Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины «Русское устное народное творчество» для специальности 5В 020500 Филология: русская филология (стр. 8 из 11)

Подвиг только личного порядка уже немыслим в русском эпосе (как это было в сказке). Убивая змея, Добрыня спасает племянницу Владимира Забаву, а также выступает на защиту всех христианских вдов.

Третий период – Владимиро-суздальский. Это период феодальной раздробленности. Среди князей прокатилась волна непонимания, междоусобиц. К концу 12 века участились набеги со стороны степи. На историческую судьбу Руси существенно повлияло и монголо-татарское нашествие.

В этих условиях в былине произошли изменения, особенно в системе персонажей. Самые главные персонажи этого периода по происхождению – люди из социальных низов. Илья Муромец – крестьянин, Алеша Попович _ сын священника. Теперь уже князь Владимир не рассматривается как идеальный персонаж. Богатыри могут противостоять ему. Это будет сквозная тема.

С этим периодом связана прежде всего циклизация эпоса об Илье Муромце. Это самый известный герой русского эпоса, признаваемый другими богатырями за главного. Он встречается как эпизодическое лицо во многих былинах, а в качестве центрального героя выступает в 15 сюжетах. Сюжеты былин об Илье Муромце могут быть выстроены в хронологическом порядке и представлять собой своеобразное жизнеописание героя. Причем, относятся эти сюжеты к разным периодам, многие из них могли возникнуть спустя какое-то время.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - первая из повествующих о боевых подвигах богатыря. (Текст).

К этому же периоду восходит ряд сюжетов, связанных с третьим былинным богатырем – Алешей Поповичем. Уже само имя говорит, что он - сын священника, в текстах имеются свидетельства, что родина Алеши – Ростов. Из самостоятельных и хорошо разработанных воинских былин об Алеше, сохранилась лишь одна – «Алеша Попович и Тугарин». Из трех героев – Алеша самый молодой. Он наделен не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. Пропп пишет: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя».

В большинстве социально-бытовых былин, относящихся к 4 периоду, нашло отражение падение политического престижа Киева. В них богатыри, приехавшие из других русских земель и городов, побеждают князя Владимира в различного рода состязаниях.

В былины этого периода вошли женщины. И это уже не женщины-оборотни, колдуны, поляницы, которых необходимо было одолеть в бою. Век гордых и самостоятельных женщин отодвинулся далеко в прошлое.

Особое место в русском былевом эпосе занимает Новгородский цикл (по локализации). Новгород – второй после Киева политический, хозяйственный и культурный центр, который находился на скрещении водных путей. Более того, Новгород не подвергался многочисленным нашествиям внешних врагов, от которых бесконечно страдали другие русские города. Основное занятие новгородцев – торговля. Все это отразилось в новгородских былинах.

Новгородцы всецело зависели от водной стихии, и именно с морским царем вступает в контакт герой былины о Садко. Эта былина состоит из 3-х самостоятельных сюжетов: «Садко-гусляр получает богатство», «Спор Садко с новгородцами», «Садко в подводном царстве». В Новгородском цикле известны также 2 сюжета былин о Василии Буслаеве: «Василий Буслаев в Новгороде» и «Василий Буслаев молиться ездил». При всех нравственных изъянах в поведении Василия Буслаева – он богатырь наш, русский. В былинах наблюдается невольное любование проделками новгородского озорника. (Текст, с.196)

Поэтика былин. В художественной системе былин выделяется ряд уровней: художественный мир, композиция, язык и его напевно-ритмическая организация.

Художественный мир. Герои решают крупные общенародные и государственные задачи. Эпический мир былин объединил в себе людей разных столетий и эпох. Они образовали круг людей, живущих самостоятельной жизнью, но не в отрыве от других людей. У них особый этикет: «крест кладут по-писаному, поклоны ведут по-ученому». С одной стороны, это реальный мир, а с другой, - предельно гиперболизированный.

Композиция. Зачин в былине часто представляет собой завязку (описание пира, выезд богатыря, изображение наезда врага на русскую землю).

Действие развивается по принципу выделения главного героя. В былине обычно одна сюжетная линия. Кульминация – описание сражения. Поединок краток, победа дается легко, без помощи. Это обобщенная историческая правда побед русского народа над своими врагами. В развязке подчеркивается реальность и историческая достоверность описываемых в былине событий.

Композиционные принципы и приемы. *Принцип антитезы (богатырь – добр, справедлив, противник – зол, коварен). * Прием выделения главного героя. *Прием гиперболизации. *Диалоги драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев. *Прием повторений, чтобы акцентировать внимание на главной мысли. *Общие места.

Язык былины. Основные художественные средства: Метафора не так часто встречается в былине, но используется для выражения чувства (гнева, осуждения): Ах ты, волчья сыть, травяной мешок».

Эпитет – одно из основных изобразительных средств в былине. В былине часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Для былины характерно обилие предлогов. Они образуют своеобразную разрядку и тем самым повышают удельный вес слов, акцентируют внимание на их значении: Из того ли то из города из Мурома…

В былине нередко обнаруживается прямая речь, палилогия (повтор в конце одной и начале другой строки), анафора (повторы в начале строк), эпифора (повторы в конце строк).

Употребляются слова с осложненной семантической функцией – для сохранения ритма.

Глаголы в былине чаще всего несовершенного вида – так как таким образом событие лучше представляется воображению.

Стих былины. Используются чуть ли не все стихотворные размеры, свойственные литературной поэзии. Большинство былинных стихов – трехударные с безударными интервалами от одного до трех слогов. Рифма может быть неточной.

Основная литература

  1. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. –М.-Л.,1958, 1977 (тексты былин).
  2. Былины. Сост., автор вступ. ст. и примеч. Б.Н.Путилов.-М.,1986.
  3. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Сост. Б.Н.Путилов.-М.,1984.
  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М.,1983.-С.132-169.
  5. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М.,1986.-С.172-210.
  6. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001. –С.301-365.
  7. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.187-248.
  8. Селиванов Ф.М. Русский эпос.-М.,1988.
  9. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова.-М.,1986. Статьи: Пропп В.Я. Русский героический эпос. Введение. Лихачев Д.С. Эпическое время былин. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

Дополнительная литература

  1. Пропп В.Я. Русский героический эпос.-М.,1958.
  2. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос. Учеб. Пособие.-Курск, 1995.

Тема: Исторические песни

План

1. Проблема происхождения исторической песни. Определение жанра.

2. Взаимосвязь исторической песни с другими жанрами фольклора.

3. Проблема классификации исторических песен.

4. Основные тематические циклы исторических песен.

В русском песенном фольклоре известно более 600 сюжетов, отражающих события политической истории в их последовательности и взаимной связи. Историческая песня есть одна из форм народного искусства, своим содержанием обращенная к истории. Неизменная эстетическая установка песен – создание конкретно-исторических сюжетов с конкретными историческими героями и более или менее откровенно политическими конфликтами.

Однако эта эстетическая установка вовсе не приводит песню к точному, достоверному воспроизведению фактов истории. Содержанием исторических песен оказываются нередко такие события, такие факты, каких в реальной истории никогда не было и быть не могло. Песенные сюжеты не находят себе прямого соответствия в истории. Конкретно-исторический характер жанра состоит в том, что песни отражают в форме конкретно-исторических сюжетов реальные политические конфликты, характерные для данного исторического момента и почему-либо важные для народа. Исторические песни отражают движение истории, как она осознается народным творчеством.

Предметом исторических песен является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Песня черпает жизненный материал из современности. Попадая затем в условия новой действительности, она становится собственно исторической.

То, что историческая песня живет настоящим, приводит к тому, что в исторических песнях оказываются смещенными подлинные масштабы происходившего: то, что объективная история зачислила со временем в ряд событий второстепенного или даже третьестепенного значения, в песне предстает как первостепенное; напротив, то, что закреплено историей на первом плане, совсем не отмечено в песне.

Историческая песня прошла промежуточные формы, в которых постепенно подготавливалось завершение процесса становления жанра. В ходе своего развития она обращалась к разным поэтическим традициям. Первое место здесь занимали традиции эпоса, затем баллады, сфера которой преимущественно частная, семейная жизнь. Влияние на неё оказали также лирическая песня, причет, сказка. Сосуществуя во времени былина и историческая песня по-разному отражают действительность. В основе вымысла былин лежит историческая действительность, но не в виде каких-то конкретных событий и фактов (как это наблюдается в исторической песне), эпос – есть художественное обобщение исторического опыта народа целой эпохи.