Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Р (стр. 3 из 9)

Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.

3 ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

При изучении данной части предлагается уделить внимание исторической составляющей, поскольку события, изменившие мир, стали своего рода эмблемой новой эпохи – эпохи Крестовых походов. Заслуживает внимание и принципиально новая и активно развивающаяся жанровая система: для осмысления всего этого сложного материала студенту предлагается вдумчиво проработать рекомендованные художественные тексты и монографические исследования.

Памятники, относящиеся к эпосу развитого Средневековья, представлены во многих национальных литературах, и, поскольку они имеют много общих, традиционно вычленяемых признаков, их принято относить к самостоятельной жанровой форме. Как и произведения архаического эпоса, средневековые поэмы анонимны; некоторые из них дошли до нас в неполном варианте («Песнь о Сиде»), другие же известны по многочисленным рукописям (так «Песнь о Роланде» насчитывает их 90). Эпоха, когда создавались эти памятники ( конец ХI – XIII вв), характеризовалась, с одной стороны, доминирующими центробежными тенденциями (феодальная раздробленность), с другой – осознанием пагубности этих тенденций. Отсюда определенная направленность эпической проблематики – мифологизация исторических событий далекого прошлого и подвигов героев, сражавшихся с врагами государства (а не с хтоническими чудовищами) и погибших за его свободу и счастье. Так поражение, нанесенное басками в Ронсевальском ущелье арьергарду Карла Великого в 778 году, превращается в героическую битву за Францию с неверными маврами отряда Роланда, а главной фигурой испанского эпоса является реальный исторический персонаж Родриго Диас де Бивар, прозванный маврами «Сидом». Именно патриотический пафос характерен для большинства произведений этого жанра («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»).

В эпосе нового времени образ главного героя претерпевает значительные изменения: у своего архаического прототипа он наследует силу и отвагу, но в большинстве произведений они не имеют сверхъестественного происхождения (исключение составляет «Песнь о Нибелунгах», герой которой Зигфрид использует магические предметы), т.е. практически полностью утрачивается связь с мифом. Главное же состоит в прославлении принципиально иных качеств: верности вассальному долгу, куртуазности – образцовый рыцарь, идеальный возлюбленный и муж, сын, брат и друг, который, в отличие от героя архаического эпоса, не способен нарушить слово, любимый народом герой близок к идеальному. Возможно, подобная трансформация главного персонажа эпоса связана с влиянием жанров куртуазной литературы – лирики и романа.

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1 В чем смысл конфликта Роланда и Ганелона? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2 Объясните значение образа Карла Великого. (2балла)

3 Охарактеризуйте пространство и время в «Песне о Нибелунгах»? (2балла)

4 Какой из мотивов активно используется в «Песне о Нибелунгах»? (2балла)

5 Охарактеризуйте конфликт Сида с королем и его роль в сюжете «Песни о моем Сиде»? (2 балла)

6 Какую роль играет воссоздание куртуазного быта и нравов эпохи в «Песне о Нибелунгах»? (2балла)

7 Что такое реконкиста? (2балла)

8 Какова роль Хагена в развитии сюжета «Песни о Нибелунгах»? (2балла)

9 К какой эпохе относят возникновение народно-героического эпоса? (2балла)

10 Назовите женские образы и их роль в сюжете поэм («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»). (2балла)

11 Назовите фантастические мотивы и их место в эпической поэзии развитого средневековья. (2балла)

12 Что означает термин куртуазность? (2балла)

13 В чем проявилась месть Кримхильды в финале «Песни о Нибелунгах»? (2балла)

14 В чем причина самого факта мести Кримхильды собственным братьям? (2балла)

15 Какие значения можно выделить в слове нибелунги? (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

Волкова З.Н. Эпос Франции. – М., 1984.

История французской литературы – М.-Л., 1946. – Т.1.

Томашевский Н.Б. Героические сказания Франции и Испании// Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. – М., 1976.

Михайлов А.Д. Жеста Гильома// Песни о Гильоме Оранжском. – М., 1985.

4 РЫЦАРСКИЙ РОМАН

При изучении рыцарского романа студентам необходимо приобрести знания об особенностях исторического феномена рыцарства, основавшего не только замковый мир с его празднествами (турнирами, карнавалами), но и создавшего оригинальную литературу. Для этого необходимо обратиться к истории средневековой Европы, что поможет составить представление о формировании нового литературного направления.

Среди многообразия средневековых жанров именно роман можно определить как доминирующий. Исследованию этого жанра и его модификаций посвящены многочисленные работы и научные дискуссии. В своих рассуждениях мы будем, прежде всего, опираться на концепцию М.М. Бахтина. Романное начало, по М.М Бахтину, есть диалогическое начало, перенесенное в литературную плоскость. Историю «романного слова» он представляет как развитие принципа «многоязычия»: как борьбу «диалога» с «монологом», «прозы» с «поэзией», «романа» с «эпосом».

Рыцарский роман как жанровая разновидность существенно отличается от романа нового времени. Он сохраняет генетическую связь с тем типом волшебной сказки, который вышел из мифов об инициации, а также с авантюрно-бытовым (по классификации М.М.Бахтина) античным романом. В центре внимания автора фигура совершенного рыцаря, чье нравственное «я» возникает на пересечении двух идеальных требований – беззаветной любви к Даме и образцовых героических подвигов. Завязка романа состоит в том, что гармоническое состояние мира взрывается: герой, увлеченный супружеством, забывает о необходимости деяний («Эрек и Энида») или, наоборот, рыцарские подвиги заставляют его нарушить слово, данное жене («Ивейн, или Рыцарь со львом »). Так возникает романтическая коллизия, характерная для рыцарского романа. В дальнейшем автор проводит героя через ряд испытаний-авантюр: поединки с чудовищами и злодеями, приключения в лесу и на море, помощь страждущим – все это помогает не только обрести утраченную гармонию, но и выйти внутренне обогащенным из многочисленных испытаний, выстрадав традиционный идеал верного вассала и любовника, неустрашимого воина.

Несомненна близость рыцарского романа и героического эпоса, поскольку герой романа наследует все традиционные идеалы эпоса (верность, благородство, доблесть и т.д.), хотя, как известно, рыцарский роман развивается в эпоху развитого Средневековья, когда эпос как живой жанр прекращает свое существование.

Роман – авторский текст, и каждый известный нам создатель рыцарских романов (Кретьен де Труа, Тома, Готфрид Страсбурский) по-своему трансформировал сюжет о любви и рыцарских доблестях, однако особого внимания заслуживает «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, который, используя легенду о святом Граале, показывает н е д о с т а т о ч н о с т ь куртуазного воспитания, но необходимость глубочайшей духовной эволюции, основанной на христианской вере. В финале романа показано мировое государство Грааля, соединившее Запад и Восток, т.е. новая социальная утопия.

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1 Дайте определение средневековому хронотопу (по Бахтину). (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2 Назовите романы Кретьена де Труа? (2балла)

3 Какое значение имеет имя Тристан и почему? (2балла)

4 Что такое Святой Грааль? (2балла)

5 Кто излечил Парсифаля от безумия и почему? (2балла)

6 Как звали брата Парсифаля и где он родился? (2балла)

7 Какими признаками характеризуется цикл романов круглого стола? (2балла)

8 Какими признаками характеризуется романы византийского цикла? (2балла)

9 В каком качестве в одном из романов Кретьена де Труа фигурирует лев? (2балла)

10 Кто из средневековых романистов определил героиню как «жену, подругу, даму»? (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Косиков Г.К. К теории романа// Проблема жанра в литературе Средневековья. – М.: Наследие, 1994. – С.45-87.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. – М., 1983.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986.

Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде// Легенда о Тристане и Изольде. – М., 1976.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1994. – С. 88-107.

Чавчанидзе Д.Л. Два романа штауфенской классики// Проблема жанра в литературе Средневековья. – М., 1994. – С. 102-141.

5 ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

При изучении городской литературы пред студентами стоит задача изучить главные жанровые формы. Особое внимание следует уделить фабльо, фарсам, басням, аллегорической литературе, поскольку именно эти жанры оказали значительное влияние на искусство слова последующих веков, в первую очередь, на литературу Возрождения.