Смекни!
smekni.com

I. философско-этические основы взглядов п. Д. Юркевича на право и государство 15 (стр. 3 из 5)

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 14 научных статьях, 10 из которых опубликовано в профессиональных юридических изданиях.

Структура работы. Структура диссертации обусловлена предметом, задачами и логикой исследования. Работа состоит из вступления, трех разделов, семи подразделов, выводов и списка использованных источников. Общий объем диссертации составляет 189 страниц, объем списка использованной литературы (182 наименования) составляет 14 страниц.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П. Юркевич (1827-1874) относится к плеяде отечественных мыслителей: родился в Полтавской губернии, получил высшее образование в Киевской духовной семинарии, работал профессором Московского университета и умер в России. Как философ права, историк философии права, он оставил заметный след в решении многих проблем своего времени, которые являются актуальными в ХХІ в.: соотношение философии и права, права и нравственности, права и справедливости, права и религии, происхождение и отмирание государства, сущность государства, ответственность государства и личности, моральная личность, права личности.

По философским воззрениям П. Юркевич - объективный идеалист: он оценивал материалистическую интерпретацию явлений бытия как сугубо односторонний подход, не учитывающий духовную сторону жизни личности. По этому поводу он вступил в дискуссию с Н.Г. Чернышевским: его статья "Из науки о человеческом духе" была откликом на известный "Антропологический принцип в философии" Н.Г. Чернышевского.

Проблемы права и государства П. Юркевич рассматривал в русле философско-нравственного восприятия мира; в трудах, посвященных философии права и истории философии права, проявил глубокое знание отечественной и зарубежной философско-правовой мысли в ее историческом развитии. При рассмотрении проблем права и государства опирался на учения Платона, Аристотеля, Канта, Лейбница и других мыслителей, а критику западноевропейского рационализма, позитивизма, которую вел с позиции приверженца теории естественного права, основывал на аргументации ряда европейских мыслителей.

П. Юркевич не стал таким авторитетным представителем отечественной философии права, как его российский идеологический последователь Вл. Соловьев, хотя он немало сделал для обоснования идеи о том, что право, правовые убеждения важны для нравственного прогресса. Сформировавшись в лоне восточно-европейской традиции, он сумел критически оценить ее опыт, выявить не только достоинства, но и недостатки, воспринять идеи о положительных общественных формах жизни Западной Европы, прежде всего идею правового государства. Правда, для него самого правовое государство не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой. Высшей формой общения было моральное государство, которое, достигнув совершенства (все граждане - моральные личности), должно будет отмереть.

Для правопонимания П. Юркевича, помимо общего уважительного отношения к идее права, свойственно оттенять нравственную ценность права, правовых принципов. Такая позиция отражена в отрицании тождества права и морали, провозглашении первенства морали по отношению к праву, квалификации права как части нравственности. Только морально-оправданное и ценностно-ориентированное право (справедливое) и соответствующий ему закон, по его мнению, имеют шанс быть понятыми, признанными и включенными в систему жизненных и этических ориентиров человека.

Справедливость он разделял на две категории - абсолютную и относительную; трактовал абсолютную справедливость как "вечный мировой закон", в отличие от законов писанных (непостоянных, изменяемых и т.д.), создаваемых государством. Относительную справедливость он дифференцировал на воздающую, распределяющую, уравнивающую, подчеркивал наибольшую адекватность праву распределяющей справедливости, благодаря заложенной в ней ориентации на любовь к человеку.

В духе Канта он квалифицировал естественное право как моральное право фундаментального значения, универсальное (абсолютное) право, относящееся ко всем людям независимо от государственных границ и социального статуса. Возможность приближения позитивного права к естественному усматривал в привнесении в него принципов права, имеющих нравственное содержание. П. Юркевич внес огромный вклад в создание основ отечественной нравственно-правовой концепции естественных прав человека.

Плодотворным и перспективным оказалось его обсуждение темы христианства, соотношения религии с правом и церкви с государством. В вопросе взаимоотношения государства и церкви у П. Юркевича прослеживаются контуры популяризируемого современного принципа "симфонии властей" - светской и духовной.

Проблемы права и государства в творческом наследии П. Юркевича имеют прямой выход на современность своей интеллектуальной жизненностью. Многие его положения, развитые в концепциях Вл. Соловьева, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого, Н.А. Бердяева и других мыслителей, присутствуют в творчестве таких известных ученых, как Ж. Маритен, Л. Фуллер, Р. Дворкин, Д. Роулз, Д. Финник и др., служат элементами современных теорий правового экзистенциализма, правовой герменевтики, коммуникативно-дискурсивной философии права и других.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html


Список литературы

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 448 с.

2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. – М.: Норма, 2001. – 748 с.

3. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 1. – 359 с.

4. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 2. – 359 с.

5. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М.: Статут. – 1999. – 710 с.

6. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма, 1998. – 329 с.

7. Антонович М.А. Два типа современных философов // Антоно­вич М.А. Избр. философ. соч. – М.: ОГИЗ, 1945. – С. 18-92.

8. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. – 2002. – № 3. – С. 4-16.

9. Бакаленко Е.А. К проблеме эмоционального постижения мира (историко-философ. анализ) // Вісник Харківського держав. ун-ту. – 1997. – № 339. – С. 119-122.

10. Баранов П.П. Развитие философии права в России: Традиции и современные проблемы // Философия права. – 2000. – № 1. – С. 54-71.

11. Баткин Л.М. Макиавелли: опыт и умозрение //Вопросы философии. – 1977. – № 12. – С. 105-119.

12. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник: 1984-1985. – М.: Наука, 1986. – С. 80-160.

13. Бачин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. – СПб.: Лань, 2002. – 400 с.

14. Бентам И. Избр. соч.: Т. 1. – СПб., 1867. – С. 220.

15. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. – М.: Мысль, 1983. – 203 с.

16. Бердяев Н. Русская идея //Вопросы философии. – 1990. – № 1. – С. 77-144.

17. Бердяев Н.А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения //Мир философии. Книга для чтения: в 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 97-111.

18. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. – М.: Инфа-М. – 1998. – 624 с.

19. Библер В.С. Нравственность, культура, современность //Этическая мысль: Науч.-публ. чтения. – М.: Политиздат, 1990. – С. 16-57.

20. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению. – М.: Юрайт, 1999. – 335 с.

21. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца ХІХ – начала ХХ века //Вопросы философии. – 1991. – №8. – С. 25-40.

22. Вальденберг В. О задачах философии права// Вопросы философии и психологии. – 1897. – № 40. – С. 291-304.

23. Вышеславцев Б.П. Сочинения. – M. Раритет, 1995. – 461 с.

24. Гавел В. Испытание человека // Проблемы конституционализма. Вып. 5. – Минск. 1998. – С. 54-67.

25. Гайденко П.П. "Вехи": неуслышанное предостережение //Вопросы философии. - 1992. – № 2. – С. 103-122.

26. Гегель. Лекции по истории философии //Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 68-124.

27. Гройс Б.Е. Философия и время //Логос: Ленинград. междунар. чтения по философии культуры: Кн.1. – Л.: ЛГУ, 1991. – С.5-32.

28. Гроций Г. О праве войны и мира // История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. Г.Г. Демиденко. – Х.: Факт, 1999. – С. 131-148.

29. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – С. 451.

30. Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910. – 336 с.

31. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. – 2003. – № 3. – С. 3-12.

32. Давид Р., Жоффере-Спиноза К. Основные правовые системы современности/ Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.

33. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихтомии "универсализм" – "партикуляризм" // Вопросы философии. – 2003. – № 3. – С. 13-29.

34. Дворкін Ренальд. Серйозний погляд на право. – К.: Основа, 2000. –
519 с.

35. Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты. В пер. и с примеч. И.С. Претерского / АН СССР, Ин-т гос-ва и права; Отв. ред. Е.А. Скрипилев. – М.: Наука, 1984. – 456 с.