Главной темой творчества трубадуров была любовь. Именно это чувство воспевалось в жанре куртуазной песни, или кансоны. Любовь, занявшая место античных муз, определяется трубадурами как источник совершенства, чистоты и добра – эта любовь облагораживает любящего. Любовный сюжет доминирует и в альбе – утренней песне, рассказывающей о расставании влюбленных на заре, и в серене, или серенаде – вечерней песне, прославляющей возлюбленную поэта; в ироничной манере любовный сюжет находит свое выражение и пасторели, в которой рассказывается о встрече рыцаря и пастушки. Злободневные вопросы политики и морали находили свое выражение в жанре сирвенты («песни служащего»), а диалог-спор осуществлялся в жанре тенсоны.
Студентам необходимо ознакомиться с творчеством Бертрана де Борна, Бернарда де Вентадорна, графини де Диа. Джауфре Рюделя.
Развитие миннезанга (букв. любовная песня) в Германии происходило несколько позже. Миннезанг расширяет круг тем, обозначенных в лирике Прованса: в стихотворениях Вальтера фон дер Фогельвейде появляется такое понятие, как «немецкая нация», о будущем которой поэт писал с отчаяньем и горем, так как боялся, что недальновидные политики в борьбе за власть отвергнут идею единого немецкого государства, возглавляемого императором. В миннезанге важную роль играют патриотические мотивы, осуждение феодальных смут, кроме того, можно отметить и откровенную морализацию, связанную со стремлением автора изменить к лучшему окружающий мир.
Студентам необходимо ознакомиться с творчеством Вальтера фон дер Фогельвейде.
Творчество вагантов (слово вагант означает «бродячий») – скитающихся клириков развивается в формате латинской традиции – свои песни, в которых доминируют темы Бахуса и Венеры, осуждение лицемерия католического Рима и прославления своего братства, они создают на латинском языке. Кроме того, ваганты связаны с появившимися в ХII веке в Европе университетами.
Студентам необходимо ознакомиться с творчеством Примаса, Архипиита, Вальтера.
КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1 Назовите основные темы поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде. (Правильный ответ оценивается 2 баллами)
2 Какой поэтический жанр характерен для творчества Бернарда де Вентадорна? (2балла)
3 Назовите основные темы поэзии Бертрана де Борна. (2балла)
4 Что такое куртуазия? (2балла)
5 Каково содержание сирвенты? (2балла)
6 Каково содержание тенсоны? (2балла)
7 Что означает мотив дальней любви? (2балла)
8 Что из современной жизни активно критикуют ваганты? (2балла)
9 Охарактеризуйте лирического героя поэзии трубадуров? (2балла)
10 Охарактеризуйте жанровую систему поэзии трубадуров. (2балла)
Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.
ЛИТЕРАТУРА
Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов// Поэзия вагантов. – М., 1975. – С. 421-514.
Дынник В.А. Бернарт де Вентадорн и «радостная наука» трубадуров// Бернарт де Вентадорн Песни. – М.,1979. – С. 101- 233.
Жизнеописания Трубадуров. – М., 1993.
Мейлах М.Б. Средневековые провансальские описания и куртуазная наука трубадуров// Жизнеописания Трубадуров. – М., 1993. – С. 507-549.
Самарин Р.М., Михайлов А.Д. Куртуазная лирика// История всемирной литературы. – М., 1984. – Т. 2. – С. 530-547.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
Абеляр Петр. История моих бедствий
Августин Аврелий. Исповедь.
Англо-саксонский эпос: Беовульф.
Боэций. Утешение философией
Беруль. Роман о Тристане.
Видение о Петре-Пахаре.
Вольфрам фон Эшенбах. Парсифаль.
Германо-скандинавский эпос: Старшая Эдда.
Городская литература: Адвокат Пьер Патлен; Женатый любовник; Трое волокит у распятия.
Ирландские саги: уладский цикл (Недуг уладов, Изгнание сыновей Уснеха, Рождение Кухулина, Сватовство к Эмер, Похищение быка из Куальнге, Болезнь Кухулина, Смерть Кухулина); фантастические саги (Плаванье Брана).
Исландские саги: (Сага о Гисли, Сага о Гунлауге Змеином Языке).
Кретьен де Труа. Эрик и Энида; Ивейн или Рыцарь со львом.
Лирика Провансальских трубадуров: Вентадорн, де Борн, де Диа, Джауфре Рюдель, Пейре Видаль.
Лирика миннезанга: Вальтер фон дер Фогельвейде, Тангейзер.
Лирика вагантов: Примас, Архипиит, Вальтер.
Мэлори Т. Смерть Артура
Окассен и Николет.
Песнь о Нибелунгах.
Песнь о Роланде.
Песнь о Сиде.
Поэзия Каролингского Возрождения. Творчество Алкуина. (по хрестоматии).
Роман о Лисе (по хрестоматии).
Роман о Розе.
Ротбеф. Чудо о Теофиле.
Стурлусон С. Младшая Эдда.
Тома. Роман о Тристане.
Фламенка.
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение/ Под ред. В. Жирмунского. – М., 1987.
История всемирной литературы. – М., 1984.
История английской литературы. – М., 1943-1945. – Т. 1, вып.1-2.
История немецкой литературы. – М., 1962. – Т.1.
История французской литературы. – М., 1946. – Т.1.
Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. – М., 1974 - 1975. – Т. 1- 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. – М., 1979.
Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. – М., 2000.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.
Гергей Е. История папства. – М., 1999.
Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1991.
Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1987.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е. – М., 1984.
Гуревич А.Я. О соотношении народной и ученой традиции в средневековой культуре (Заметки на полях Жака Ле Гоффа) // Французский ежегодник 1982. – М., 1984.
Жирмунский В.Н. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л., 1962.
Забабурова Н.В. Средневековый «Роман о Розе»: его история и судьба // Гильом де Лорис. Жан де Мен. Роман о Розе. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.3-23.
История всемирной литературы. Т.2. – М.,1984.
Косиков Г.К. К теории романа // Проблема жанра в литературе Средневековья. – М.: Наследие, 1994. – С. 45-87.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
Мелетинский Е.М. Средневековый роман. – М., 1983.
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986.
Михайлов А.Д. Жеста Гильома // Песни о Гильоме Оранжском. – М., 1985.
Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде// Легенда о Тристане и Изольде. – М., 1976.
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1994. – С. 88-107.
Михайлов А.Д. Средневековый французский фарс / Предисловие. – М., 1981.
Попова М.К. Аллегория в английской литературе Средних веков. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.
Проблема жанра в литературе Средневековья. – М.: Наследие, 1994.
Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь// Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992. – С.224-258; 296-324.
Садовская И.Г. Мифология. – Ростов-на-Дону, 2006.
Стеблин–Каменский М.И. Древнескандинавская литература. – М., 1973.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. – Л., 1971
Стеблин-Каменский М.И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире». –Новосибирск, 1976.
Томашевский Н.Б. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. – М., 1976.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988.
ГЛОССАРИЙ
Студенты должны самостоятельно и творчески составить индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий, с которыми они работают в процессе изучения курса. Составление словаря требует работы с различными учебными и справочными пособиями. Ниже приводятся примеры определения различных понятий.
АНТРОПОМОРФИЗМ – формирование греками на определенном этапе мифологического мышления образов богов по собственному образу и подобию с той, однако, принципиальной разницей, что боги бессмертны, беспечальны и могущественны. В скандинавской мифологии антропоморфные боги сохраняют свое величие и могущество, но они не бессмертны.
АРТУР, или Король Артур – главный персонаж средневековых рыцарских легенд. Самое раннее упоминание в староваллийской литературе называет Артура военным вождем одного из племен, однако вскоре скромный вождь был назван королем богов и людей – его вассалами оказываются персонажи, которые в старину имели статус богов – сыны Ллира, Брана и других. Он – оплот величайших доблестей, защитник королевства. Возможное объяснение этого феномена заключается, с одной стороны, в случайной контаминации всех славных деяний персонажей с именем Артур, с другой – традиционной мифологизации исторического персонажа, которому приписываются идеальные черты, и формируется национальный герой – пример для подражания. Создается новый пантеон с Артуром во главе, где царят четко прописанные законы: равенство рыцарей, подчеркнутое концепцией круглого стола, строгое вассальное служение, которое предопределяет торжество верности и благородства. Каждый персонаж Артуровского мира представляет собой неповторимый характер – особый психологический тип, в соответствии с которым развивается его история и судьба: безупречный рыцарь Ланселот, интриган сенешаль Кей, искатель приключений Ганелон и т.д. – но все они, подобно древним витязем, сражаются и побеждают чудовищ (драконов и великанов), обеспечивая победу добра над злом. Сам Артур консолидирует усилия своего народа. Когда Артуровская мифология себя исчерпала, с любимым героем поступили так же, как и с богами Племени Дану – отправили в волшебную страну. На острове Аваллон находится даже не столько могила, сколько прибежище Артура, где он спит, и будет спать, пока не понадобится своему народу – тогда Король прошлого и грядущего появится вновь.