Смекни!
smekni.com

Задачи: исследовать источники по истории парка; узнать, где и как изображён Вянемяйнен в архитектуре, живописи, музыке (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ СПО «ВЫБОРГСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОБРАЗ ВЯЙНЕМЯЙНЕНА В ИСКУССТВЕ

Конкурсная работа

Кузьмина Евгения Валентиновна,

специальность 050709 «Преподавание

в начальных классах», IV курс

Руководитель: Альшевская Зинаида Владимировна.

Выборг

2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. История памятника…………………………………………………......... 4

2. Тема Вяйнемяйнена в живописи………………………………………... 5

3.Образ Вяйнемяйнена в музыке и театре……………………………….. 10

Заключение………………………………………………………………….12

Список использованных источников………………………………………13


ВВЕДЕНИЕ

Я приехала в город Выборг год назад и впервые посетила парк Монрепо. Подруга рассказывала мне об истории парка, показывала основные достопримечательности. Много интересного я узнала. Многое захотелось узнать о парке. Но больше всего меня заинтересовал вопрос: почему в русском парке стоит памятник финскому герою Вянемяйнену. Подруга мне ничего не смогла ответить на этот вопрос, и я решила сама изучить эту тему.

Объект исследования – отображение темы финского эпоса в культуре финского и русского народов.

Предмет исследования – история парка, живопись, музыка.

Цель исследования: выявить, как люди двух соседних стран отражают в культуре и сохраняют образ главного героя «Калевалы».

Задачи:

исследовать источники по истории парка;

узнать, где и как изображён Вянемяйнен в архитектуре, живописи, музыке,

как 2 народа осуществляют общение и обмен культурным наследием своих стран.


1 ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА

Людвиг и Пауль Николаи создали пейзажный парк Монрепо в духе романтизма Но парк в Выборге, сохраняя лучшие традиции пейзажных парков, имеет отличительные особенности. На них указывал Д. С. Лихачёв в книге «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей» [1]. Он говорил о том, что северная тема в парке Монрепо носит мотивы финского эпоса и объяснял это соседством с этой страной и сходством природы. Финские мотивы отразились на архитектуре парка: здесь была помещена скульптура Вяйнемяйнена, выполненная скульптором Таканеном. Фигура певца была поставлена в 1831 году на валуне в уединённом уголке парка. В поэме «Имение Монрепо» Людвиг. Николаи предназначал это место совсем другому герою – святому Николаю. Почему же его сын Пауль водворил здесь финского героя?

В начале ХIX в. во всей Европе стал возрастать интерес к фольклору, что было заслугой течения романтизма, искавшего общественные идеалы в народной жизни прошлых эпох. В 1828-1837 годах финский врач Элиас Леннрот совершил путешествия по территории современной Карелии, по ее Северу и Приладожью, в ходе которых он смог записать огромное количество народных песен (рун), повествующих о легендарной земле Калевала. Леннрот скомпоновал руны в 50 песен, ставших классической "Калевалой" - литературной редакцией народной поэзии. ПаульНиколаи помогал Леннроту в собирании рун. Поэтому в русском парке и появился Вянемяйнен – главный герой финского эпоса. (Скульптура запечатлена на фотографии, см. слайд № 2) С тех пор мудрый старец живёт в нашем парке. Он несколько раз погибал и вновь возрождался. Первый раз гипсовая скульптура была повреждена ещё при владельце парка. В 1873 году установили статую из цинка. Затем она исчезла из парка во время советско-финской войны. Только в 2007 году на средства жителей Выборга в парке вновь воздвигнута статуя, скульптора Константина Бобкова (Слайд № 3)


2 ТЕМА ВЯЙНЕМЯЙНЕНА В ЖИВОПИСИ

Прежде всего, остановимся на том, кто такой Вяйнемяйнен. Финский эпос «Калевала рассказывает нам о сотворении земли, рождении огня и создании орудий труда, о "вековечном кователе" Илмаринене, охотнике Лемминкяйнене, подвигах калевальцев в борьбе со злой старухой Лоухи, хозяйкой Похьелы - страны мрака и холода. Основными событиями рун являются созидательный труд на своей земле и защита ее от злых сил, создание волшебной мельницы Сампо. И главный герой рун - мудрый Вяйнемяйнен. (Вяйнямёйнен), сын богини- Луоннотар (Илматар), главный герой карело-финского эпоса. Этот мудрый старец, маг и чародей, который провел во чреве матери по меньшей мере тридцать лет, был одарен сверхъестественными способностями.Он безуспешно искал себе невесту. Однажды решил выбрать невесту среди женщин страны Севера, Похьёлы, и в обмен на чудесную мельницу сампо, источник изобилия, ему обещали одну из дочерей хозяйки Севера Лоухи. По его просьбе мельницу "из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки" выковал кузнец Ильмаринен. Правда, затем он обманул Вяйнямёйнена и сам женился на дочери Лоухи. Но невеста была убита, а сампо украдена. Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен отправились на поиски сампо и после множества приключений нашли ее. Лоухи бросилась за ними в погоню, подняла на море бурю и, обернувшись грифоном, напала на корабль героев. Только быстрая реакция Вяйнямёйнена позволила всем спастись, однако во время сильнейшего шторма сампо разбилась. Вяйнямёйнену удалось собрать обломки мельницы и частично восстановить ее чудесные свойства. Согласно мифам, он добыл огонь из чрева огненной рыбы, изготовив первую рыболовную сеть; построил первую лодку; побывал в Туонелле, царстве мертвых, и вернулся оттуда живым. Когда его миссия на земле была завершена, Вяйнямёйнен построил новый корабль и отправился в путешествие без конца.

Именно этому герою, как и всему произведению в целом, суждено было стать основой и стимулом развития искусства, литературы, музыки Финляндии, а несколько позже и Карелии.

Рассмотрим, какие авторы черпали вдохновение в общем для карелов и финнов достоянии, корни которого уходят глубоко в историю материальной и духовной культуры этих народов.

Обратимся к живописи. Первенство в воспевании темы Калевалы принадлежит финскому художнику Галлен-Каллела, Аксели (Gallén-Kallela, Akseli) (1865–1931), лидеру национально-романтического направления в культуре финского модерна. Галлен-Каллела писал монументальные панно, посвященные героям национального эпоса: «Месть Йоукахайнена», 1897; «Мать Лемминкяйнена», 1897; «Проклятие Куллерво», 1899. Образ рунопевца мы видим на его картинах «Вяйнемяйнен» и «Защита Сампо», 1896 (Слайд № 4). На картине «Защита Сампо» художник изобразил сказочный момент битвы с хозяйкой страны Похъёлы за мельницу Сампо:

Головою – словно ястреб,

На орла похожа телом.

Вяйнямёйнена настигла.

К самой мачте подлетела,

Уцепилася за стеньги,

На верхушке мачты села;

Уж грозит паденьем лодке,

Уж корабль склонила набок. [5]

Самой известной его картиной является триптих «Легенда об Айно» (1890) (Слайд № 5). На этом полотне художник изобразил руну, которая повествует о том, как Вяйнямёйнен в преклонном возрасте влюбился в юную Айно, которая предпочла утопиться, но не выходить за него замуж. В облике лосося дева попалась ему на крючок и на земле, обернувшись русалкой, вновь бросилась в реку:

Многие годы Галлен-Каллела вынашивал мечту о роскошном издании Калевалы, накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить (часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977)

Своим героем Вяйнемяйнена считают не только финны, но и жители нашей Карелии. Лесные просторы Северной Карелии, Заонежья и Обонежья и карело-финский эпос явились источником творчества многих художников этого края. На весь мир прославился своими работами Владимир Николаевич Фомин (1963 г. р.) Его видение Калевалы совсем другое. Раннее творчество Фомина - это авангардный лубок, позднее - неопримитивизм и сюрреализм. Поэтому в цикле картин о Вяйнемяйнене мы найдём традиции красочной народной картинки, яркость красок, элементы финно-угорского орнамента, декоративность, мозаичность.

В творчестве художника, как и в сказках всего мира, акценты расставлены на чуде, волшебстве, превращении, вращении. В его изображении Вяйнемяйнен похож на героя с детских рисунков. Мы видим на его картинах знакомые эпизоды рун: «Вяйнемяйнен, играющий на кантеле», «Вяйнемяйнен, делающий из щуки кантеле» (слайд 6):

Вековечный Вяйнеменяен,

вытащил свой меч из ножен,

взял холодное железо,

щуку распластал на части,

рыбу на куски разрезал...

Вековечный Вяйнемейнен,

принялся играть чудесно

на певучем инструменте

коробе из рыбьих ребер... [5]

. Образ Вяйнямейнена, скорбящего художник запечатлел в ряде картин. Это "Плачущий старик", "Плачущий Вяйнемейнен"(Слайд № 7). В рунах мы не раз видим плачущего рунопевца. Есть песня-плач о гибели своей невесты:

Старый, верный Вяйнямейнен.

Все узнавши, стал унылым,

Плакал вечер, плакал утро,

Ночи целые проплакал

О красавице погибшей,

О девице, утонувшей

В волнах вод широкошумных,

В темноте морей глубоких. [5]

Есть слёзы о потере своего родного края:

Оттого так долго плачу

И, пока я жив, страдаю,

Что я родину оставил,

Из знакомых мне пределов

Прохожу в чужие двери

В незнакомые ворота,

Тяжела мне здесь берёза,

И ольха меня здесь режет,

Здесь деревья точно ранят,

Ветка каждая дерётся. [5]

Но главное в судьбе героя – это его песни. Этой теме Фомин посвятил несколько работ. Среди них "Песня Вяйнямейнена", "Вечерняя песня" (Слайд № 8). Поёт Вяйнемяйнен о смысле жизни, о том, что повидал, в радости и в веселье.

Владимир Фомин говорит о своём творчестве: «Я вижу "Калевалу" как открытую ладонь того, кто показал мне линии жизни на земле. Моя задача - рассказать о них изобразительным языком XXI века. Руны представляются мне клубком ассоциаций, который можно долго раскручивать в цвете, мысленных и зрительных образах, и все нити которого тянутся из моей генетической памяти. "Калевала" - правдивая земная сказка, но идущая из нутра человеческого, от интуиции поколений. Темы рождения и смерти, жизненной борьбы и сопричастности всего живого космосу - вот то, в чем, как в зеркале, нашла в ней себя моя душа"[4].