как вторичный. В это время идет пересмотр старых образов и сюжетов в применении к новым уровням сознания человека.

Таким образом, 9-14 вв – время сложения и оформления былин. Рассмотрим, какие сюжеты, какие образы связываются с названными этапами.

С первым, Мифологическим, периодом связаны сюжеты о Святогоре, о Вольге и Микуле Селяниновиче, о Дунае, о Михайле Потыке. В этот период складывались основы художественной системы былин. Русские былины как бы идеологически оформили создание этнической общности, создание нации, так как эпос прежде всего связан с идеей государственности. Герои эпоса этого времени – представители народа, земли русской, а не класса, узкой группы внутри этноса. Наиболее интересны в мифологическом цикле былины о Святогоре. Известно 2 варианта сюжетов о нем: 1) Святогору не с кем померяться силой; 2) о встрече Святогора с Ильей Муромцем (Селиванов Ф.М. Русский героический эпос.- С.104). В науке существует ряд попыток определить первичный смысл былины. С точки зрения Д.М.Балашова, сюжет о передаче силы Илье Муромцу символизирует закат культуры праславян и появление культуры новых славян.

Воспоминания восточных славян о своей далекой родине, представления о прежней культуре трансформировались в образе Микулы Селяниновича в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула олицетворяет собой существование предков-землепашцев, символизирующих образ жизни, судьбу народа, занимающегося земледелием.

В мифологический период сформировалась художественная форма былин, был создан достаточный круг сюжетов.

Очень важной стадией в развитии эпоса был Киевский период, охватывающий два столетия. Это время от крещения Руси в 988 году до раздробления государства на отдельные княжества. Память о Киевской Руси до нас дошла как о веке золотом. Главное событие здесь – Крещение Руси, вокруг которого произошла консолидация государства. Круг сюжетов этого времени не широк. Но создается цикл, главным героем которого является единый богатырь. Один из самых популярных героев русского эпоса этого времени – Добрыня Никитич. В качестве главного персонажа Добрыня представлен примерно в 10 былинных сюжетах. Самый популярный из них – «Добрыня и змей». (Текст). Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового фольклора. Змей – одно из ярких художественных воплощений того зла, против которого в раннем русском эпосе ведется борьба.