Смекни!
smekni.com

Мировой судья исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности (стр. 60 из 63)

Внесенные в УПК РФ изменения, в соответствии с которыми суд вправе возвратить дело прокурору, если имеются основания для соединения уголовных дел, кардинально проблемы не решают. Ведь вопрос о соединении уголовных дел может возникнуть не только при подготовке дела к слушанию, но и в ходе судебного разбирательства.

Предусмотренный УПК РФ запрет на изменение объема обвинения при его поддержании в суде после того, как обвинение будет сформулировано в обвинительном заключении, обвинительном акте или заявлении частного обвинителя, не позволяет органам государства и потерпевшим осуществлять функцию обвинения в полном объеме. Такой запрет представляется неправомерным, затрагивающим права и интересы граждан, пострадавших от преступления, ущемляющим полномочия суда по осуществлению справедливого правосудия.

В случае заявления государственным обвинителем ходатайства об изменении подсудимому обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся от обвинения, изложенного в обвинительных документах (заключении, акте), дело слушанием должно откладываться для изменения обвинения. Несмотря на отсутствие в УПК РФ у суда права возвращения уголовного дела из судебного заседания, подобный институт должен активно использоваться, хотя и в усеченном объеме по сравнению с ранее действовавшим УПК РСФСР. Институт дополнительного расследования имеет целью приведение процедуры предварительного расследования в соответствие с требованиями, установленными уголовно-процессуальным законом. Это обстоятельство дает возможность после устранения выявленных существенных процессуальных нарушений вновь направить дело в суд для рассмотрения по существу и принятия решения. Тем самым обеспечиваются гарантированные Конституцией РФ право обвиняемого на защиту и право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. ст. 46 и 52).

Мировой судья, как представитель государственной судебной власти, не должен проходить мимо фактов обнаружения в ходе судебного разбирательства новых эпизодов совершения подсудимыми преступлений даже при отсутствии со стороны обвинения соответствующих ходатайств. Судья в силу требований ст. 6 УПК РФ не должен быть простым созерцателем в ходе судебного разбирательства и в подобных ситуациях обязан направлять информацию для проверки поводов и оснований к возбуждению уголовного дела в органы, осуществляющие уголовное преследование (прокурору). В своем постановлении о направлении материалов прокурору мировой судья должен воздерживаться от утверждений о достаточности оснований подозревать конкретное лицо в совершении этого преступления и от формулирования обвинения. В данном случае мировой судья не будет выполнять обвинительной функции либо выступать на стороне обвинения или защиты. Он лишь исполнит свой долг представителя органа правосудия, рассматривающего дело по существу. В свою очередь, органы уголовного преследования обязаны немедленно реагировать на факты и обстоятельства, установленные мировым судьей, и принимать необходимые меры.

Назначение и производство экспертизы по инициативе мирового судьи не могут расцениваться иначе, как выполнение функции правосудия. Выясняя по своей инициативе фактические данные, имеющие особое значение для правильного разрешения дела, судья осуществляет правосудие, а не функцию обвинения или защиты, хотя само заключение эксперта может подтверждать версию обвинения или защиты.

Частное обвинение (в материальном аспекте) - это утверждение потерпевшего перед соответствующим органом (судом) о совершении в отношении его преступления, за которое уголовное преследование передано государством на его усмотрение.

Частное обвинение (в процессуальном аспекте) - это особый вид уголовно-процессуальной деятельности в рамках специальной правовой процедуры, которая позволяет частному обвинителю выразить свою волю, обязательную для государственных органов, в уголовном преследовании обвиняемого в ходе возбуждения уголовного дела, формулирования и поддержания обвинения в суде или при отказе от обвинения.

Термин "дела частного обвинения" (в материальном аспекте) обозначает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных определенными статьями УК РФ (ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130). Именно такое определение делам частного обвинения впервые приводится законодателем в ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Дела частного обвинения (в процессуальном аспекте) - уголовные дела, возбуждаемые путем подачи в суд заявления потерпевшего, его законного представителя, которые поддерживают выдвинутое и сформулированное ими обвинение, однако эти дела подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым либо вследствие отказа частного обвинителя от обвинения.

Следует внести изменения в УПК РФ, наделив мировых судей правом направления дел частного обвинения в отношении несовершеннолетних обвиняемых для производства дознания или предварительного следствия, в ходе которых должны выясняться обстоятельства, подлежащие выяснению в отношении несовершеннолетних, на которые указывается в гл. 50 УПК РФ.

Если не стремиться к установлению истины по делам, то все правосудие превращается лишь в фарс, шоу для развлечения участников судебного разбирательства. Разыгранный в суде спектакль, участниками которого будут обвиняемый с потерпевшим и защитник с обвинителем, не достигнет тех целей, которые ставились человечеством для достижения справедливости и наказания зла. Заведомо неравные состязания (криминально или финансово мощная сторона против стороны, апеллирующей к совести) при нейтральной роли суда демонстрируют открытость проблемы установления истины и правосудия как гаранта справедливости.

Отказ законодателя от полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела представляется ошибочным, ибо суд должен устанавливать подлинные, а не выдуманные обстоятельства уголовного дела. Задачи уголовного процесса должны отражать баланс интересов раскрытия преступлений и обеспечения прав и законных интересов граждан в уголовном процессе.

Противоречия в законодательстве по поводу предметной подсудности дел мировому судье относительно максимальной меры наказания за преступления (двух или трех лет лишения свободы), которые существуют между УПК РФ и Законом "О мировых судьях в Российской Федерации", должны быть устранены путем ограничения перечня преступлений лишь преступлениями небольшой тяжести.

В целях более эффективной защиты прав и интересов граждан потерпевший по делу частного обвинения вправе сам выбрать, куда ему лучше обратиться с заявлением о совершении в отношении его преступления. Он вправе с подобным заявлением обратиться как к органу дознания, который обязан оказать ему помощь в сборе доказательств обвинения, так и непосредственно к мировому судье. После поступления материалов вместе с заявлением потерпевшего, адресованным органу дознания, мировой судья должен в соответствии с ч. 1 ст. 319 УПК РФ предложить заявителю (потерпевшему или его законному представителю) привести заявление в соответствие с требованиями ст. 318 УПК РФ и установить для этого реальный срок.

При обращении к мировому судье с заявлением по делам частного обвинения, в котором сообщается о совершенном преступлении, лицо, его подавшее, должно предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Подобные действия совершаются несмотря на то, что заявитель своим заявлением возбуждает уголовное дело частного обвинения. Кроме того, принимая у потерпевшего заявление, мировой судья должен разъяснить ему, что в случае, если обвинение не подтвердится, с него могут взыскиваться судебные издержки в пользу обвиняемого. Указанные моменты судопроизводства, связанные с предупреждением заявителей об указанных последствиях по делам частного обвинения, недостаточно четко отражены в УПК РФ.

Цель примирения сторон в делах частного обвинения и краткие сроки их рассмотрения на практике обычно не стыкуются. Необходимо регламентировать примирительную процедуру, которую проводит мировой судья. Подобная процедура должна быть единой для всех мировых судей, включающей в себя следующие этапы: 1) вызов сторон к лицу, уполномоченному на проведение такой процедуры (мировому судье); 2) доклад лица, ведущего примирительное заседание, об обвиняемых, разъяснение прав и последствий примирения, призыв к примирению, выяснение мнения сторон; 3) оформление документа о результатах примирения (получение судьей заявлений от сторон о примирении и постановление мирового судьи о достижении примирения и прекращении производства по делу).

Мировой судья вправе оказать сторонам помощь в собирании доказательств не только путем направления запросов в различные организации, учреждения, но и вынося постановления о производстве по делу дознания или дав поручения органам дознания на проведение конкретных процессуальных действий.

Законодатель дал расширительное толкование термину "дела частного обвинения". К ним в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ относятся все дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ. В ст. 318 УПК РФ говорится о возбуждении прокурором дел частного обвинения лишь в случае, если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также о направлении такого дела для производства предварительного следствия. Возбужденное прокурором уголовное дело признается делом частного обвинения и может быть направлено для производства дознания.

Перечень частных и частно-публичных преступлений, преследуемых в порядке частного и частно-публичного обвинения, должен содержаться в уголовном законе в ст. 15 УК РФ. Ведь особенности преступлений и их характеристика определяются нормами уголовного, а не процессуального закона.