Смекни!
smekni.com

Проблема бессмертия человека: альтернативные подходы и решения (стр. 5 из 5)

Не менее привлекательными для существенного изменения будущего человека являются и перспективы разработки нанотехнологий – молекулярного робота, способного лечить и омолаживать клетки.

Существуют и другие теории, например создание электронного человека или Е- существа, но это уже предполагает изменение биологической основы человека. Но как отмечает Вишев, нельзя отмахиваться ни от какой возможности в деле достижения практического бессмертия.

С конца 60-х годов в США применяется, правда, очень ограниченно, крионика - метод, основанный на использовании холодового анабиоза и заключающийся в глубоком замораживании человека сразу после его смерти для переноса его таким образом в будущее, когда средствами молекулярной медицины его организм может быть оживлен (т.е. восстановлен, омоложен, разморожен и реанимирован).

В настоящее время в США действуют 4 организации, которые предлагают услуги по замораживанию: Фонд продления жизни Алькор (самая большая), Институт крионики, корпорация Транс Тайм, Фонд Крайокэр (новая организация, выделившаяся из Алькора в 1993 году). Алькор и Институт крионики имеют филиалы в Великобритании. Наряду с ними существуют еще около 20 организаций, осуществляющих поддержку крионики (через публикацию различного рода изданий, проведение и спонсирование научных исследований, конференций, фестивалей и т.п.). Всего на данный момент заморожено около 90 пациентов, подписали контракт на замораживание около тысячи человек, примерно столько же людей являются ассоциированными членами крионических организаций. Эти исследования уже начались - и в случае их успеха можно будет утверждать, что на пороге 20 века люди обрели возможность индивидуального физического бессмертия[5]. Однако в научной среде нет единого мнения в оценке такой процедуры, есть опасения, что это только коммерческий проект.

Особое внимание следует обратить на открытия в области биологии и медицины, которые были сделаны в самое последнее время. Решающее значение среди них в первую очередь имеет клонирование млекопитающих, теломерная терапия, расшифровка генома человека и применение ряда других биолого-медицинских методов.

Эти открытия наглядно свидетельствуют, что прогресс в деле достижения бессмертия есть.

Научный прогресс невозможно остановить. Многовековая история развития наук подтверждает это. Но, к сожалению, его можно приостановить. Казалось бы, человечество должно радоваться научным достижениям, ведущим к достижению бессмертия, но реальность обратная. Существует очень много препон в развитии науки иммортологии и граничащих с ней естественных наук. Противниками часто выступают как власть имущие, так и маститые учёные. Причины этого – самые разнообразные – от религиозных и политических до морально - нравственных.

На часть из возникающих вопросов ответим словами Брюса Клейна [3], директора Института бессмертия, созданного в 2002 году в штате Алабама (США)

- Может ли быть согласована бесконечная человеческая жизнь с конечными природными ресурсами?

- Я думаю “да”, поскольку мы успешно справляемся с этим сейчас, в будущем мы только расширим свои знания и навыки

- В условиях конечных ресурсов не будет ли конфликта между увеличивающейся продолжительностью жизни и увеличивающейся рождаемостью?

- Природные ресурсы не являются чем-то конечным. Они открыты человеком, и по мере расширения наших знаний мы будем открывать всё новые природные ресурсы

Что касается роста рождаемости, то она будет снижаться по мере того как человек осознает, что может жить неограниченно долго

- Будет ли бессмертие экономически доступно всем слоям населения?

- Мы должны позволить системе работать, не накладывая жёсткое регулирование, но в конечном счёте стремиться к достижению баланса

- Крионика стала сейчас модной темой. Но не является ли это ложным ожиданием и дискредитацией работы Института иммортологии?

- Крионика – краеугольный камень движения современных имморталистов. Нет ничего плохого в крионике. Наоборот, это самый лучший способ сохранения информации мозга после смерти, а также повод для обсуждения, а значит, для информированности большой аудитории

- Проблемой может оказаться то, что возвращённый к жизни после крионики мозг человека, даже после восстановления при помощи нанотехнологий, может лишиться памяти

- Самый мощный аргумент за успех крионики – это почти абсолютное прекращение распада молекул в жидком азоте и сохранение тканей и клеток мозга при температуре – 196 градусов может длиться в течение тысяч лет.

- И нанотехнологии, и генетика – важные темы для института, но слишком чувствительны для политического вмешательства. Очевидно, что законодательство будет всегда опережать на шаг науку. Выдержит ли она такое регулирование?

- К сожалению, законодательство всегда отстаёт, когда требуется помочь передовой технологии, но, как только появляются сенсационные открытия (подобные клонированию), так появляются запреты

- Не кажется ли Вам, последствием бессмертия мог бы быть застой, поскольку не было бы смены поколений, приносящей прогресс? Так, что даже, к примеру, Эйнштейн или Шекспир в конце концов исчерпали бы свои идеи?

- Я не думаю, что Эйнштейн перестал бы задавать вопросы, если был бы жив. Его теории и по сей день актуальны. И вообще, разве отсутствие проблем является проблемой?

- Человеческий менталитет может не принять физического бессмертия

- Действительно, многие люди предпочли бы оставить своё биологическое тело. Но и они, вероятно, нуждались бы в наноботах, чтобы избавиться от рака и других старческих недугов. Требуется 10-26 лет интенсивного просвещения тому, что полезно для общества. Лично я предпочитаю длительное существование биологическому телу

- Насколько идея мистики совместима с идеей института относительно бессмертия?

- Бессмертие является математическим, не мистическим. Институт иммортологии сосредоточен на 'физической' стороне бессмертия. Я предпочитаю быть неизвестным и живым навсегда, чем быть известным и живым несколько десятилетий.

- Развитие - это непрерывная адаптация организмов к окружающей среде. Разве бессмертие не рискует оставлять нас гораздо хуже приспособленными к изменяющейся окружающей среде?

- Развитие идёт крайне медленно. С другой стороны, мы имеем информационную технологию, биотехнологию, и теперь нанотехнологии, которые предлагают альтернативу. Я полагаю, что трансгуманизм - явный прогресс в нашей эволюционной дороге к пониманию мира.

- Думайте об этом. Мы - люди, создающие технологию физического мира вокруг нас, чтобы улучшить нашу жизнь в этом физическом мире. Разве это плохо? Разве мы не должны пробовать улучшить нашу жизнь? Я думаю, что самое большое желание человека – это желание остаться живым.

Заключение

На этой оптимистичной ноте я заканчиваю свой реферат. Надо сказать, что тема его повлияла на моё мировоззрение. Я поняла, что, какой фантастичной бы ни казалось идея достижения практического бессмертия для того, кто до этого не задумывался над этой темой, для тех, кто этим занимается всерьёз, это всего лишь вопрос времени, и возможно, в течение одного поколения.

Говоря словами Майкла Анисимова, одного из директоров упомянутого выше института иммортологии (Алабама, США), “Человечество скоро будет иметь желание и средства уничтожить смерть, продвигая себя к вечности великолепной жизни и прогрессу. Помогите осуществить величайший триумф, который только может быть достигнут над холодной, жестокой вселенной!”[8]

Список использованной литературы.

1. Вишев И.В. “На пути к практическому бессмертию”, Москва, 2002

2. Вишев И.В. Геронтология и философия //Философские науки. — 1974. — № 1.

3. Клейн Б. Дж. Последствия физического бессмертия /пер. с англ. И.А. Шакировой // http://www.imminst.org

4. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. — Москва-Рига: Старт-Синектика, 1991.

5. Соловьев М. В. Крионика. http://www.biomed.ru/cryonics/introduction.htm - 1998

6. Юлен М. “Идея переселения душ в XXI в., или будущее одной иллюзии”//Вопросы философии – 2003г.-№3

7. “Философский энциклопедический словарь”, редакторы-составители Е.Ф.Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко, М. : Инфра, 1997

8. M. Anissimov Why Immortality? // http://www.imminst.org