Смекни!
smekni.com

по курсу теория и история дизайна на тему: архитектура и мебель барокко (стр. 4 из 4)

Внутреннее убранство зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с обилием позолоченной резьбы. Мебель задумывалась архитекторами как часть общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили "лицом" дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых комнат уделялось гораздо меньше внимания.

В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых помещений. В своих «Записках» Екатерина II описывала эти годы: «Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (эти записи относятся к 1751 году).

Предметов обстановки этого времени сохранилось немного. Мебель, сделанная для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском Селе, в основном погибла во время Второй мировой войны, а мебель Зимнего дворца - во время пожаров. Основное направление развития художественных мебельных форм определялось влиянием барочных архитекторов - Ф. Растрелли и др., которые сами проектировали мебель для создаваемых ими интерьеров; при этом они привносили новое понимание пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей, которые сочетались с обивкой стен. Новый характер мебели наиболее явно получает выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти объемные по своим формам, птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги, рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто пропадает граница, отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента в резьбе присутствуют элементы рококо - раковины, завитки, мотивы волны. Но в декоре мебели барокко все еще сохраняется симметрия построения в отличие от совершенно асимметричного декора мебели рококо. Симметрия декора и построения формы придает предмету уравновешенность и создает ощущение прочности.

В течение XVIII века русская мебель прошла несколько этапов, которые часто связывают со стилистическими изменениями в соответствии с западноевропейскими влияниями: барокко, рококо, классицизм. Для мебели конца XVII - начала XVIII в. характерны сильно развитые объемные формы, обилие крупной резьбы, позолоченной или подкрашенной. Примером такой мебели может служить резное подстолье (аспидная столешница привезена из-за границы, а подстолье сделано русскими мастерами), датируемое этим временем. Подстолье имеет три ножки в виде больших волют с крупными резными листьями и розеттами, раскрашенными золотом, красной и зеленой краской.

В мебели петровского времени сохраняется пышность рельефной резьбы с позолотой, высокие спинки, бархатная обивка ярких цветов, но при этом наблюдается тенденция к большей практической целесообразности форм, прочности и функциональности.

Для нового образа жизни, для новых интерьеров требовались и новые виды мебели, осветительных приборов и других предметов убранства. Мебель активно закупалась за границей, прежде всего в Англии и Голландии. Наряду с этим происходило освоение русскими мастерами новых мебельных форм. В русской мебели этого времени старые черты часто причудливо сочетаются с новыми, заимствованными у Европы. Из традиционных форм мебели конца XVII века дольше всего сохранялись массивные дубовые столы на широкой царге и мощных точеных ножках, соединенных прямоугольными проножками. В эти же годы стулья, кресла, табуреты часто имеют особо изогнутые ножки с утолщением в верхней части и шарообразной формой на конце. Часто ножка заканчивается когтистой лапой, сжимающей шар. Мебель начала XVIII века отличается массивностью, энергичными очертаниями, выразительными переходами от широких мест к узким. Существенное место занимают в обстановке шкафы разных форм и назначений.

Во второй трети XVIII века русская мебель значительно меняется. На смену большим и тяжелым дубовым столам предыдущего времени приходят облегченные столы из цельного красного дерева. Появляются туалетные столики, комоды, камины для экрана, торшеры, столы для рукоделия и игры в карты. Основным видом декора становится резьба, почти всегда окрашенная в несколько цветов или позолоченная. Предметы имеют ясно выраженные барочные очертания. Наряду с деревянными употребляются и бронзовые золоченые украшения. Обивочным материалом служат кожа, окрашенная в разные цвета, и бархат. В XVIII веке в России трудно четко отделить мебель барокко от мебели рококо, так как черты этих двух стилей зачастую мирно сосуществуют в одно время и даже в одном и том же предмете.

Начиная с 60-х годов XVIII века в Петербурге и Москве возводят дворцы и дома архитекторы русского классицизма - Ч. Камерон, В. Баженов, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков и др. Для их убранства проектируется мебель, развивается мебельное производство, достигшее к концу XVIII века высокого художественного уровня.

Стены теперь не украшаются резьбой, они обрабатываются согласно требованиям классицизма строгими замкнутыми плоскостями, покрываются натянутыми на рамы тканями, украшаются колоннами и пилястрами.

Во времена Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли. В 1754 1762 гг. Растрелли возвёл Зимний дворец. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было, и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса:

нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба.

Растрелли работал и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747-1752 гг.), а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (1752-1757 гг.) загородной резиденции Елизаветы.

Для архитектуры середины XVII в. главной движущей силой была культура посадского населения. Московское барокко, как и барокко вообще, стало культурой, прежде всего аристократической. Типами зданий, где развёртывались основные процессы стилеобразования, стали дворец и храм.

Заключение

Барокко существовало не само по себе, а наряду с другими стилями - классицизмом, а в XVIII веке - с рококо. Причём последнее в дальнейшем явится завершением стиля барокко, и современники даже назовут его «плохим барокко». Имея в виду, с одной стороны, его совершенно новые черты, а с другой - выражая этим пиетет к уходящей эпохе великого стиля.

Как мы уже говорили, пышное, патетическое барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь. С уверенностью можно сказать, что существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Этот последний можно применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. В истории наблюдается постоянный возврат к имперскому духу, точно так же мы видим постоянный возврат к барочности в явлениях искусства на протяжении длительного времени. Эта барочность знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Даже если не согласиться с этим, то нельзя отрицать, что барочность как тенденция нарушения норм, границ, установленных тем или иным историческим типом, искусства, методом, художественным направлением, действительно проявлялась во все эпохи.

Барочные здания, которые мы можем лицезреть сегодня - это старинные дворцы, ставшие в своем большинстве музеями. (Так, яркий образец пышного барокко - Зимний дворец (Ф.Растрелли)- бывшая резиденция русских царей. Сейчас здесь размещается всемирно известный музей Эрмитаж)

Из-за своей «дворцовости», перегруженности сегодня барокко практически не используется как стиль для оформления жилых интерьеров. Лишь отдельные барочные элементы и приемы (гирлянды, завитки, арки) применяются декораторами для создания атмосферы барокко.

Известный французский ученый Жорж Луи Бюффон сказал: «Каждый человек - это стиль». Образ жизни людей очень часто определяет их стиль, оба эти понятия взаимосвязаны. Все искусство барокко пронизывает игра света и тени, призрачность, иллюзия, обман, кокетство, тонкая чувственность, а порой и бурные эмоции. Как вы увидели, им подчинена не только архитектура, но и живопись, скульптура, мебель, одежда, посуда и сам человек. Чувства, эмоции доминируют над разумом, который если не спит, то, по крайней мере - дремлет. Барокко - это состояние легкого опьянения, экстатического восторга. Но, в конце концов, такое состояние либо проходит, либо надоедает. Впрочем, если отнестись к барокко с известной долей иронии, если воспринимать его как пародию, то, как мне кажется, барокко в частной архитектуре стремительного и лаконичного XXI века может стать источником великолепной, тончайшей игры.

Литература

1.Соболев Н.Н., «Стили в мебели», «Сварог и К», 2000 год

2. Михайлов М.С., Михайлова А.С., «История дизайна. Краткий курс», М.:Союз Дизайнеров России, 2004 год

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002 год

4.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
в 8т.Т.1.-СПб.: ЛИТА, 2000.

5. Журнал «Мебель крупным планом» №5 2002 год

6. Журнал «Фабрика Мебели» №4 2004 год

7. Сайт в Интернете «Русскiй Антикварiатъ», автор статьи Н. Иконников

8. П. П. Гнедич, «История искусств», М., Эксмо, 2002 год