Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Р (стр. 4 из 9)

Феномен города в эпоху средневековья формирует уникальные явления (появление университетов, развитие готической архитектуры), в числе которых особую роль играют литературные памятники.

Европейское театральное искусство формируется под влиянием двух взаимоисключающих тенденций: народного обрядового искусства и театрализованной мессы. С IХ века в католических храмах существовавшее пасхальное чтение текстов о погребении и воскресении Иисуса Христа сопровождается демонстрацией этого события при участии певческого дуэта двух полухорий. Самой ранней литургической драмой считается сцена Марий, пришедших к гробу Христа. В ней уже присутствует сочетание диалога с хоровым пением. Постепенно в литургическую драму, основанную на сакральных текстах, проникает бытовые мотивы и бытовая трактовка религиозных персонажей.

В ХII – ХIII вв. возникает новый вариант уже существующего действа – литургическая драма на паперти. Наполненность самыми разнообразными темами и образами привела к тому, что литургическая драма теряет свой существенный признак – неразрывную связь с церковным календарем и устраивается в шумные ярмарочные дни. Но, пожалуй, самым известн6ым типом религиозного действа была мистерия, рассказывающая подробно, красочно и обстоятельно о жизни Христа. Она начиналась с трогательных сцен жизни пастухов или волхвов, чтобы, не пропуская ни одного значительного эпизода, дойти до кульминационного напряжения Голгофы и разрешиться вознесением Иисуса. Позже появились пьесы, повествующие о жизненном пути богоматери и апостолов. Каждый библейский сюжет, мотив, иногда даже фраза проигрывались на подмостках средневекового театра, они разворачивались порой в обширный сценический эпизод, передававшийся средствами пантомимы или диалога. Мистериальное действие отличалось значительной протяженностью и могло длиться несколько дней.

Другой пьесой на религиозную тему, заимствовавшей сюжет из житийной литературы, в основе которого чаще всего был рассказ о чуде, совершенном святыми, был миракль. В этом драматургическом жанре присутствует интрига (например, в «Миракле о Теофиле» герой совершает сделку с дьяволом) и запрограммированное действие, подчиненное непреложному закону: в финале герой одумается и восславит Бога.

К ХIII веку относится появление сатирических сценок-диалогов, выводящих на подмостки представителей тех или других сословий. И хотя такие произведения пользовались успехом у зрителей, они не обладали напряженной интригой и были лишены действия. Однако такие «сказы» и «споры» многое сделали для подготовки комического театра: в них отрабатывались приемы речевой характеристики, возникали типы-маски. Все это содействовало появлению пьес дидактико-аллегорического характера, так называемых моралите, остросатирических пьесок – соти и собственно фарсов. В Германии и Австрии аналогом французского фарса был шванк. Существует мнение, что эти комические пьесы вычленились из мистерий. Среди торжественных сцен, посвященных деяниям Христа, встречалось немало комических, которые изображали шумных и ссорившихся торговцев, потасовку жадных солдат, делящих скудную одежду Христа. Эти живые, динамичные сцены, выросшие на библейском материале, но порой далеко от него ушедшие, начиняли, прослаивали возвышенно-одухотворенное действие мистерии. Именно сценки, согласно распространенному мнению, преобразовывались в фарсы. Эта теория подкрепляется данными этимологии: слово «фарс» означает не что иное, как «фарш», «начинку». В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Особое влияние оказала на фарс народная карнавальная культура с ее раскованными аллегориями и озорными травестии. Однако важно подчеркнуть, что сам фарс чужд карнавализации, в отличие от соти, который намеренно травестировал действительность, показывал ее в нарочито оглупленном, вывернутом наизнанку виде. Соти исполнялись актерами особого амплуа – шутами и шутихами (или «дураками» и «дурами»), носившими специальную одежду с непременным колпаком с бубенчиками. Дифференциации между исполнителями соти не было, они олицетворяли не живых людей, не сословные или профессиональные типы, а социальные институты: рыцарство, королевскую власть, папский Рим. Сатира в пьесах этого жанра бывала обычно социальной и даже ярко политической. Потому-то все запрещения, которые обрушивались на театральные объединения того времени, и аресты актеров происходили из-за слишком смелых намеков и иносказаний как раз в соти.

Аллегория как художественный прием, предполагающий изображение абстрактной идеи в виде конкретного, чувственного образа, применялась практически во всех жанрах средневековой литературы. В сочетании с другими литературными средствами ее можно обнаружить в повествовательных произведениях, в драме и лирике эпохи. Аллегория определяет художественную структуру таких жанров, как словопрение, видения, притчи, моралите, является важной составляющей поэмы («Повесть о Петре-пахаре») и романа («Роман о Розе»).

Как известно, природа аллегории уходит своими корнями в философию античности. Идеи Платона, сохраненные и развитые Академией, были переданы христианству неоплатониками; кроме того, восприятия окружающего мира как иносказания высшего бытия в средние века опиралось на авторитет Нового завета. Апостол Павел в Послании к римлянам утверждал, что Бога можно познать, созерцая созданный им мир, « ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы». Аллегорико-символическое восприятие мира позволяло рассматривать Вселенную как книгу для чтения или картину, являющуюся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть, прочитать истинное изображение жизни и смерти, положения и судьбы человека. Согласно Платону, любой предмет окружающего мира – бледное подобие, слепок бессмертной идеи, инобытия. Августин писал: «Теперь посмотрим, как далеко может доходить разум на пути от видимого к невидимому и от временного к вечному…». Согласно Августину, созерцание красоты мира приносит интеллектуальное удовольствие благодаря необходимости расшифровать ее смысл. Постепенно складывалась разветвленная система соответствий между явлениями эмпирической действительности и высшими потусторонними реалиями. В трудах отцов церкви содержится указатель образов, которые считались иносказательными: благоуханье – аллегория добродетели богородицы; вода – благодати и т. д.

Итак, культура Средневековья построена во многом на стремлении растолковать ту истину бытия, которая содержалась в священных книгах. Именно использование аллегории стало ключом для проникновения в тайну, поэтому прием был взят на вооружение многими жанрами: моралите, притчами, романами, видениями. Аллегорическая литература создала особый художественный универсум, все элементы которого (пространственно-временная организация, система персонажей и т.д.) конструировались логически для выражения какой-либо истины. Подобное структурирование художественного мира отнюдь не исключало изображения жизненной эмпирики, но именно это неповторимое сочетание рационализма и трансцендентности, узнаваемых реалий окружающего мира и неповторимость идеала, передаваемого из поколения в поколение, - отличительная черта аллегорической литературы.

Для анализа по данной теме предложен «Роман о Розе».

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1 Какова социально-историческая основа городской литературы? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2 Какова роль университетов в становлении городской литературы? (2балла)

3 Назовите античные образы в «Романе Розе». (2балла)

4 Назовите особенности жанра миракль? (2балла)

5 Назовите особенности жанра шванк и страну, в которой он возник. (2балла)

6 Определите авторство « Романа о Розе». (2балла)

7 Определите жанр «Романа о Лисе». (2балла)

8 От какого слова произошло название популярного жанра фарс? (2балла)

9 Назовите особенности жанра соти. (2балла)

10 Назовите особенности жанра мистерии. (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. – М., 1979.

Бахтин М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

Забабурова Н.В. Средневековый «Роман о Розе»: его история и судьба// Гильом де Лорис. Жан де Мен. Роман о Розе. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.3-23.

Михайлов А. Средневековый французский фарс. – М., 1981.

Попова М.К. Аллегория в английской литературе Средних веков. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.

Реутин М. Комические жанры в литературе средневековой Германии// Проблема жанра в литературе Средневековья. – М., 1994.

6 ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

При изучении данного модуля пред студентами стоит задача уяснить, обратить внимание на изменение жанровой палитры. Для достижения указанных целей необходимо обратить внимание на рекомендованные для изучения и конспектирования статьи и монографии, а также составления глоссария и карточек с цитатами поэтических текстов.

Лирика развитого средневековья берет свое начало в Провансе и непосредственно связана с творчеством трубадуров. Этимология слова «трубадур» чаще всего объясняется значением глагола «trobar» - «находить» (в значении «изобретать», «находить новое»). Трубадуры – поэты, слагавшие свои сочинения на народном языке юга Франции, получившим название «провансальского». Жонглеры – профессиональные певцы - разносили песни знаменитых трубадуров по феодальным дворам, что в условиях устной культуры трубадуров было равносильно их публикации.