Смекни!
smekni.com

О 64 Организация открытого доступа к библиотечному фонду (стр. 2 из 5)

и размещению их на полках открытого доступа

В открытом доступе рекомендуется держать только опрятные, неповрежденные документы.

Издания, имеющиеся в большом количестве, выставляются в количестве не более 2-х экземпляров одного названия.

Книги на полках должны стоять свободно. На одной метрополке – не более 40 книг (в книгохранилище – 50 книг).

Нежелательно ставить книги на нижние полки, так как они не попадают в зону зрительного комфорта читателей.

Организация открытого доступа

Размещение фонда в открытом доступе

Размещение фонда – это пространственное расположение частей библиотечного фонда в целях удобного обслуживания пользователей.

В последнее время в фонде открытого доступа принято проводить так называемое зонирование. Обычно выделяют ближнюю зону («библиоэкспресс»), где находятся документы часто спрашиваемые, пользующиеся повседневным тематическим спросом; среднюю зону («библиоконстанта»), где собраны документы, составляющие ядро фонда, и дальнюю зону («библиоретро»), куда попадают документы редкого или единичного спроса

В библиотеках, где решено в открытом доступе представлять и отраслевую литературу (в полном или неполном объеме), рекомендуется отделы, близкие по содержанию, располагать рядом, например: 1 блок 86 Религия. Мистика. Свободомыслие, 87 Философия, 88 Психология; 2 блок 60 Общественные науки, 63 Всемирная история, 65 Экономика. Экономические науки, 66 Политика. Политическая наука; 3 блок 67 Право. Юридические науки, 68 Военное дело; 4 блок 2 Естественные науки, 5 Здравоохранение. Медицина, 75 Физическая культура и спорт; 5 блок 3 Техника. Технические науки, 4 Сельское и лесное хозяйство; 6 блок 82 Языкознание, 83 Литературоведение, 85 Искусство; 7 блок 84 Художественная литература.

Способы расстановки стеллажей

При расстановке стеллажей и размещении на них книг необходимо учитывать особенности зрительного восприятия людьми предметов. Так, стоящие вплотную друг к другу стеллажи воспринимаются многими читателями как единое целое, и, по их мнению, книги должны быть расставлены по горизонтальному уровню, проходящему через стеллажи. Специалисты же рассматривают каждый стеллаж как отдельную единицу и располагают книги по вертикали, начиная с верхней полки. Для исключения иллюзии цельности объекта в организации открытого доступа рекомендуется стеллажи расставлять с видимым интервалом. Для этого используют различные способы расстановки стеллажей (см. рис. 1):

– «ёлочкой» стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу;

– «салонная» под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки;

– «веерная» стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов;

– «радиусная», или «лучевая» расходятся несколькими радиусами (лучами) от одного центра;

– «зигзагообразная» удобно использовать, когда стеллажи стоят вдоль стены.

рис. 1

В стремлении увеличить пространство и найти оптимальное решение для того, чтобы читателю было удобно, стеллажи можно расставить «звездочкой» (см. рис. 2).

рис. 2

При обычной расстановке рядами, при норме в открытом доступе 1 м от одного ряда до другого, три стеллажа занимают больше места, чем одна «звездочка» (одна «звездочка» это шесть сторон метровых стеллажей). Кроме экономии пространства появится еще возможность побыть наедине с книгой: читатели распределятся по своим интересам в «звездочках» и не будут мешать друг другу. В каждой «звездочке» можно поставить банкетку (стул, кресло), чтобы читатель мог расположиться у стеллажа и при этом не препятствовать доступу других: данная расстановка стеллажей позволит обходить их свободно.

Расстояние (проходы) между стеллажами

Ширина между стеллажами определяется различными типами деятельности пользователей и персонала библиотеки. Прохода шириной 0,6 м достаточно, чтобы свободно передвигаться и брать документы с полки; 0,7 м позволяют проехать тележке для книг; 0,8 м – стоять лицом к стеллажам и читать надписи на корешках книг; 0,9 м – дают возможность нагнуться или сесть на табурет высотой 0,2 м; а 1 м – дает возможность сесть на стул высотой 0,4 м (см. рис. 3).

рис. 3

Расстановка художественной литературы

Чаще всего в открытом доступе используют два способа расстановки художественной литературы.

1) По систематическо-алфавитному признаку (в соответствии с таблицами ББК, внутри – по алфавиту авторов или названий):

– мировая литература (сборники произведений писателей разных стран);

– произведения литературы древнего мира;

– произведения литературы V– начала XX вв.;

– произведения литературы ХХ–XXI вв. (с 1917 года);

– произведения писателей стран ближнего зарубежья;

– произведения писателей зарубежных стран.

2) По жанрово-тематическому признаку.

В последнее время на абонементах многих библиотек принято выделять в самостоятельные разделы открытого доступа литературу по жанрам, тематической направленности и другим признакам, выходящим за рамки стандартной классификации. Например, используют такие разделы, как «Поэзия», «Фантастика и приключения», «Исторические романы», «Любовные романы» или «Женские истории», «Детективная литература», «Дом. Сад. Огород»; организуют различные тематические выставки (на специальных выставочных стеллажах или на полках).

Как показывает практика при жанрово-тематической расстановке литература на полке стоит без соблюдения алфавита авторов и названий, что затрудняет поиск произведений определенного автора. Желательно соблюдать расстановку книг по алфавиту авторов и названий. Жанрово-тематическую расстановку часто сочетают с систематическо-алфавитной.

Расстановка периодических изданий

Обычно в открытом доступе читателям предоставляется возможность пользоваться журналами за два-три последних года.

Последние номера журналов за текущий год ставят сначала на выставку новых поступлений. Некоторые периодические издания, в соответствии с содержанием, можно расставлять в отраслевых отделах. Например, журналы «Русский дом», «Всерусский собор» можно разместить в разделе 86 Религия. Мистика. Свободомыслие.

При отсутствии специальных стеллажей периодические издания расставляют по формату. При наличии специальных стеллажей журналы расставляют по алфавиту названий, внутри по годам/номерам (хронологически-нумерационная расстановка).

Оформление книжного фонда

в зале открытого доступа

Для ориентировки в фонде большое значение имеют заголовки и надписи на стеллажах, полочные (книжные) разделители.

Заголовки (надписи) на стеллажах. Обычно в качестве заголовков стеллажей используют названия разделов по системе ББК с обязательным указанием их цифрового обозначения. Например: 5 Здравоохранение. Медицинские науки; 65 Экономика. Экономические науки; 67 Право. Юридические науки; 74 Образование. Педагогическая наука; 86 Религия. Мистика. Свободомыслие.

В настоящее время более приемлемым считается использование общеразговорных терминов, определяющих общую тематику представленных книг из этих разделов, например, «Медицина», «Экономика», «Право», «Педагогика», «Религия» и т. п.

Заголовки (надписи) можно разместить на стене над стеллажом, на боковой стороне стеллажа или на верхних полках стеллажей.

Полочные разделители. На полочных разделителях могут быть указаны названия дробных делений общего раздела ББК. Например, раздел 2 Естественные науки включает литературу по географии, математике, биологии. На разделителях можно указать цифровое и словесное обозначение его подразделов, например: 22 Математика. Физика. Астрономия; 24 Химические науки; 26 Науки о Земле, 28 Биологические науки. Цифры показывают индекс систематического каталога, где отражены все книги соответствующего отдела, имеющиеся в библиотеке. Однако в библиотеках многих зарубежных стран на разделителях в фонде открытого доступа не указывают цифровое обозначение разделов, соответствующих таблицам применяемой библиотечной классификации, считая это лишней информацией для читателей.