Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Р (стр. 2 из 9)

Согласно распространенному мнению, античное представление о человеке – «статуарно-замкнутое, массово-целостное» (определение Аверинцева С.С.) – в раннем христианстве переходит к переживанию себя как физической боли, мечется между страхом и надеждой на чудо. Он чувствует себя игрушкой в руках творца и в то же время ведет с ним непрерывный диалог. Идея непосредственного божественного откровения и личного общения с Богом придает новое значение спонтанным психическим переживаниям – личное, частное приобретает значение лишь в том случае, если пронизано всеобщим. Богатство самонаблюдений в «Исповеди», придание колоссального значения подробностям частной жизни, т.е. автобиографизм как таковой, лежащий в основе композиционного построения текста, является лишь с р е д с т в о м, подводит к главному выводу – собственная жизнь понимается Августином как п р и т ч а о Человеке вообще.

Чистосердечный и откровенный рассказ Августина о себе создает впечатление о самом психологически точном изображении внутренней жизни. Однако вопрос о психологизме «Исповеди» не имеет однозначного решения, поскольку, с одной стороны, читатель действительно узнает все о мельчайших движениях души героя произведения, с другой – главной задачей автора является увидеть в индивидуальной всеобщее, то, что роднит всех людей. Как уже было сказано, собственная жизнь Августина была понята как притча о человеке, а все люди – сограждане в вечном плавании, все они – дети и рабы Господа, и в этом братья. Судьба одного является поучением для другого, поэтому читать «Исповедь» - не значит интересоваться, каков Августин, но размышлять о том, каковы мы сами.

«Исповедь» Августина – это величайший диалог человека и Бога, главное открытие которого состоит в том, что в самой последней глубине духовного бытия человек встречается с остальными, чтобы вместе предстать перед Богом. Отдельные голоса сливаются в единый хор и устремляются к Небу – так осуществляется выход из жизни индивидуальной, малой к жизни вечной.

Значение «Исповеди» Августина в истории формирования жанра уникально. В этом отношении она соотносима только с «Историей моих бедствий» Абеляра, служившей образцом для тех, кто, подобно Руссо с его «Исповедью», решил создать произведение подобного рода.

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1 Дайте определение термину «Средневековье». (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2 Назовите причины великого переселения народов. (2балла)

3 Дайте определение термину «притча». (2балла)

4 Что такое «Золотая легенда»? (2балла)

5 Какими признаками характеризуется жанр исповеди? (2балла)

6 Кто такие гунны и чем прославился их предводитель? (2балла)

7 К какому жанру причисляют «Утешение философией» Боэция? (2балла)

8 Какую роль сыграли монастыри в эпоху раннего средневековья? (2балла)

9 Что означает термин «психологизм»? (2балла)

10 Что означает термин «аллегория»? (2балла)

11 Кто в античности сыграл решающую роль в принятии христианства? (2балла)

12 Какую роль играет рассказ о детстве Августина в «Исповеди»? (2балла)

13 Как называются прием, который использует Боэций, когда изображает свою утешительницу философию? (2балла)

14 С какого события начинается действие «Исповеди» Августина? (2балла)

15 Как завершается «Исповедь» Августина? (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

Баткин Л.М. Не мечтайте о себе// Л.М. Баткин Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: Российск. Гос. Гумат. Ун-т, 2000. – С. 61-231.

Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь// Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М.,1992. – С. 224-258; 296-324.

2 АРХАИЧЕСКИЙ ЭПОС

При изучении текстов, предложенных во II части, студенты должны овладеть знаниями уникального литературного феномена – архаического эпоса раннего средневековья. Для достижения поставленной задачи необходимо не только прочитать программные тексты и разобраться в 2-х мифологических системах (кельтской и скандинавской), изучить лекции, которые помогут при подготовке к зачету, но уделять достаточное время рекомендуемой самостоятельной работе – конспектированию монографий, подготовке докладов и рефератов.

Архаическая форма эпоса сложилась задолго до государственного объединения народов. В основе ее лежали мифологические представления о мире, а главный персонаж совмещал черты первопредка, культурного героя и даже плута - трикстера. Примером такого синтеза может служить Один – верховный бог скандинавов, создатель мира, покровитель воинов, нередко сеющий распри. Биография героя архаического эпоса слагается, как правило, из определенного набора мотивов: необыкновенное деяние в раннем возрасте, ученичество у достойных, сватовство, связанное с испытанием смекалки и мужества, добывание чудесных предметов (волшебного меча, плаща-невидимки и т.п.), клятва побратимства, а впоследствии ее нарушение. Многие из этих мотивов отражают различные стадии распространенного обряда инициации воинов. Однако магистральный сюжет архаического эпоса - это рассказ о совершении героем подвигов, необходимых для защиты своего племени, личного обогащения или осуществления мести, причем его противники часто имеют вид хтонических чудовищ (драконы, змеи, волки и т. д.). Спасая мир от зла, герой часто гибнет сам, но его смерть – последний штрих героической биографии, последнее испытание, которое он достойно проходит, утверждая бессмертие непреходящих ценностей и собственной славы. Другой возможный вариант сюжета, который приводит героя к смерти,- совершение им недостойного поступка, а также мотив рокового золота. В архаическом эпосе народов Северной Европы эти мотивы часто переплетаются друг с другом. Так, например, для того, чтобы заполучить клад Сигурда, Гунар нарушает клятву побратимства и убивает героя, а затем гибнет сам, став жертвой коварства следующего охотника за сокровищами. Как справедливо отмечает Гуревич А.Я., «героический эпос германцев пронизан пафосом смерти, постигающей его героев».

Итак, в основе архаического эпоса лежит миф, активно взаимодействующий с различными ритуальными и обрядовыми действиями, который в эпоху общинно-родового строя, когда и создавался архаический эпос, был единственным критерием оценки происходящих событий и действий людей.

В архаическом эпосе выделяется несколько жанровых модификаций: поэма или песнь («Беовульф», песни «Старшей Эдды») и исландские саги, в отличие от других памятников этой эпохи, написанные прозой.

Для изучения данной темы предлагаются следующие художественные тексты: ирландские саги («Недуг уладов», «Изгнание сыновей Уснеха», «Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Похищение быка из Куальнге», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина»); исландские саги («Сага о Гисли», «Сага о Греттире», «Сага о Гунлауге Змеином Языке»); скандинавский эпос («Старшая Эдда»); англо-саксонский эпос («Беовульф»).

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1 Назовите основные черты, характеризующие героический эпос раннего Средневековья. (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2 Перечислите особенности сюжетостроения и композиции поэмы «Беовульф». (2балла)

3 Из каких частей состоит Уладский цикл? (2балла)

4 По какому принципу в кельтском эпосе принята классификация саг? (2балла)

5 Кто автор «Младшей Эдды» и какова цель ее написания? (2балла)

6 Как соотносится традиционный миф и влияние христианства в «Беовульфе»? (2балла)

7 В чем состоит специфика изображения женских образов ирландской и скандинавской поэзии? (2балла)

8 Назовите особенности композиции «Старшей Эдды». (2балла)

9 Объясните смысл скандинавского эсхатологического мифа в «Прорицании вельвы». (2балла)

10 Каковы способы раскрытия характера Кухулина в ирландской саге? (2балла)

11 Какую роль играют комические эпизоды в «Старшей Эдде»? (2балла)

12 Кого из богов оплакивает вся природа, великаны и боги? (2балла)

13 Чем заканчивается «Сага о Гисле»? (2балла)

14 Как называются поэтические вставки в исландских сагах? (2балла)

15 Кто из скандинавских богов поучает людей? (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

Гуревич А.Я. «Эдда » и Сага. – М., 1979.

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М.,1968.

Стеблин–Каменский М.И. Древнескандинавская литература. – М.,1973.

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. – Л., 1971.

Стеблин-Каменский М.И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире». –Новосибирск, 1976.

Жирмунский В.Н. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л., 1962.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968.